Роль менеджера на предприятии и в производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что организация не может существовать без менеджеров, так как жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
получение сырья и ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ПРОИЗВОДСТВЕ…….…… 5
1.1. Роль менеджера в организации……………………………………………... 5
1.2. Должностные права и обязанности руководителей……………………….. 7
1.3. Трехуровневая должностная иерархия менеджеров……………………... 10
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………. 13
2.1. Управленческие проблемы и причины их возникновения………………. 13
2.2. Подготовка менеджеров высшего уровня……………………………….... 15
2.3. Последствия неограниченной власти и безвластия………………………. 17
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ…………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Менеджмент организации.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

       Осуществляя представительную функцию, руководитель в той или иной мере представляет свой коллектив на разных уровнях внутриорганизационной иерархии как по горизонтали (например, отношения со смежниками), так и по вертикали (отношения с вышестоящим руководством, администрацией). Эта сторона представительства выражается в умении руководителя отстаивать интересы своего коллектива (коллектива подразделения). Кроме этого, представительская функция может реализовываться в активности руководителя за пределами его организации, т. е. во взаимоотношениях с другими организациями. Во всей этой деятельности руководитель является своеобразным «лицом коллектива».

       В век информации все большую роль играет коммуникативная функция,  включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, распространение деловой информации, проведение переговоров и др.

       Все возрастающее значение человеческого  фактора в жизни организации  выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

       В рамках рассмотренных функций для  руководителя определены:

  • соответствующие права по  решению возникающих вопросов самостоятельно или по согласованию с вышестоящим руководством;
  • круг подчиненных и степень их участия в подготовке документов различного уровня;
  • полномочия во внешних контрактах.

       В различных ситуациях и на различных  уровнях управления те или иные права и обязанности руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания или перестройки организации прежде всего нужны руководители-предприниматели, создающие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.

       В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрений и наказаний.

       В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет широкие возможности для развития личности, для принятия самостоятельных решений интересных и сложных проблем, а также престижна, приносит уважение окружающих и сама по себе увлекательна. При этом основная его задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а чтобы, изучив ситуацию и наметив план действий, организовать ее выполнение силами подчиненных, проконтролировать и оценить их действия.2 

    1. Трехуровневая должностная иерархия менеджеров.
 

       Коллектив управленцев-менеджеров имеет трехуровневую  должностную иерархию. В зависимости  от уровня в управленческой иерархии можно выделить три звена руководства: высшее, среднее, низшее.

       Менеджеры, выполняющие функции управления производственным персоналом, называются управленцами первого уровня, или низшего звена. К ним относятся мастера (бригадиры) в производственных цехах (супервайзеры), менеджеры отелей, банков, старшие медицинские сестры в больницах и т. п. Они работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их действия. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. В их обязанности входят: организация и координация труда подчиненных; обеспечение условий для выполнения ими качественно и в срок производственных заданий; контроль над соблюдением графика работ, рациональным использованием оборудования, материальных и иных ресурсов, производственной, технологической  трудовой дисциплины, техники безопасности; содействие рационализаторству, изобретательству. внедрению передовых методов работы.

       Менеджеры низшего звена имеют право  в установленном порядке премировать подчиненных, налагать на них дисциплинарную ответственность, делать соответствующие представления руководству подразделений и организации.

       Менеджеры среднего звена выполняют функции управления менеджерами первого уровня. Они назначаются и освобождаются от должности первым руководителем или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Через подчиненных руководителей они управляют деятельностью в подразделениях: устанавливают задания исполнителям, осуществляют текущий контроль, проводят мероприятия по совершенствованию организации и технологии производства, условий труда, соблюдению санитарных норм. В рамках компетенции им предоставлено право решать кадровые вопросы (частично самостоятельно, частично выходя с предложениями к руководству организации), поощрять и наказывать своих подчиненных. Являясь промежуточным уровнем иерархии управления, они осуществляют реализацию программ посредством выполнения планов, которые доводят до менеджеров низшего звена, а о полученных результатах информируют менеджеров высшего уровня.

       Менеджеры высшего уровня определяют стратегическую политику деятельности хозяйствующего субъекта, управляют коммуникативными отношениями с элементами внешней среды. Основные задачи менеджеров высшего уровня состоят в формировании миссии, ценностей и политики организации, основных стандартов ее деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.

       Функции высших руководителей чрезвычайно  сложны, разноплановы, требуют глубоких всесторонних знаний, аналитических  способностей, задатков политика,  дипломата, публициста и оратора. Поскольку сегодня каждый человек в отдельности таким критериям отвечать уже не в состоянии, высшее руководство реализует их в составе команды, где первое лицо является уже не «боссом», а первым среди равных.

       Команда высшего руководства обычно подбирается  первым руководителем, или главным администратором, занимающим свою должность на основании контракта с собственником (государством, акционерами, пайщиками), являющимся его доверенным лицом и несущим перед ним полную ответственность за состояние и результаты работы организации. С юридической точки зрения в обязанности первого руководителя входят: организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров, открытие счетов в банках; решение кадровых вопросов; стимулирование руководителей более низких уровней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
 
    1. Управленческие  проблемы и причины  их возникновения.
 

       Управленческая  проблема представляет собой сложный  вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения. Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте, вокруг них всегда есть круг лиц или организаций, их порождающих, однако предприятие не останавливается из-за этого в развитии. Меняется соотношение его внутренних переменных, изменяется внешнее окружение, и в результате, естественно, возникают сложные вопросы, которые необходимо решать. Здесь имеется причинно-следственная связь. Например, изменились ставки налогов, устарела технология и т. д.

       Чтобы уяснить причины возникновения  проблем, необходим причинно-следственный анализ. В ходе его проведения можно обнаружить истинные причины, отсеять побочные, неглавные, сопутствующие, уяснить, глубоко изучить и оценить ситуацию. Тем самым будет подготовлена предпосылка к принятию необходимого решения.

       Управленческие  проблемы классифицируются по следующим признакам:

  • степень важности и срочности. Как правило, самые важные проблемы и являются наиболее срочными;
  • масштабы последствий, в случаях принятия или непринятия решения, и численность организаций и лиц, которых затрагивают данные проблемы;
  • возможность решения проблемы с наименьшими затратами в оптимальные сроки;
  • степень риска, связанного с решением данной проблемы, и возможность возникновения новых проблем на этой основе;
  • степень структуризации и формализации, возможность выражать проблему в количественных и качественных показателях и т. д.

       Кроме того, проблемы могут различаться  по способам их разработки:

    1. безальтернативный, когда путь решения проблем только один, других вариантов решения нет;
    2. бинарный и многовариантный, когда проблему можно решить двумя и более способами;
    3. комбинационный, в случаях, когда ни один из способов не может дать положительного ответа на вопрос как разрешить проблему. Он заключается в том, что проводится комбинирование отдельных частей и способов решения проблем, не противоречащих друг другу. В целом это основа для последующего поэтапного решения проблемы.

       Отдельно  рассматривается вопрос о сроках решения проблемы.

       Виды  проблем рассматриваются по следующим критериям:

  • стратегические, направленные на формирование базы стратегических данных, их уяснение, изучение, оценку и практическое использование;
  • тактические, разрешение которых происходит в более короткие сроки, чем стратегические;
  • долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие;
  • по уровням руководства – высшего, среднего и низового звеньев управления.

       Каждый  менеджер в любой организации  или на предприятии с первых шагов  в своей деятельности сразу же встречается с массой проблем. Они  могут быть маленькими и большими, разрешимыми или неразрешимыми, крайне опасными или не очень. Причина их возникновения кроется в самой работе людей. Управленческие проблемы возникают вследствие нежелательных явлений внутреннего или внешнего свойства, получения результатов работы, отличающегося от запланированного, ошибочных действий руководства и рядовых исполнителей. К основным причинам возникновения управленческих проблем следует отнести:

       изначально  ошибочные цели организации, способы  и сроки их достижения;

       неверные  принципы и методы деятельности работников;

       ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников;

       умышленные  нарушения в технике, технологии, финансах, поставках и т. д.;

       изменения в политике и экономике государства;

       природные катаклизмы и стихийные бедствия (пожар, наводнение и др.) 

    1. Подготовка  менеджеров высшего уровня.
 

       В настоящее время наиболее актуальной проблемой является подготовка менеджеров высшего уровня, или высшей квалификации. К ним относятся менеджеры, которые получили не только профессиональное высшее образование по определенной специальности как бакалавры, магистры или специалисты, но и имеют дипломы мастера делового администрирования.

       Менеджеры высшей квалификации должны уметь обобщать проблемы хозяйствующего субъекта, выявлять и решать функциональные задачи в своей (выбранной) сфере управленческой деятельности, исходя из общей позиции хозяйствующего субъекта во внешней рыночной среде на макро- и микроуровнях.3

       В настоящее время в России существуют три типа менеджеров высшей квалификации. К первому типу относятся управленцы или так называемые хозяйственники, имевшие опыт работы в дорыночный период и адаптировавшиеся к новым рыночным условиям.

       Ко  второму типу относятся управленцы, названные антрепренерами, которые приобретали опыт руководства в переходный период в процессе становления рыночных отношений с начала 1980-х гг.

Информация о работе Роль менеджера на предприятии и в производстве