Роль коммуникации в управлении организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие содержания коммуникационного процесса в ООО ТГК «Волна».
В связи с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи: изучить теоретические основы коммуникаций, анализ систем коммуникаций, выявить особенности коммуникации в отдельной организации.
Объектом исследований являются коммуникации в организации.
В процессе написания курсовой работы использовались следующие методы: анализа, сравнения, наблюдения, анкетирования, анализа научно-методической литературы и анализа источников документации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
1 Коммуникации в системе управления……………………………………………
1.1 Сущность и роль коммуникаций………………………………………………….
1.2 Процесс коммуникаций в организации…………………………………………..
1.3 Виды коммуникаций в организации……………………………………………….
2 Общая характеристика деятельности организации…………………………….
2.1 Общие сведения об ООО ТГК «Волна», виды деятельности
организации……………………………………………………………………………
2. 2 Структура управления…………………………………………………………….
2. 3 Анализ внешней и внутренней среды организации…………………………….
3 Анализ системы коммуникаций…………………………………………………
3.1 Стили и сети коммуникации в ООО ТГК«Волна»………………………………
3.2 Проблемы, помехи при коммуникации в ООО ТГК «Волна»…………………………………………………………………………………
3.3 Методика и результаты исследования
3. 4 Практические рекомендации по совершенствованию коммуникации в ООО ТГК «Волна»…………..……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Для осуществления процесса коммуникации в этой организации используется коммуникационная сеть, т. е. соединение участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. Такая сеть в данной организации состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей.

Вертикальные связи  формируются от начальника к подчиненным, горизонтальные - между равными по уровням индивидами или подразделениями. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и другими подчиненными. Сеть этих связей создает структуру организации. Задача организационной структуры состоит в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.

Также существует устоявшийся  тип коммуникационных сетей между работниками. Он оказывает существенное влияние на деятельность организаций.

Таким типом является замкнутая «всеканальная» коммуникационная сеть ("кружок"). Она имеет наибольшее число положительных характеристик, основана на неформальной власти в организации, ее применение в практике управления значительно улучшает достигнутые коллективом результаты. Однако в условиях недостаточной дисциплины труда модель "кружок" нуждается в дополнении управляющими формально-органическими структурами типа "звезда", "шпора", "дом", которые позволят руководителю контролировать решение задач.

 

 

 

 

3.2 Проблемы, помехи  при коммуникации в ООО «Волна»

 

В  условиях  человеческой  коммуникации (следовательно - в любой организации) могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Так и в ООО ТГК «Волна» зачастую случаются подобные проблемы. Они не связаны с уязвимыми местами  в каком-либо  канале  коммуникации или с погрешностями   кодирования   и декодирования, а носят социальный или психологический характер.

В нашей организации такие барьеры  возникают  из-за  того,  что отсутствует общее понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком,  на  котором  говорят  участники   коммуникативного   процесса,  но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Они возникают из-за социальных (политических,  религиозных,  профессиональных)  различий, которые не только порождают  разную  интерпретацию  тех  же  самых  понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще  различное  мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Также в ООО «Волна»  барьеры при коммуникации  носят  чисто выраженный психологический характер. Они  возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (чрезмерная застенчивость,  скрытность,  присутствие некоммуникабельности) и в силу  сложившихся между общающимися  особого  рода  психологических  отношений:  неприязни  по отношению  друг  к  другу,  недоверия.

 

 

 

 

 

 

3. 3 Методика и результаты исследования

 

Для наилучшего определения коммуникативной  обстановки в организации был  проведён опрос 3-х менеджеров ТА «Волна», что составляет 100%, в форме анкеты, предложенной Б.А.Федоршиным. Вопросы в ней  были направлены на выявление коммуникативных и организаторских способностей сотрудников. (Прил.1)

По результатам исследования было выявлено, что все Испытуемые (т.е. 100%) получили оценку 5, что характеризует очень высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности,  активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

Такой успех можно объяснить  длительной устойчивостью организации  на рынке туристических услуг города, узким кругом сотрудников и их высокой квалификации, строгим разграничением направленности работы каждого менеджера, наличием эффективной взаимосвязи между сотрудниками и руководством.

 

 

 

 

3. 4 Практические рекомендации по совершенствованию коммуникации в ООО ТГК «Волна»

 

ТА «Волна» для достижения ещё большего успеха требуется совершенствование и дальнейшее закрепление коммуникации. Для этого необходимы:

1. Регулирование информационных  потоков, которые невозможно оценить сразу как «избыточные»или «недостаточные».

2. Применение непосредственных контактов с одним или группой подчиненных для обсуждения производственных вопросов. Проведение общих собраний коллектива подразделения, еженедельных совещаний, ежедневных «планёрок», «летучек».

3. Наличие системы более эффективной обратной связи, являющейся частью контрольно-управленческой информационной системы:

- можно направить представителя одной части организации в другую /в командировку / (ТК «Волна», г. Пермь) с целью обсуждения определенных вопросов, согласования действий;

- в качестве варианта обратной связи может быть использован опрос работников, который проводится лично или по опросным листкам /анкетам/. С помощью вопросов можно выявить, насколько четко и полно доведены до работников цели и задачи деятельности подразделения, с какими реальными проблемами сталкиваются работники, получают ли они своевременную и необходимую для работы информацию, открыт ли их руководитель для предложений и для конструктивных критических замечаний /например, по стилю руководства, общению с подчиненными, организации контроля и стимулированию труда и т.п./, информированы ли сотрудники о грядущих переменах, которые могут отразиться на их работе; есть ли необходимость в повышении квалификации /стажировке/ работника, а возможно, и в предоставлении ему краткосрочного отпуска для профилактики здоровья.

4. Применение системы сбора предложений, облегчающих поступление информации на верхние уровни управления. Предусматривается, что подавать идеи и рацпредложения по совершенствованию любого управленческого или производственного процесса может каждый работник.

- на многих предприятиях устанавливаются ящики для подачи предложений в анонимном порядке;

- более эффективный способ - это адресные предложения с гарантией стимулирования /вознаграждения/;

- вопросы, имеющие взаимный интерес, могут обсуждаться на встречах менеджеров и группы работников /кружков качества, групп контроля, производственных инноваций и т.п.;

- видеоконференции позволят обсуждать проблемы людям, находящимся в разных местах.

 

Заключение

 

В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает. Коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией друг с  другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни. Для менеджера коммуникации - это «хлеб насущный» .В широком смысле слова, коммуникации - это процесс информирования. А какой же менеджер может нормально работать без поступления информации? Ведь менеджер каждый день в своей работе сталкивается с кипой газет, писем, документов; встречается с огромным количеством людей, улаживая спорные вопросы, отдавая распоряжения, контролируя выполнение работы и т.д. Вся сущность работы менеджера состоит в том, чтобы осуществлять эффективные коммуникации на всех уровнях взаимодействий. Разговор с начальником является коммуникацией по восходящей, разговор с подчиненными - по нисходящей, а разговор с начальником параллельного отдела - коммуникация по горизонтали. Мне кажется, что вопрос эффективных коммуникаций также важен для менеджера, как и вопрос принятия решений. Более того, эти два аспекта управленческой деятельности взаимодополняют друг друга. И наличие одного невозможно без наличия другого. Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что функция коммуникации также важна для менеджера, как и функции планирования, организации, мотивации контроля. Менеджер должен постоянно совершенствоваться в процессах коммуникации для успешного осуществления своей нелегкой, но интересной профессиональной деятельности. 
       

 

 

Литература

1. Абчук В.А. Менеджмент: учебник/под ред. Абчук  В.А.- СПб: Союз, 2002.-348с.

2. Басовский  Л.Е.  Менеджмент: учебник/под ред. Басовский Л.Е. – М.: ИНФРА-М, 2003.-216с.

3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для вузов/под ред. Виханский О.С., Наумов А.И.  -  М., изд. «Гадарики», 2001.- 528с.

4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для вузов./Под ред.  Виханский О.С., Наумов А.И.  -  М., изд. «Гадарики», 2004. – 530с.

5. Гапоненко А.Л. Теория  управления: учебник/ под ред.  Гапоненко А.Л. – М.: изд. «РАГС», 2004. – 558с.

6. Гибсон Дж. Л. и  др. Организации: поведение, структура,  процессы: Пер. с англ. 8-е изд.  – М., 2000.- 280с.

7. Глухов В.В. Менеджмент: учебник – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Глухов В.В.- СПб.: изд. Лань, 2002. – 528с.

8. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии: Ученое пособие. – М., 2002.- 401с.

9. Иванов А.П. Менеджмент: учебник/ под. ред. Иванов А.П.-СПб: Михайлов, 2002.- 320с.

10. Кабушкин Н.И. Основы  менеджмента: Учебное пособие/  под ред. Кабушкин Н.И.- 5-е издание,  стереотип. Мн.: Новое знание, 2002.- 336с.

11. Коргова М.А. Менеджмент: Учебное пособие/ под ред. Коргова  М.А.- Ростов – на - Дону: Феникс, 2008. – 378с.

12. Королев Ю.Б. Управление  в АПК: учебник/ под ред. Королев  Ю.Б., Мозлоев В.З., Мефед А.В. –  М.: Колос, 2002.-376с.

        13. Крошелев А.Н. Основы менеджмента: учебник/ под ред. Крошелев А.Н., Шванников Н.Н. – М.: Экзамен, 2007. – 365с.

             14. Крышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие/ под ред. Крышова Е.Н.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005 .– 258с. 

15. Котлер Ф. Основы  маркетинга. Краткий курс.: Пер. с  англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656с.

16. Латфуллина Г.Р. Организационное поведение: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб./ Под ред. Г.Р.Латфуллина, О.Н.Громовой. – СПб.: Питер, 2008. – 464с.

17. Мескон, Альберт, Хедоури.  Основы менеджмента. 3-е изд., доп.  И перераб. М., 2008. – 672 с.

18. Ньюстром Дж.В., Дэвис  К. Организационное поведение: Пер. с англ./ под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб., 2000. – 448с.

19. Чаусов Н.Ю. Менеджмент: Учебное пособие/под ред. Чаусов  Н.Ю., Калугин О.А., Чаусова Л.А.  – Калуга: издательство АНО «КЦДО», 2008. – 440с.

20. www.mngt.ru

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль коммуникации в управлении организацией