Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что организация не может существовать без менеджеров, так как жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
получение сырья и ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ПРОИЗВОДСТВЕ…….…… 5
1.1. Роль менеджера в организации……………………………………………... 5
1.2. Должностные права и обязанности руководителей……………………….. 7
1.3. Трехуровневая должностная иерархия менеджеров……………………... 10
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………. 13
2.1. Управленческие проблемы и причины их возникновения………………. 13
2.2. Подготовка менеджеров высшего уровня……………………………….... 15
2.3. Последствия неограниченной власти и безвластия………………………. 17
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ…………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 29
Менеджеры первого типа отличаются высоким профессионализмом и знаниями отраслевой специфики производства продукции и услуг. Они успешно решают управленческие задачи в сфере производственного менеджмента, что способствует получению продукции и услуг высокого качества в установленные сроки при запланированных издержках. Однако менеджеры этого типа не обладают достаточной квалификацией и навыками для решения задач в таких сферах управленческой деятельности, как финансовое обеспечение, инвестиции, сбыт, маркетинг.
Менеджеры второго типа – это предприниматели, получившие практический опыт управления в хозяйствующих субъектах, где имели свой пай или долю как учредители, либо это – индивидуальные частные предприниматели. Они обладают навыками диверсификации, способностью осваивать новые виды продукции и услуг в различных отраслях, проникать на новые географические и демографические рынки. Такие менеджеры способны решать задачи практически во всех сферах управленческой деятельности, начиная от организации процессов основного производства до обеспечения охраны окружающей среды и безопасности.
Менеджеры
третьего типа – это новое поколение профессионально
обученных менеджеров, нацеленных на овладение
навыками управления в любой отрасли и
сфере управленческой деятельности. Они
имеют специальное образование, обладают
знанием языков, деловой корректностью,
трудовой активностью, лояльностью по
отношению к собственникам. Как правило,
эти менеджеры обучались либо проходили
стажировки за рубежом, имеют четкое представление
об отличиях американского, японского,
европейского, азиатского (арабского)
и российского менеджмента, соответствующих
стилях руководства и корпоративного
поведения.4
Главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей организации при любых условиях. Она достигается с помощью власти, под которой подразумевается способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.
Существует заблуждение, что власть любого ранга автоматически придает нужный вес и авторитет лицу, занимающему определенный пост, а также наделяет его неограниченной властью, необходимыми навыками и способностями к управлению. Иногда это порождает некомпетентных, бесталанных и грубых руководителей, работать с которыми очень сложно и неинтересно.
Сочетание качеств и знаний менеджера и специалиста в соответствующей области деятельности является одной из важнейших составляющих эффективной и бесперебойной работы организации. Многие руководители, вышедшие из технических и инженерных работников, считают управленческие навыки необязательными. Они опираются на технические знания и навыки вместо управленческих, и, не умея организовать работу подчиненных, выполняют сами большой объем непрямых обязанностей. Это создает неразбериху в деятельности, перегруженность одних и недостаточную загруженность других работников и ведет в конечном итоге к отсутствию четкого механизма реализации власти. Такие руководители избирают стиль автократического руководства в крайней степени проявления всех присущих ему качеств. В конечном счете наблюдается стремление к захвату неограниченной власти. При данном типе руководства понятие «власть» достигает своего абсолютного значения, и последствия ее могут распространяться на решения не только в сфере профессиональной деятельности, но и вне нее. Подчиненные фактически не имеют никаких личных прав, а следовательно, изменение выбранного руководителем курса действий уже невозможно. Состояние зависимости подчиненных от своего руководителя может быть обусловлено множеством причин, которые связаны со стремлением к достижению определенных индивидуальных целей, т. е. необходимого для них результата деятельности на данный момент (материальный достаток, продвижение по службе, профессиональное самовыражение, обретение властных полномочий и пр.).
Эффективность организации, основанная на неограниченной власти, может проявляться в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Как правило, успех, достигнутый таким образом, не долговечен, потому что, добившись цели, руководитель часто пытается удержать свою власть искусственным путем, что может противоречить остальных членов организации, а его уход или устранение разрушает организационную ситуацию. В любом случае происходит снижение эффективности деятельности, а иногда ее полный провал.
Среди
проблем, которые порождены
Поверхностный подход к работе со стороны руководителя приводит к тому, что исполнители получают возможность не работать, а лишь имитировать выполнение обязанностей. Причем это порождает примитивное мышление и дилетантское поведение как руководителя, не желающего вникнуть в суть дела, так и подчиненного, не знающего, в чем эта суть заключается или не желающего быть «умнее начальника». В результате исполнитель занимает позицию безоговорочно принимающего всю неограниченную власть своего руководителя.
III. Манипулирование и другие жесткие методы психологического воздействия на работников. В повседневной практике часто возникают ситуации, когда прямое воздействие невозможно или неэффективно. В таких случаях манипулирование остается единственным средством воздействия и влияния на подчиненных. Однако всегда существует опасность того, что имевшее место успешное манипулирование один раз станет формой руководства. Это может превратить подчиненных в послушных марионеток и бездумных исполнителей в руках руководителя. Руководитель не всегда умеет находить общий язык с подчиненными. Одним из крайних негативных проявлений взаимодействия коллектива и руководителя может быть противостояние, т. е. когда интересы и цели коллектива (подчиненных) не совпадают с целями организации, и (или) руководитель не может направить действия подчиненных на достижение этих целей. В таких ситуациях руководитель не выполняет необходимые функции, разрывая тем самым иерархические нити процесса управления. В определенном подразделении или на одном из иерархических уровней наступает безвластие. Последствия его могут развиваться по-разному. Так, если подчиненные представляют сплоченный коллектив, то среди них, скорее всего, есть неформальный лидер, тогда властные полномочия и возможность влиять на поведение сотрудников перейдут к нему. При этом диапазон власти лидера может быть более широк, чем у руководителя, и не стеснен рамками должностных полномочий. Как правило, в трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидер. И это понятно, так как подобный коллектив создается прежде всего для получения определенной продукции, а не для решения личных проблем работников. Однако не следует забывать об эмоциональной стороне дела, т. е. возможности возникновения такого поведения, которое будет негативно сказываться на результатах работы коллектива. Следовательно, развитие ситуации в условиях безвластия будет зависеть от уровня компетентности, грамотности, профессионализма и, наконец, целей и ценностей, которые лежат в основе сплоченности коллектива, и стремление неформального лидера направить действия людей в позитивное русло деятельности. В таком случае следует говорить о безвластии с формальной точки зрения. Здесь ситуация может быть взята под контроль руководством более высокого ранга и приведена в норму.5
Для осуществления нормальной деятельности организации, особое внимание необходимо уделять квалификационным характеристикам менеджера высшего уровня. К ним относятся:
К важнейшим качествам менеджеров высшей квалификации, имеющим ранг от высшего, равного 1, до низшего, равного 4, отнесены следующие:
Более полный список качеств менеджера высшей квалификации состоит из следующих, ранжированных на основе опроса мнений специалистов-исследователей в странах Запада:
Перечисленные качества менеджеров высшей квалификации позволяют получать следующую важнейшую управленческую продукцию, ожидаемую от них:
Информация о работе Роль менеджера на предприятии и в производстве