Роль этики в управление организации

Автор: Анна Fruit, 15 Ноября 2010 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: деловые отношения

Предмет исследования: этика в управление организации

Цель работы: разработка методов повышения эффективности этики в управление организации




Задачи исследования:

•сформировать общее представление об основах этики и этики управления;
•выявить навыки, влияющие на успешность управления развитием организацией;
•рассмотреть подходы к решениям, требующие соблюдения нравственных принципов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 4
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ЭТИКИ ……………………………………… 7
1.1Этика управления как учение …………………………………… 8
1.2 Структура и функции общения………………………………….. 10
ГЛАВА I I. ЭТИКА В УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ …………. 17
2.1 Деловая этика как вид профессиональной этики………………... 18
2.2 Этика и управленческие решения………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 55.13 Кб (Скачать)

     Рассмотрим каждую функцию в отдельности:

     1.Коммуникативная функция общения - во время процесса общения имеет место не просто движение  информации, а  взаимная  передача  закодированных  сведений  между  двумя  индивидами  – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен  информацией.  Но  люди при  этом  не  просто  обмениваются  значениями,  они  стремятся  при   этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том  случае,  если  информация не только принята, но и  осмыслена. В  условиях  человеческой  коммуникации могут  возникать  коммуникативные  барьеры. Они  носят социальный   или психологический характер.

       Сама  по  себе  исходящая   от  коммуникатора  информация  может  быть побудительной  (приказ,  совет,  просьба   –   рассчитана   на   то,   чтобы стимулировать какое-либо  действие)  и  констатирующей  (сообщение  –  имеет место в различных образовательных системах).

       Для передачи любая информация  должна  быть  соответствующим образом закодирована, т.е. она  возможна  лишь  посредством  использования  знаковых систем. Самое  простое  деление  средств  коммуникации  –  на  вербальные  и невербальные, использующие разные знаковые системы.

     Вербальная коммуникация использует в  качестве  таковой  человеческую речь. Речь является самым универсальным  средством  коммуникации,  поскольку при  передаче  информации  посредством  речи  менее  всего  теряется   смысл сообщения.

Модель  вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:

       КТО? (передает сообщение)               – Коммуникатор

       ЧТО? (передается)                               – Сообщение (текст)

       КАК? (осуществляется передача)      – Канал

       КОМУ? (направлено сообщение)      –  Аудитория

       С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                 –  Эффективность.

   Можно выделить три позиции коммуникатора  во  время  коммуникативного процесса:

  • открытая  (открыто  объявляет  себя  сторонником  излагаемой   точки зрения);
  • отстраненная   (держится,   подчеркнуто   нейтрально,   сопоставляет    противоречивые точки зрения);
  • закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее)

   В современной коммуникации принято  выделять 3 вида речевых  актов,  в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.

       Если со стороны собеседника  не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению»  информации,  то  высказывание  принадлежит  к  классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.

       Если ожидаемой реакцией на  реплику  является  какое-то  действие  вне рамок  диалога,  то  говорящий   побуждает   речью.   Особенностью   деловых взаимоотношений является то, что  приказы,  распоряжения отдаются  вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет.

     Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ  (вербальную реакцию),  относится  к  классу  вопросов.  В   зависимости   от установки говорящего  различают собственно вопросы  (спрашивающий   сам   не   знает правильного ответа) и т.н. «учительские» вопросы (говорящий хочет  проверить адресата речи).

     Любое   утверждение,   особенно    категорическое,    вызывает    дух противоречия. Если придать  сообщению  форму вопроса,  то  можно смягчить, нейтрализовать протест  собеседника.  Вопросная  форма  снижает  вероятность спора, конфликта в служебном общении, информации   в   нужное   русло,   перехватить   и   удержать    инициативу, активизировать  слушателя.  На  основе  этих  функций   выделяют   5   типов вопросов:

     1.«Закрытые» - это вопросы, на которые можно ответить «да»  или  «нет». Доверие собеседника можно завоевать,  задавая  в начале  контакта  вопросы, требующие утверждения «да».  «Закрытые»  вопросы  лишают  другого  высказать свое мнение, им нельзя злоупотреблять.

  2.«Открытые»  вопросы  требуют  какого-либо  объяснения,  задаются  для получения  дополнительных  сведений,   выяснения   реальных   мотивов.  Они начинаются словами «Что, кто, как, сколько, почему, каково ваше мнение ...»

     3.Риторические не требуют ответа, их  цель  -  вызвать  новые  вопросы, указать на нерешенные  проблемы,  обеспечить  поддержку  позиции  говорящего путем молчаливого одобрения.

     4.Вопросы для обдумывания  вынуждают  размышлять, комментировать сказанное, вносить поправки в изложенное.

     5. Переломные  вопросы удерживают беседу в строго установленном направлении или поднимают новые проблемы, переключают на другое.

     Невербальные  выражения делятся  на четыре группы:

     1.Экстра -  и паралингвистические  -  различные  околоречевые  добавки, придающие общению определенную смысловую окраску:  тип речи,  интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.

     2.Оптико-кинетические  -  это  то,   что   человек   «прочитывает»   на

расстоянии:  жесты, мимика, пантомимика.

     3.Жест – это движение рук  или  кистей  рук,  они  классифицируются  на основе функций, которые выполняют:

       - коммуникативные (заменяющие речь)

       - описательные (их смысл понятен  только при словах)

       - жесты, выражающие отношение  к людям, состояние человека.

       Одни жесты являются произвольными  (ритмические,  указательные  и  т.п.), другие - обусловлены импульсами подсознания.

  4.Мимика – это движение мышц лица.

       Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть ...)  является  профессиональным  требованием  для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми. Считается,  что наиболее экспрессивны - рот, губы.

       Пантомимика (кинесика) – совокупность  жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).

     Проксимика - организация пространства и времени  коммуникативного процесса)

Выделяют  четыре основные дистанции общения:

  • интимная - от 0 до 0,5 метра. На ней общаются люди, связанные,  как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом.  Многое  передается  с  помощью  жестов, взглядов, мимики;
  • Межличностная - от 0,5 до 1,2 метра. На ней осуществляется  общение между друзьями;
  • Официально-деловая или социальная  -  от  1,2  до   3,7   метра. Используется для делового общения, причем,  чем  больше  расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения;
  • Публичная - более 3,7 метров.  Характеризуется выступлением  перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за  речью,  за правильностью построения фраз.

     Визуальный  контакт - визуалика, или контакт  глаз.  Установлено,  что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

С помощью  глаз мы получаем самые точные и открытые  сигналы,  поэтому во  время  делового   разговора   важно   контролировать   выражение   глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60  -  70%  времени  контакта.

     Взгляд  рекомендуется  направлять  на  воображаемый   треугольник   на   лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.

     В  физиологических  исследованиях  подмечено,  что,   когда   человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению  с нормальным состоянием, и наоборот. По  этому признаку  можно точно узнать реакцию на услышанное.

     Понимание невербального языка  позволяет  точно  определить  замыслы, позицию собеседника. 

    2.Интерактивная и перцептивная функции общения.

     Интерактивная функция - это характеристика тех  компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией  их совместной  деятельности.  Есть  два  типа  взаимодействий  –  кооперация  и конкуренция.

     Кооперативное взаимодействие  означает  Координацию  сил  участников. Кооперация   является   необходимым   элементом   совместной   деятельности, порождается самой ее природой. Одной  из  наиболее  ярких  форм  конкуренции является конфликт.

     Перцептивная  функция общения - это  процесс  восприятия  и  понимания людьми друг друга.

         Все три стороны общения тесно переплетаются между собой,  органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭТИКИ В УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Деловая этика как вид профессиональной этики 

    Общей основой профессиональной этики  служит понимание труда как нравственной ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как  наказании, проклятии. Ценности — это  представления о должном, “концепция желаемого” (по Парсонсу). Именно эта область сознания человека труднее всего поддается внешней регламентации и зависит от личных предпочтений индивида. Менеджер вынужден трудиться независимо от того, считает ли он труд ценностью, хотя может избежать подобной участи, как Сократ, который, как известно, важнейшим достоянием человека почитал досуг.

    Труд  становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования (“Если кто  не хочет трудиться, тот и не ешь”, — писал апостол Павел во Втором послании к фессалоникийцам), но и как способ формирования человеческого достоинства. Профессиональная этика протестантизма ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь на утверждении моральной ценности и даже святости профессионального труда: проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку. 

    Слово “профессия” (лат. объявляю своим делом) означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор профессии: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж профессии, семейные традиции, социальная среда, — любой может стать решающим, а понятие “призвание” является синтетической характеристикой, выражающей степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью… Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания”.

    Впервые понятие “призвание” в светском значении применил Мартин Лютер при  переводе “Книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова”. Здесь и речи нет  о свободном выборе профессии  и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для  Лютера отношение к труду как  призванию противоположно бессмысленным  аскетическим монашеским упражнениям. “Каждый должен быть послушен тем  трудом, которым покарал его Господь”. Однако призвание — это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность  за отношение к труду полностью  лежит на самом человеке. С этой точки зрения нет принципиальной разницы между трудом капиталиста, наемного работника, администратора, управляющего и любого другого. В определении  призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии  этический смысл. Призвание одновременно характеризует выбор профессии  с точки зрения ее значения для  человека и освящает выбор ориентацией  на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания. В XVI в. это мог быть только божий промысел, в XX в. — общечеловеческие гуманистические ценности.

Информация о работе Роль этики в управление организации