Роль менеджера на предприятии и в производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что организация не может существовать без менеджеров, так как жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
получение сырья и ресурсов из внешнего окружения;
изготовление продукта;
передача продукта во внешнюю среду.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
1. РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ И В ПРОИЗВОДСТВЕ…….…… 5
1.1. Роль менеджера в организации……………………………………………... 5
1.2. Должностные права и обязанности руководителей……………………….. 7
1.3. Трехуровневая должностная иерархия менеджеров……………………... 10
2. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………. 13
2.1. Управленческие проблемы и причины их возникновения………………. 13
2.2. Подготовка менеджеров высшего уровня……………………………….... 15
2.3. Последствия неограниченной власти и безвластия………………………. 17
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ…………….. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…… 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Менеджмент организации.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное  образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

   ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

(Тульский  филиал ГОУ ВПО РГТЭУ) 
 
 
 
 
 

курсовая  работа

по  дисциплине: «Менеджмент организации»

на  тему: «Роль менеджера на предприятии и в производстве». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка заочной  формы обучения

2 г/о на базе  СПО

специальности  080507

«Менеджмент организации»

Белоусова Т.О.

Проверил:

Д.э.н., профессор

Бабанов В.Н.

 
 
 
 

ТУЛА, 2007 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

1. Роль менеджера на предприятии и в производстве…….…… 5

    1. Роль менеджера в организации……………………………………………... 5
    2. Должностные права и обязанности руководителей……………………….. 7
    3. Трехуровневая должностная иерархия менеджеров……………………... 10
  1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА……………………. 13
    1. Управленческие проблемы и причины их возникновения………………. 13
    2. Подготовка менеджеров высшего уровня……………………………….... 15

2.3. Последствия  неограниченной власти и безвластия………………………. 17

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ…………….. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…… 27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………… 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Понятие  «менеджмент»  последнее   время  все  чаще  и   чаще употребляется в  русском языке.  Открываются «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров»,  проводятся «семинары менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том,  что же именно скрывается за этим красивым словом.

    Слова «менеджер»  и «менеджмент» употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является  человек,  организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

       В литературе менеджмент определяется как  управление  производством, система  методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.

       Управление, как известно, представляет собой  осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

       Необходимость в управлении возникает по мере появления  целей, достижение которых требует коллективных усилий. В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание значения непроизводственной сферы, в частности, коммерческой деятельности.

       Менеджмент  – важнейшая составная часть  управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

       Менеджер  – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры  являются ключевыми людьми в организации. Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют  в организации ряд разнообразных ролей, которые будут рассмотрены в моей работе.

       Актуальность  данной темы заключается в том, что  организация не может существовать без менеджеров, так как жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

    • получение сырья и ресурсов из внешнего окружения;
    • изготовление продукта;
    • передача продукта во внешнюю среду.

       Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее уже не может существовать. Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, которое осуществляется руководителем (менеджером), и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Роль  менеджера на предприятии  и в производствЕ.
 
    1. роль менеджера в организации.
 

       Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

       Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

  • менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  • менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
  • менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
  • менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
  • менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
  • менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
    • менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.1

       Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли. Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

       Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде факторов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации

       В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не может успешно управлять своим коллективом.

       В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации. 

    1. Должностные права и обязанности  руководителей.
 

       Должностные права и обязанности руководителя находятся в тесной зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать в процессе своей  работы. Поэтому их рассмотрение целесообразно начать с анализа важнейших функций руководителя.

       В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т. е. обязательных видов  деятельности (обязанностей), среди  которых необходимо выделить следующие: административная, стратегическая, экспертно-консультативная, инновационная, представительская, коммуникационная и социальная.

       Административная  функция является одной из наиболее значимых в деятельности руководителя. В переводе с латинского «администратор» буквально означает «управитель», человек, выполняющий управленческую работу.

       Традиционно специалисты склонны разделять  управленческий процесс на пять этапов: планирование, организация, руководство  людьми, мотивация и контроль. Считается, что именно через них проходит в своей работе каждый менеджер. Поэтому в административную функцию входит пять подфункций:

  1. планирование, в процессе которого руководитель определяет этапы выполнения задания, намечает, как достичь единых рабочих целей, предполагает возможные варианты решения потенциальных проблем;
  2. организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности – распределение среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктирование и др.;
  3. кадровая, заключающаяся в организации подбора необходимых работников, их ориентации, профессионального обучения, обеспечения необходимым инструктажем и т. п.;
  4. стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности;
  5. контрольная, заключающаяся в оценке  промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведение ее необходимой корректировки.

       В основе стратегической функции лежат планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности не только конкретного руководителя, но и всей организации в целом процессе разработки стратегии и составления планов.

       Экспертно-консультативная  функция имеет как минимум три основных направления развития деятельности руководителя:

  1. в связи с реализацией им профессиональной компетентности;
  2. в связи с действиями по оптимизации организационного процесса, который выражается в передаче части руководящих полномочий подчиненным;
  3. в связи с контролем работы подчиненных, осуществляемых в форме консультирования, проведения собеседования, публичного обсуждения результатов и др.

       В рамках нового этапа НТР все большее  значение приобретает инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и дает необходимые консультации подчиненным.

Информация о работе Роль менеджера на предприятии и в производстве