Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:32, реферат
В разборе конфликтов, управлении поведением персонала в конфликтных ситуациях исключительным, решающим считается роль руководителя. Это обусловлено тем, что руководитель любого ранга и уровня является лицом, с точки зрения своего служебного положения заинтересованным в поддержании у конфликтов функционально-позитивной направленности, которая идет на пользу, как общему делу, так и предотвращению, скорейшему преодолению деструктивных конфликтов, наносящих своими негативными последствиями ущерб совместной работе.
Руководитель обычно наделен определенными полномочиями, он обладает определенным объемом власти.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 4
1.1. Типология конфликтов 4
1.2. Причины конфликтов 5
1.3. Стадии конфликтов 7
1.4. Последствия конфликтов 9
2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ КОНФЛИКТЕ 10
3. ОБРАЩЕНИЕ С КОНФЛИКТАМИ 12
3.1. Отношение руководителя к конфликту 12
3.2. Предупреждение конфликтов 14
3.3. Роль руководителя в разрешении конфликтов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 20
8. Различие исходных позиций. Это может быть и различный уровень образования, квалификации и ценностей персонала, и неодинаковые условия труда и материально-технического оснащения и т.п. различных подразделений. Подобные причины ведут к непониманию, неоднозначному восприятию задач и обязанностей, неслаженности деятельности взаимозависимых подразделений и, в конечном счете, к конфликтам.
Три последние причины
характеризуют главным образом
межорганизационные конфликты. В реальной
жизни конфликты часто
Довольно часто основными
причинами конфликта в
В сплоченном, работоспособном
производственном коллективе руководство
и общественные организации обязательно
заботятся об оптимизации труда
и отдыха работников, об их здоровье
и бюджете времени, о создании
условий для самостоятельной
1.3. Стадии конфликтов
Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы. Выделяют следующие четыре стадии конфликта.
1. Зарождение, или возникновение.
На этой стадии конфликт имеет скрытый
для стороннего наблюдателя характер
и проявляется как недовольство, выражаемое
в словесной форме, в изоляционистском
или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие,
2. Формирование. На этом этапе
происходит консолидация сторон конфликта
и выдвижение требований к
3. Расцвет. Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений.
4. Угасание или преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достигнутого между ними соглашения, либо устранения одной из сторон.
Приведенная классификация
может использоваться при анализе
конфликтов. Однако выделяемые в ней
стадии развертывания присущи любым
социальным процессам. Применительно
к конфликтам данная классификация
имеет достаточно общий характер
и сама по себе не раскрывает специфику
этого феномена, а также лежащие
в основе большинства конфликтов
реальные, объективные противоречия.
Поэтому представляется целесообразным
выделение следующих, более конкретных
стадий конфликта, в большей степени,
по сравнению с другими
1. Конфликтная ситуация, или
потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется
наличием у сторон противоположных объективных
интересов при еще не осознанной несовместимости
целей и устремлений. Пример конфликтной
ситуации – понижение руководством служащего
в должности (или увольнение) во время
его пребывания в отпуске без уведомления.
Очевидно, что в этом случае возвращение
сотрудника в организацию, как правило,
2. Нарастание социальной напряженности. На этой стадии стороны все более четко осознают несовместимость своих интересов и целей, происходит консолидация участников конфликта. Она начинается с психологического беспокойства, эмоционального недовольства и т.п. и, последовательно развертываясь, завершается кризисом. Характерными чертами кризиса являются:
- четкое осознание
- эскалация сферы напряженности,
- игнорирование вопросов, по
3. Конфликтные действия. Для этой стадии свойственны поведение или деятельность, направленные на блокирование действий оппонента или его устранение (в данном качестве) и реализацию таким путем собственных целей. Конфликтные действия могут проявляться по-разному: от словесных перепалок до применения физической силы.
Острота конфликтных действий обычно зависит от следующих факторов (условий):
1) уровня противоборства,
значимости объекта (предмета) конфликта
для его участников. Конфликты,
затрагивающие фундаментальные
цели и ценности людей, всегда
имеют более острый характер,
чем соперничество по
2) степени применения
насилия и других
3) затраченной энергии
и ресурсов сторон. Конфликты,
в которых стороны уже много
потеряли и ради которых они
понесли большой материальный, моральный
и иной ущерб, отличаются
4) эмоционального накала
и конфликтной культуры вообще.
Известно, что, когда кипят страсти,
стороны не останавливаются
1.4. Последствия конфликтов
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их.
Выделяют следующие основные функциональные (позитивные) последствия конфликтов для организации:
1) проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы;
2) совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
3) стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;
4) эффективное разрешение конфликтов
между руководителем и подчиненными разрушает
так называемый «синдром покорности» – страх
открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения
5) улучшаются отношения между
6) люди перестают рассматривать
наличие разногласий как «зло»,
Основные дисфункциональные (
1) непродуктивные,
2) отсутствие стремления к
3) представление о
4) сворачивание или полное прекращение
взаимодействия с противоположной стороной,
препятствующее решению
5) убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;
6) чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров.
Конечно, как негативные,
так и позитивные последствия
конфликтов нельзя абсолютизировать,
рассматривать вне конкретной ситуации.
Реальное соотношение функциональных
и дисфункциональных
2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТАХ
Лучший способ предупредить конфликт – не допустить его. Руководить без конфликтов – возможно ли это? Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики.
Конфликты, которых следует избегать – это деструктивные явления, приводящие к разрушению ресурсов вместо вовлечения их в конструктивный процесс оптимального использования.
Ресурсы – это силы и их источники, ресурсы – это люди, их духовное богатство и готовность приложить свои силы к какому-то делу. Ресурсы – это, конечно, сырье и материалы, капитал и земля, природа и окружающая среда. И ресурс особого рода – это наше время.
Руководитель – это человек, в большей, чем другие, степени ответственный за оптимальное использование ресурсов, их улучшение и умножение.
Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет – значит потерять квалификацию руководителя, управляющего.
Самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Тот, у кого это вызывает пессимизм, должен задаться вопросом, а отвечает ли это его интересам, например стремлению к коллективному управлению. Ведь этот стиль немыслим без специфических конфликтов, и более того, он вызывает эти конфликты.
Само слово «конфликт» содержит ответ. Оно – латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». Если «столкновение» затрагивает сферу идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. Вопрос состоит в том, что делать в этой ситуации, как вести себя в отношении своих же сотрудников? Если мы рассчитываем иметь дело с сотрудниками, имеющими собственную позицию, которые не являются молчаливыми и бездумными исполнителями, действующими против собственной воли, но выполняющими все им предписанное, то конфликты неизбежны, но плодотворны. Речь идет о действительном сотрудничестве, при котором работник и управляющий соотносят свои представления, которые имеют равный вес и принимаются в расчет при принятии решений. Возникающие дискуссии должны приводить к выработке совместных предложений, которые полезны всем сторонам. Предложение (тезис) и контрпредложение (антитезис) в идеале образуют совместное решение (синтез).
Если вызов приводит к
совместному поиску решений, к открытому
обмену мнениями, к конфликту выдвигаемых
концепций, то что-то должно привести к
«потере стабильности». Если эта
система административно-
Но не станем забывать, что в любом конфликте есть изрядная порция предположений о будущем, о котором, как известно, точно знать ничего нельзя. Поэтому всегда есть сомнения относительно того, в чем же состоит высшее благоразумие. Но и в этом вопросе при коллективном управлении возможно определенное согласование позиций. Следует также учитывать личностную структуру участвующих лиц. Человек, как говорят психологи, когда они хотят быть понятыми – это на одну десятую голова и на девять десятых – желудок. Почему это соотношение должно измениться, если человек утром миновал проходную и прошел по коридорам учреждения до своего рабочего места? Кроме того, мужчины с детства приучаются держать чувства при себе и уж во всяком случае, не быть «размазней». Результат: чувства оказываются загнанными в сферу подсознания, откуда их воздействие становится еще менее контролируемым. И еще, мы научились наши чувства и инстинкты обряжать в «мантию разума». На языке психологов этот процесс называется «рационализацией», когда разум используется как прикрытие для других, истинных движущих сил. Другими словами, собственно мотивы остаются прежними.
Управляющему следует
учитывать и то, что конфликт может
казаться разрешенным в атмосфере
«наибольшей деловитости». На самом
же деле стороны остались неудовлетворенными:
хотя на уровне «рацио» общее решение
найдено, но остались эмоции. И они
ищут эха. И наоборот: один из ваших
сотрудников выдвигает на первый
план рациональные причины, чтобы на
самом деле удовлетворить эмоциональные
установки. По принципу: если рациональное
решение производственного
В этом случае коллективный
стиль управления компрометируется.
Конфликт приносит плоды не всей «команде»,
а только «избранным». Способствующие
этому факторы и внешние