Роль менеджера на предприятии и в производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что организация не может существовать без менеджеров, так как жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
получение сырья и ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ПРОИЗВОДСТВЕ…….…… 5
1.1. Роль менеджера в организации……………………………………………... 5
1.2. Должностные права и обязанности руководителей……………………….. 7
1.3. Трехуровневая должностная иерархия менеджеров……………………... 10
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………. 13
2.1. Управленческие проблемы и причины их возникновения………………. 13
2.2. Подготовка менеджеров высшего уровня……………………………….... 15
2.3. Последствия неограниченной власти и безвластия………………………. 17
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ…………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Менеджмент организации.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
align="justify">       Третий  тип – это молодые, получившие специальную подготовку управленцы, или так называемые профессиональные наемные менеджеры.

       Менеджеры первого типа отличаются высоким  профессионализмом и знаниями отраслевой специфики производства продукции и услуг. Они успешно решают управленческие задачи в сфере производственного менеджмента, что способствует получению продукции и услуг высокого качества в установленные сроки при запланированных издержках. Однако менеджеры этого типа не обладают достаточной квалификацией и навыками для решения задач в таких сферах управленческой деятельности, как финансовое обеспечение, инвестиции, сбыт, маркетинг.

       Менеджеры второго типа – это предприниматели, получившие практический опыт управления в хозяйствующих субъектах, где имели свой пай или долю как учредители, либо это – индивидуальные частные предприниматели. Они обладают навыками диверсификации, способностью осваивать новые виды продукции и услуг в различных отраслях, проникать на новые географические и демографические рынки. Такие менеджеры способны решать задачи практически во всех сферах управленческой деятельности, начиная от организации процессов основного производства до обеспечения охраны окружающей среды и безопасности.

       Менеджеры третьего типа – это новое поколение профессионально обученных менеджеров, нацеленных на овладение навыками управления в любой отрасли и сфере управленческой деятельности. Они имеют специальное образование, обладают знанием языков, деловой корректностью, трудовой активностью, лояльностью по отношению к собственникам. Как правило, эти менеджеры обучались либо проходили стажировки за рубежом, имеют четкое представление об отличиях американского, японского, европейского, азиатского (арабского) и российского менеджмента, соответствующих стилях руководства и корпоративного поведения.4 
 
 

    1. Последствия неограниченной власти и безвластия.
 

       Главной целью руководителя является направление  усилий коллектива на достижение общих  целей организации при любых  условиях. Она достигается с помощью власти, под которой подразумевается способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле. Без власти нет организации и нет определенного порядка в деятельности.

       Существует  заблуждение, что власть любого ранга автоматически придает нужный вес и авторитет лицу, занимающему определенный пост, а также наделяет его неограниченной властью, необходимыми навыками и способностями к управлению. Иногда это порождает некомпетентных, бесталанных и грубых руководителей, работать с которыми очень сложно и неинтересно.

       Сочетание качеств и знаний менеджера и  специалиста в соответствующей области деятельности является одной из важнейших составляющих эффективной и бесперебойной работы организации. Многие руководители, вышедшие из технических и инженерных работников, считают управленческие навыки необязательными. Они опираются на технические знания и навыки вместо управленческих, и, не умея организовать работу подчиненных, выполняют сами большой объем непрямых обязанностей. Это создает неразбериху в деятельности, перегруженность одних и недостаточную загруженность других работников и ведет в конечном итоге к отсутствию четкого механизма реализации власти. Такие руководители избирают стиль автократического руководства в крайней степени проявления всех присущих ему качеств. В конечном счете наблюдается стремление к захвату неограниченной власти. При данном типе руководства понятие «власть» достигает своего абсолютного значения, и последствия ее могут распространяться на решения не только в сфере профессиональной деятельности, но и вне нее. Подчиненные фактически не имеют никаких личных прав, а следовательно, изменение выбранного руководителем курса действий уже невозможно. Состояние зависимости подчиненных от своего руководителя может быть обусловлено множеством причин, которые связаны со стремлением к достижению определенных индивидуальных целей, т. е.  необходимого для них результата деятельности на данный момент (материальный достаток, продвижение по службе, профессиональное самовыражение, обретение властных полномочий и пр.).

       Эффективность организации, основанная на неограниченной власти, может проявляться в ее способности быстро, в короткие сроки  выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Как правило, успех, достигнутый таким образом, не долговечен, потому что, добившись цели, руководитель часто пытается удержать свою власть искусственным путем, что может противоречить остальных членов организации, а его уход или устранение разрушает организационную ситуацию. В любом случае происходит снижение эффективности деятельности, а иногда ее полный провал.

       Среди проблем, которые порождены неограниченной властью, можно выделить три основные:

  1. Внутренняя неуверенность руководителей (например, молодых или недавно получивших назначение), которая заставляет их сомневаться в возможности успешного выполнения порученного дела при условии, что они делегируют часть прав и обязанностей своим подчиненным. Поэтому такой руководитель, давая распоряжения, старается сохранить за собой максимум властных полномочий, а на  исполнителя переложить больше ответственности, чем это должно быть, и даже найти источник личной зависимости подчиненного. Это приводит к нарушению равновесия между делегированными правами и  обязанностями и ставит исполнителя в положение «крайнего», т. е. отвечающего за все конечные результаты задания, что в свою очередь укрепляет в руководителе уверенность во власти должности, которую он занимает.
  2. Трудность понимания смысла некоторых видов современной деятельности из-за их обманчиво простой формы. Многие современные руководители не очень стараются (или не видят в этом необходимости) вникнуть в сущность различных видов деятельности в организации. Они зачастую довольствуются поверхностным знанием смысла и содержания выполняемой сотрудниками работы, не обращая внимание на главное. Сегодня это весьма часто подтверждается фактами найма на работу специалистов, не имеющих необходимой подготовки и образования, в расчете на быстрое обучение их на практике, что в большинстве случаев не оправдывается и наносит организации серьезный урон.

       Поверхностный подход к работе со стороны руководителя приводит к тому, что исполнители  получают возможность не работать, а лишь имитировать выполнение обязанностей. Причем это порождает примитивное мышление и дилетантское поведение как руководителя, не желающего вникнуть в суть дела, так и подчиненного, не знающего, в чем эта суть заключается или не желающего быть «умнее начальника». В результате исполнитель занимает позицию безоговорочно принимающего всю неограниченную власть своего руководителя.

       III. Манипулирование и другие жесткие методы психологического воздействия на работников. В повседневной практике часто возникают ситуации, когда прямое воздействие невозможно или неэффективно. В таких случаях манипулирование остается единственным средством воздействия и влияния на подчиненных. Однако всегда существует опасность того, что имевшее место успешное манипулирование один раз станет формой руководства. Это может превратить подчиненных в послушных марионеток и бездумных исполнителей в руках руководителя. Руководитель не всегда умеет находить общий язык с подчиненными. Одним из крайних негативных проявлений взаимодействия коллектива и руководителя может быть противостояние, т. е. когда интересы и цели коллектива (подчиненных) не совпадают с целями организации, и (или) руководитель не может направить действия подчиненных на достижение этих целей. В таких ситуациях руководитель не выполняет необходимые функции, разрывая тем самым иерархические нити процесса управления. В определенном подразделении или на одном из иерархических уровней наступает безвластие. Последствия его могут развиваться по-разному. Так, если подчиненные представляют сплоченный коллектив, то среди них, скорее всего, есть неформальный лидер, тогда властные полномочия и возможность влиять на поведение сотрудников перейдут к нему. При этом диапазон власти лидера может быть более широк, чем у руководителя, и не стеснен рамками должностных полномочий. Как правило, в трудовом коллективе доминирующее положение занимает деловой лидер. И это понятно, так как подобный коллектив создается прежде всего для получения определенной продукции, а не для решения личных проблем работников. Однако не следует забывать об эмоциональной стороне дела, т. е. возможности возникновения такого поведения, которое будет негативно сказываться на результатах работы коллектива. Следовательно, развитие ситуации в условиях безвластия будет зависеть от уровня компетентности, грамотности, профессионализма и, наконец, целей и ценностей, которые лежат в основе сплоченности коллектива, и стремление неформального лидера направить действия людей в позитивное русло деятельности. В таком случае следует говорить о безвластии с формальной точки зрения. Здесь ситуация  может быть взята под контроль руководством более высокого ранга и приведена в норму.5

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.
 

       Для осуществления нормальной деятельности организации, особое внимание необходимо уделять квалификационным характеристикам менеджера высшего уровня. К ним относятся:

  • понимание сущности бизнеса и стратегического управления в условиях рынка, миссии и главной стратегической цели деятельности системы управления хозяйствующего субъекта, его позиции во внешней конкурентной среде, владение методами диагностики состояния параметров внутренней и элементов внешней среды хозяйствующего субъекта;
  • владение современными экономико-математическими методами анализа состояния системы управления, методологией системного подхода ук построению и реорганизации управления, количественными методами прогнозирования, программирования и планирования, а также способностями к принятию решений и их реализации в конкретных ситуациях;
  • умение определять стратегические цели деятельности и организовывать их реализацию, анализировать рациональность (эффективность) построения организационной структуры управления, усовершенствовать ее для решения перспективных стратегических целей и адаптации к внутренним и внешним условиям деятельности, осуществлять распределение функциональных полномочий и ответственности на основе применения теоретических принципов управления, анализировать и разрабатывать программы, планы конкретных мероприятий, создавать Положения о структурных подразделениях системы управления, должностные инструкции и другие документы, регламентирующие функции структурных подразделений и управленческого персонала;
  • способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, формировать показатели мониторинга, владеть принципами и методами управления процессами в различных сферах деятельности, применять их на практике, использовать известные концепции управления, принципы и методы формирования систем всеобщего управления качеством;
  • владение знаниями и навыками управления коллективом, современными концепциями организационного поведения и управления человеческими ресурсами, методиками планирования и организации кадровой службы, эффективной активации деятельности персонала, принципами и методами управления конфликтами, формирования и развития качеств и навыков лидера, построения организационной культуры, осуществления организационных изменений.

       К важнейшим качествам менеджеров высшей квалификации, имеющим ранг от высшего, равного 1,  до низшего, равного 4, отнесены следующие:

    • хорошая деловая репутация среди коллег и партнеров;
  • умение собрать команду и делегировать права принятия важнейших решений ее членам;
  • менеджерский профессионализм, умение использовать управленческие технологии, методы, методики и приемы принятия решений;
  • универсальность знаний, умений, навыков и способность работать в разных отраслях и странах.

       Более полный список качеств менеджера  высшей квалификации состоит из следующих, ранжированных на основе опроса мнений специалистов-исследователей в странах  Запада:

    • обладает навыками формирования миссии и стратегического развития внутренней среды хозяйствующего субъекта на перспективу;
      • внушает доверие внутренним и внешним контактным аудиториям;
    • обладает способностью подбора квалификационной команды менеджеров;
    • следует в своей работе высоким этическим стандартам поведения, общения с коллегами и внешними контактными аудиториями;
    • владеет методами и приемами активации персонала в процессе решения поставленных управленческих задач;
    • учитывает не тол интересы коллектива хозяйствующего субъекта, но и потребителей (клиентов);
    • ориентирует свои функции и деятельность системы управления на увеличение доходов (дивидендов) акционеров;
    • владеет методами и методиками прогнозирования изменений в процессах, происходящих во внешней и внутренних средах хозяйствующего субъекта;
    • обладает способностью эффективно решать управленческие задачи и имеет навыки разработки планов мероприятий по выводу хозяйствующего субъекта из кризисной ситуаций.

       Перечисленные качества менеджеров высшей квалификации позволяют получать следующую важнейшую управленческую продукцию, ожидаемую от них:

      • долгосрочную стратегию, представленную в виде главной стратегической цели, стратегических направлений развития, целевых стратегических программ и планов ориентированную на дальнейшее развитие хозяйствующего субъекта в условиях рынка;
      • краткосрочные и текущие планы деятельности, ориентированные на удовлетворение текущих потребностей целевых рынков и адаптированные к изменениям элементов внешней среды макро- и микроуровня;
      • финансовые результаты решения управленческих задач, проявляющиеся в увеличении доходов, степени ликвидности акций во внешней среде на рынках ценных бумаг;
      • сформулированную миссию хозяйствующего субъекта на выбранных географических и демографических рынках, определяющие маркетинговые возможности развития на долгосрочную перспективу;
      • результаты продвижения новых товаров на новые рынки, оцениваемые их долей по сравнению с долей основных конкурентов;
      • планы и конкретные мероприятия по внедрению новых методов и услуг в процессе обслуживания клиентов;
      • стратегические программы и планы по вертикальному и горизонтальному интегрированию хозяйствующих субъектов в единую структуру;
      • эффективное управление активами хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Роль менеджера на предприятии и в производстве