Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:32, реферат
В разборе конфликтов, управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях исключительным, решающим считается роль руководителя. Это обусловлено тем, что руководитель любого ранга и уровня является лицом, с точки зрения своего служебного положения заинтересованным в поддержании у конфликтов функционально-позитивной направленности, которая идет на пользу, как общему делу, так и предотвращению, скорейшему преодолению деструктивных конфликтов, наносящих своими негативными последствиями ущерб совместной работе.
Руководитель обычно наделен определенными полномочиями, он обладает определенным объемом власти.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1. Типология конфликтов 4
1.2. Причины конфликтов 5
1.3. Стадии конфликтов 7
1.4. Последствия конфликтов 9
2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОНФЛИКТЕ 10
3. ОБРАЩЕНИЕ С КОНФЛИКТАМИ 12
3.1. Отношение руководителя к конфликту 12
3.2. Предупреждение конфликтов 14
3.3. Роль руководителя в разрешении конфликтов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 20
3.ОБРАЩЕНИЕ С КОНФЛИКТАМИ
3.1. Отношение руководителя к
Существуют четыре вида отношения руководителя к конфликтной ситуации.
1. Стремление избежать неприятности, страдания. Старший ведет себя так, как будто ничего не случилось. Он не замечает конфликта, уходит от решения вопроса, пускает случившееся на самотек, не нарушает видимого благополучия, не осложняет собственную жизнь. Его нравственная инфантильность нередко кончается бедой. Как снежный ком растут нарушения дисциплины. В конфликт втягивается все большее количество людей. Неразрешенные споры разрушают коллектив, провоцируют его участников на еще более грубые нарушения дисциплины.
2. Реалистическое отношение к действительности. Управляющий терпеливо, трезво относится к тому, что происходит. Он приспосабливается к требованиям конфликтующих. Другими словами, идет на поводу у них, стремясь смягчить конфликтные отношения уговорами, увещеваниями. Ведет себя так, чтобы, с одной стороны, не будоражить коллектив и администрацию, а с другой – не портить отношения с людьми. Но уговоры, поблажки приводят к тому, что старшего перестают уважать и над ним же смеются.
3. Активное отношение к случившемуся. Руководитель признает наличие критической ситуации и не скрывает конфликта от вышестоящих начальников и коллег. Он не игнорирует случившееся и не пытается угодить «и нашим и вашим», а действует в соответствии с собственными моральными принципами и убеждениями, игнорируя индивидуальные особенности личности конфликтующих подчиненных, ситуацию в коллективе, причины конфликта. В результате складывается ситуация внешнего благополучия, прекращения ссоры, нарушений дисциплины. Но при этом нередко калечатся жизни членов коллектива, ломаются их судьбы, вызывается устойчивая неприязнь к начальнику и коллективу, а иногда и к организации в целом.
4. Творческое отношение к конфликту. Старший ведет себя в соответствии с ситуацией и разрешает конфликт с наименьшими потерями. В этом случае он сознательно и целеустремленно, с учетом всех сопутствующих явлений находит выход из конфликтной ситуации. Он учитывает объективные и субъективные причины конфликта, например, не зная мотива оскорбления одним работником другого, не принимает скороспелого решения.
Творческое отношение, тщательный
анализ случившегося особенно необходимы
при восприятии критики. Если критикующий
стремится повысить эффективность работы,
исправить недостатки, мешающие полноценному
труду, общественной работе, необходимо
зафиксировать ценные советы, постараться
исправить упущения, а в свободное время,
когда выступавший остынет, если была
необходимость, покритиковать его за бестактность,
объяснить, какой должна быть критика,
и обязательно похвалить за серьезное отношение к работе,
Если критикующий сводит личные счеты или стремится преподнести себя, показать свою принципиальность, лучше всего постараться заручиться поддержкой присутствующих и уйти от дальнейшего контакта с выступавшим. Что-либо объяснять в данном случае бесполезно. Лучше спокойно объяснить присутствующим причину возмущения критикующего, показать, чем вызвано желание «смело» выступить против пробелов в работе.
Особенно неприятные формы критики – это выступление с целью повышения своего статуса в коллективе и критика с целью получения эмоционального заряда. В том и другом случае конфликтующего совершенно не интересует дело. Причина - откровенно корыстные мотивы или любовь к склокам, радость от эмоциональной разрядки, потребность в ней. В обеих ситуациях нельзя поддаваться эмоциональному воздействию, становиться мишенью для критикующего. Если есть возможность, следует выйти из помещения, если нет – спокойно, с достоинством поговорить с коллективом на интересную тему или заняться каким-нибудь делом, ни в коем случае не демонстрируя презрения к критикующему, не стимулируя еще больше его эмоциональный накал.
Указанные формы критики редко встречаются в чистом виде и далеко не всегда используются сознательно и преднамеренно. Поэтому их трудно распознавать и правильно интерпретировать. Однако, разобравшись в их причинах, легче определить цель критикующего и наметить тактику предупреждения ссоры и выхода из конфликтной ситуации.
Безразличное отношение руководителя к событиям в коллективе, пассивная реакция на как будто бы незначительные трения сотрудников нередко вызывают устойчивые неуправляемые конфликты. Поэтому целесообразно не доводить дело до серьезных столкновений, не ждать, пока сами собой наладятся добрые отношения. Необходимо, ставя перед подчиненным определенную цель, организуя его деятельность, направленную на достижение этой цели, воспитывая в коллективе товарищество, дружбу, повышать сплоченность его членов, делать коллектив устойчивым к разногласиям и конфликтам.
Если же этого сделать
не удается, конфликт возник, необходимо
его ликвидировать с
3.2. Предупреждение конфликтов
Нельзя забывать, что любой
конфликт связан с дополнительными
издержками. Развитие конфликтной ситуации
вовлекает все большее число
участников, внимание вовлеченных сторон
отвлекается от решения основных
задач, создается напряженная
Предупреждение конфликта
в организации осуществляется тремя
главными действующими «лицами», субъектами:
вышестоящим руководством, определяющим
общее положение данного
Несмотря на важность всех
субъектов регулирования
В нормальных условиях существования
организации, при слаженности действий
высшего руководства, конкретного
руководителя и коллектива в принципе,
возможно исключить из ее жизни конфликты
с негативной, деструктивной направленностью.
Однако предотвратить конфликты удается
далеко не всегда. К тому же чаще всего
это бывает и не целесообразно. В случае
появления конфликта важно обеспечить
управление процессом его развертывания и
Деструктивный конфликт, как
и болезнь, легче предупредить или
лечить возникновение. Ранняя стадия обращения
с конфликтом – его профилактика, которая
предполагает недопущение
Есть действительно неизбежные
конфликты, связанные с процессом
развития, и есть конфликты необязательные,
которые порождаются
Профилактика конфликтов
в организации достигается за
счет четкой организации труда; здорового
морально-психологического климата
в коллективе; профессионально и
социально компетентного
Иными словами, профилактика
конфликта предполагает недопущение
возникновения в коллективе всех
рассмотренных ранее и
Профилактика конфликта, как
и его предотвращению в целом служат такие
меры, как:
1) правильный подбор и
2) постоянное совершенствование оплаты труда в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) ритмичность работы, внимание к условиям труда и жизни работников;
4) совершенствование методов
управления организацией с
5) своевременное обеспечение ресурсами, их рациональное и справедливое распределение;
6) соответствие прав и
обязанностей сотрудников,
7) четкое распределение производственных заданий, полномочий и ответственности;
8) создание формального и
9) формирование благоприятных
10) укрепление коллективных норм саморегуляции поведения работников, сплачивание коллектива;
11) уделение особого внимания
слухам, сплетням, мелким ссорам, которые
обычно являются показателями
незагруженности работников и
создают благоприятную для
12) обеспечение равномерности
В профилактике конфликтов
большую роль может сыграть психологическая
служба учреждения. На Западе в последние
годы развивается тенденция
3.3. Роль руководителя в
Руководитель может выбрать одну из пяти традиционных ролей медиатора в разрешении конфликта:
«третейский судья» – обладает
максимальными возможностями
«арбитр» – то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому;
«посредник» – нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам;
«помощник» – организует
«наблюдатель» – своим
Существуют различные подходы в понимании роли руководителя в разрешении конфликта.
Первый – руководителю
целесообразно ориентироваться
на роль посредника, а не арбитра. Считается,
что арбитраж имеет ряд особенностей,
снижающих его эффективность
при разрешении межличностных
- необходимость принятия решения
побуждает руководителя к поиску «истины»,
что является неадекватным
- принятие решения в пользу одной из сторон вызывает негативные эмоции в отношении «арбитра»;
- принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реализацию и последствия этого решения;
- решение проблемы руководителем
затрагивает предмет борьбы, но не взаимоотношения
сторон, поэтому полного разрешения конфликта,
предполагающего договор между участниками,
Второй подход – руководителю
необходимо уметь применять все типы посредничества.
Основными для руководителя являются
роли арбитра и посредника, а дополнительными – роли
Модель арбитра оптимальна в
- руководитель имеет дело с
- одна из сторон явно не
- конфликт протекает в
- служебные обязанности
- нет времени на детальное
- конфликт кратковременный и
Роль арбитра целесообразно
использовать при регулировании
конфликтов по вертикали, особенно когда
участники конфликта разделены
несколькими иерархическими
Модель посредника эффективна
- примерного равенства
- длительных неприязненных
- наличия у оппонентов хороших навыков общения, общего развития и культуры;