Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:17, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
У многих людей обладание
руководящими позициями выполняет
субъективно- компенсаторные функции,
позволяет подавлять или
Заметный вклад
в развитие психоаналитического
объяснения феномена лидерства внесли
ученые Франкфуртской школы Э. Фромм,
Т. Адорно и др. Они выявили тип
личности, предрасположенный к
Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы — слабости, садомазохизма.
Будучи руководителями, авторитарные личности не приемлют демокра- тический стиль руководства, имеют склонность к распространению своей власти на личные отношения с подчиненными и нарушению их прав, заботятся не столько об интересах дела, сколько о сохранении или увеличении своей власти. За такого рода лидерами необходим жесткий контроль.
Психоаналитическое
объяснение стремления к лидерству,
конечно же, никак не исчерпывает
все типы таких мотиваций. Большинство
людей не испытывает психологического
удовольствия от обладания властью
и даже явно не стремится к неформальному
лидерству Сама по себе власть не является
для них ценностью. Многие вообще
предпочли бы уклониться от руководящих
должностей и связанной с ними
ответственности, если бы власть не открывала
широкие возможности для
Инструментальная
мотивация лидерства наиболее распространена
в организациях. Она не сводится
к стремлению обладать. Лишь материальными
благами и славой, а может иметь
и духовно-нравственное содержание.
Многие лидеры, особенно неформальные,
в своих действиях обычно руководствуются
высокими целями, мотивами нравственной
ответственности за общее дело, показания
помощи товарищам по работе, налаживания
дружеских отношений в
Однако названные субъективные причины стремления к лидерству не исчерпывают всех типов его мотивации. Существует, например, игровая мотивация. Она предполагает восприятие человеком процесса руководства, в том числе неформального лидерства, как интересной, захватывающей игры. В этом случае главным мотивом лидерства выступает само содержание управленческой деятельности, связанное с общением и принятием сложных и важных решений.
3. Управление лидерством в организации
Первостепенная значимость лидерства для эффективности руководства, его позитивное и негативное воздействие на управление персоналом придают задаче влияния на этот феномен особую практическую важность. Сама же задача нередко формулируется как управление лидерством, хотя такая формулировка далеко не бесспорна. Среди специалистов до сих пор не завершена дискуссия о том, является формирование лидерства управляемым или это стихийный в своей основе процесс. Иными словами, лидерами становятся или рождаются?
Несмотря на отсутствие
однозначного ответа на данный вопрос,
имеющиеся теоретические и
Проблема управления лидерством в организации
включает по меньшей мере пять аспектов.
1. Выявление лиц
с прирожденными и (или)
Существует несколько
способов выявления лидерских
Известный американский исследователь лидерства Стивен Кови утверждает, что лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем. Лучшие лидеры обычно придерживаются общего комплекса ценностей, в который входят справедливость, равенство, беспристрастность, целостность, честность, доверие. Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1) непрерывное
2) ориентация на служение другим;
3) излучение положительной
энергии, доброжелательность и
уклонение от восприятия
4) вера в других;
5) рациональное распределение времени и усилий;
6) внутренняя уверенность,
оптимизм, свежий взгляд на события,
восприятие жизни как
7) самокритичность, толерантность (терпимость), признание заслуг других и их равного права на самовыражение;
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
2. Развитие лидерства
— целенаправленное
3 Тесная увязка
и интеграция индивидуальных
целей и интересов членов
4. Сочетание в
деятельности руководителя
5. Организационная
интеграция лидеров,
Интеграция лидеров предполагает обеспечение
лояльности существующих руководителей,
отбор наиболее способных работников,
мотивированных на реализацию целей организации,
поощрение их профессионально-должностного
роста, налаживание добрых отношений и
сотрудничества со стихийно сложившимися
группами и их лидерами, формализация,
если это возможно и целесообразно, лидерства.
Большой ущерб управлению
персоналом и деятельности организации
в целом способны нанести деструктивные
лидеры, например лидеры групп противников
нововведений, собутыльников, расхитителей
собственности, взяточников и т.п.
Для устранения такого рода лидерства
возможны различные способы действий.
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации
деструктивного лидерства — перехват
его основополагающих функций формальным
руководителем, реализация им тех потребностей
группы, которые осуществляет или пытается
осуществлять лидер.
Такого рода лидерство может быть устранено,
например, за счет повышения внимания
к неформальному общению с людьми, своевременному
и полному информированию сотрудников,
рассеиванию необоснованных опасений
относительно их будущего.
Четвертый способ устранения негативного для организации лидерства — подрыв репутации лидера, его компрометация в его собственных глазах и особенно в глазах его последователей, всего коллектива. Это может быть достигнуто, в частности, за счет вежливого, но постоянного показа на собраниях низкой профессиональной компетентности лидера, сомнительности его нравственных качеств, беспер-спективности или опасности тех действий, к которым он побуждает, и т.п.
Внешние и внутренние
условия лидерства постепенно меняются,
обусловливая новые потребности
в соответствующих лидерских
качествах.
Факторами эволюции качеств лидера можно
считать:
. изменение внешних условий;
. возникновение новых проблем;
. внутренние изменения организации;
. изменения индивидуальных
и групповых ожиданий и
. изменение ожиданий и интересов самого лидера.
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
1) повышение эффективности лидерства;
2) постепенное падение
эффективности деятельности
3) полная утрата
лидером способности к
Информация о работе Роль лидерства в современной организации