Роль менеджера на предприятии и в производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что организация не может существовать без менеджеров, так как жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
получение сырья и ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ПРОИЗВОДСТВЕ…….…… 5
1.1. Роль менеджера в организации……………………………………………... 5
1.2. Должностные права и обязанности руководителей……………………….. 7
1.3. Трехуровневая должностная иерархия менеджеров……………………... 10
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………. 13
2.1. Управленческие проблемы и причины их возникновения………………. 13
2.2. Подготовка менеджеров высшего уровня……………………………….... 15
2.3. Последствия неограниченной власти и безвластия………………………. 17
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ…………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Менеджмент организации.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Одна  из важных задач – выбор такой  оптимальной организационной структуры, которая лучше всего отвечала бы целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него внутренним и внешним факторам в существующих и ожидаемых условиях функционирования предприятия. Эффективное решение этой задачи – цель диагностического анализа организационного и кадрового потенциала предприятия.

     Прежде  всего, руководителю необходимо вначале  выработать собственное мнение, личную концептуальную (желаемую, «идеальную») модель управления предприятием.

     Важный  этап этой работы — постановка лично руководителем цели стратегического развития предприятия с учетом эффективного использования его потенциала. Организация не может существовать без целевых ориентиров.

     Выделяется  две основные составляющие целевого начала в деятельности организации: миссия и цели. Хорошо сформулированная миссия включает в себя описание ориентиров, сферы деятельности, философии организации, возможностей и способов осуществления деятельности, а также желательного имиджа организации.

     Цели  организации описывают конкретное состояние отдельных параметров, которых она желала бы добиться через определенный промежуток времени. Цели должны отвечать некоторым обязательным требованиям. Они должны быть достижимыми, гибкими, измеримыми, конкретными, совместимыми и приемлемыми.6

     Правильно организованный процесс выработки  целей предполагает прохождение четырех фаз:

  1. выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
  2. установление целей для организации в целом;
  3. построение иерархии целей;
  4. установление индивидуальных целей.

       Первая  фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, происходящим в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство  должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, правильно предусмотреть все невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

       Вторая  фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины  целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе, и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

       Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

       Четвертая фаза. Для того, чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере, их труд будет способствовать достижению целей организации. Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей. 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

       Менеджмент  – это управление  производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

       Менеджмент  – важнейшая составная часть  управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

       Управление, как известно, представляет собой  осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

       Менеджер  – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Организация не может существовать без менеджеров.

       Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли:

    1. роль по принятию решения;
    2. информационная роль;
    3. роль руководителя.

       Однако  не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры  занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

       В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации. 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. 528 с.: ил.
  2. Основы менеджмента: Учеб. для вузов /Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова, и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 376 с.: ил.
  3. Менеджмент. Учебник / Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт-Издат, 2003 – 591 с.
  4. Менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 351300 Коммерция и 061500 Маркетинг / Под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»).
  5. Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 512 с.
  6. Основы менеджмента / Под ред. Лопатиной С.Г. –  М.: Юрайт-Издат, 2004. – 295 с.
  7. Попов Н.А., Федоренко В.Ф. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: БЕК, 2006. – 614 с.
  8. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 189 с.
  9. Кнышева Е.Н. Менеджмент. – М.: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2006. – 302 с.
  10. Каменипера С.Е. Организация, планирование, управление деятельностью предприятий: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 613 с.

Информация о работе Роль менеджера на предприятии и в производстве