Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:17, курсовая работа
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство – важнейший
компонент эффективного руководства.
Оно встречается везде, где есть
устойчивое объединение людей. Само
слово
«лидер» означает «вождь», «ведущий».
Несмотря на кажущуюся простоту этого
понятия, в современной науке, при наличии
общности исходных позиций различных
авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Лидерство отличается
от руководства, которое предполагает
достаточно жесткую и формализованную
систему отношений господства –
подчинения. Лидер
– это символ общности и образец поведения
группы. Он выдвигается, как правило, снизу,
преимущественно стихийно и принимается
последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.
Теория черт объясняет
феномен лидерства выдающимися
качествами человека, такими как ум,
воля, целеустремленность, организаторские
способности, компетентность и др. Согласно
концепциям харизматического лидерства
последователи испытывают вдохновение
от лидера и стремятся во всем ему
подражать. В факторно-аналитической
теории вводится понятие целей и
задач, связанных с конкретной ситуацией,
которые формируют стиль
Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.
Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.
Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.
Роль лидера в
управлении персоналом определяется его
усилиями по отбору достойных претендентов
на членство в рабочей группе, он
должен направлять групповую энергию
на решение организационных целей.
Лидерство также находит
Стратегия развития
организации и эффективность
лидерства связаны с
Незаменимая роль лидера
в осуществлении изменений
1. Основы лидерства
1.1. Понятие и содержание лидерства
Практика показывает,
что ни один фактор не обеспечивает
большую выгоду и пользу для организации,
чем эффективное лидерство. Лидеры
нужны для определения целей
и задач, для организации, координации,
обеспечения межличностных
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.
Лидерство определяют
как процесс социального
Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).
Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Феномен лидерства
коренится в самой природе
человека и общества.
Явления, во многом схожие с лидерством
встречаются в среде животных, ведущих
коллективный, стадный образ жизни. Здесь
всегда выделяется наиболее сильная, достаточно
умная, упорная и решительная особь —
вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии
с его неписаными законами, которые диктуются
взаимоотношениями со средой и являются
биологически запрограммированными.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.
Четкость выделения
лидирующих позиций зависит от типа
общности, составляющей систему, и ее
взаимоотношений с окружающей средой.
В системах, характеризующихся низкой
групповой интеграцией и
В малых группах,
основанных на непосредственных контактах
их членов, институциализация лидирующих
позиций может не происходить. Здесь
на первый план выдвигаются индивидуальные
качества личности, ее способность
объединить группу, повести ее за собой.
В крупных же объединениях, эффективность
коллективных действий которых требует
четкой функционально- ролевой дифференциации
и специализации, а также оперативности
управления и жесткости подчинения,
институциализация и
Именно к такому
типу объединений относится
Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.
Быть менеджером
и быть лидером в организации
– это не одно и то же.
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных
и построении отношений с ними прежде
всего использует и полагается на должностную
основу власти и источники, ее питающие.
Лидерство как специфический тип отношений
управления основывается больше на процессе
психологического воздействия.
Этот процесс является гораздо более сложным,
требующим высокого уровня взаимозависимости
его участников. В отличие от собственно
управления лидерство предполагает наличие
в организации последователей, а не подчиненных.
Собственно отношения «начальник – подчиненный»,
свойственные традиционному взгляду на
управление заменяются отношениями «лидер
– последователь».
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям.
Отличие менеджера
от лидера
|Менеджер |Лидер |
|Администратор |Инноватор |
|Поручает |Вдохновляет |
|Работает по целям других |Работает по
своим целям |
|План – основа действий |Видение – основа
действий |
|Полагается на систему |Полагается на
людей |
|Использует только доводы |Использует
как доводы, так и эмоции |
|Контролирует |Доверяет |
|Поддерживает движение |Дает импульс
движению |
|Профессионален |Энтузиаст |
|Уважаем |Обожаем |
|Делает дело правильно |Делает правильное
дело |
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Лидерству в значительной
мере свойственна неформальная основа.
Оно – суть неформальное руководство.
«Руководство, - пишет, в частности,
Р. Л.
Кричевский, - феномен, имеющий место в
системе формальных (или, как еще говорят,
официальных) отношений, а лидерство –
феномен, порожденный системой неформальных
(неофициальных) отношений. Причем роль
руководителя заранее определена «на
табло» социальной организации, оговорен
круг функций реализующего ее лица. Роль
лидера возникает стихийно, в штатном
расписании учреждения, предприятия ее
нет… Руководство есть социальный по
своей сущности феномен, а лидерство –
психологический»[1]. Руководство – явление
более стабильное, менее подверженное
перепадам мнений и настроений членов
группы, чем лидерство.
По механизму своего
выдвижения лидер может быть формальным
или неформальным. В первом случае
его назначают сверху или же выдвигают
и избирают и он приобретает, таким
образом, официальный статус руководителя.
Неформальный же лидер может проявиться
и получить признание в коллективе, организации
в силу своих ярко выраженных индивидуальных,
социальных, политических, психоло-гических
и иных качеств. Своим авторитетом и влиянием
неформальный лидер воздействует на поведение
людей и может составить оппозицию формальному
руководителю.
Сила и принуждение
при лидерстве часто заменяются
побуждением и воодушевлением. В
результате лидерского подхода воздействие
основывается на принятии людьми требований
лидера без явного или прямого
проявления власти.
Способность лидера влиять на людей дает
ему возможность использовать власть
и авторитет, получаемые от его последователей.
В целом лидерские
отношения отличает то, что последователи
признают лидера составной частью организации
только тогда, когда он доказал свою
компетентность и ценность. Лидер
получает свою власть от последователей,
поскольку они признают его в
качестве лидера. Для поддержания
своей позиции лидер должен предоставлять
им возможность удовлетворять свои
потребности, которые не могут быть
достигнуты по-другому. В ответ они
удовлетворяют лидерскую
Неудачи постигают
лидеров по разным причинам, но успех
к лидерам приходит во многом при
наличии у них достаточно одинаковых
способностей и умений. Изучение опыта
работы многих лидеров-практиков
В современных условиях эффективное лидерство – это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая прояв-ляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Информация о работе Роль лидерства в современной организации