Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:02, курсовая работа
Актуальность темы. Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур1.
Введение…………………………………………………………..…………….…....3
Глава 1. Общая характеристика ролей и функций руководителя социально – экономической организации……………….…………………………...……….…..5
1.1 Понятие и особенности социально – экономических организаций.…..6
1.2 Руководитель: понятие и функции…………….………………..……...16
Глава 2. Роли руководителя……………………………………………………..…18
2.1 Стили руководства………………………………………………….…...21
2.2 Руководство и лидерство…………………………………………….….25
2.3 ООО «ЗвукАвто»………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………...………..33
Список используемых источников и литературы..................................….35
В
частности, можно выделить консервативный
и инновационный стили
Согласно
- доверие руководителю со стороны группы;
- четкая формулировка задач для исполнителей;
-
подкрепленность позиции
В том
случае, если все три фактора ярко
выражены, наиболее эффективным будет
руководитель, ориентированный на задачу.
Такая же высокая эффективность
управления, ориентированного на задачу,
будет наблюдаться и в случае,
когда все три фактора выражены
в наименьшей степени. При средней
благоприятности условий
Вне
зависимости от того, что положено
в основу определения стилей управления,
все исследователи сходятся на признании
того обстоятельства, что управленческий
стиль является сочетанием личностных
особенностей поведения подчиненных,
на которые влияет характер профессиональной
деятельности и особенности корпоративной
культуры конкретной организации.
2.2
Руководство и
лидерство
Реализация многих управленческих функций во многом с тем, какую позицию занимает руководитель по отношению к неформальной структуре руководимой им группы сотрудников. Таких позиций может быть несколько. Первая из них – позиция «над группой». Она предполагает, что руководитель не является членом руководимой им группы, и ни он сам, ни члены группы не воспринимают его в качестве «участника команды». Однако, как правило, он достаточно осведомлен о структуре неформальных связей участников группы и умело манипулирует этими отношениями для достижения своих целей. Другая позиция руководителя – « рядом с группой». В этом случае также руководитель не воспринимается членом команды, более того, он вообще не склонен воспринимать неформальные отношения как важные для деятельности. Для такого руководителя эти отношения выступают помехой в осуществлении профессиональной деятельности. В этом случае руководитель лишается возможности воздействия на группу через регулирование системы отношений между её членами. Единственная возможность управления в этом случае состоит в системе индивидуальных воздействий на каждого из сотрудников. Третья возможная позиция руководителя – «под группой». В этом варианте сама группа начинает оказывать сильное влияние на руководителя за счет механизмов группового давления, неизбежно функционирующих в любой группе вне зависимости от степени их осознания отдельными людьми. Один из эффектов группового давления заключается в том, что руководитель может оказаться в роли «козла отпущения», несущего персональную ответственность за все негативные результаты деятельности, при этом позитивные результаты будут приписываться остальным участникам группы. Четвертая, наиболее желанная с точки зрения большинства авторов, является позиция руководителя «в составе группы». В этом случае он имеет возможность использовать с целью управления как формальные, так и неформальные средства воздействия. Эта возможность будет реализована только в том случае, когда руководитель займет позицию группового лидера. В управленческой литературе время от времени возникает дискуссия о сходстве и различиях руководства и лидерства. Несмотря на то, что многие авторы склонны отождествлять лидерство и руководство, следует признать, что это – разные понятия, за которыми скрываются принципиально разные сущности. Смешение происходит во многом оттого, что в английском языке употребляется одно слово – leadership, - которое в равной степени представляет оба понятия.
Лидерство
и руководство различаются
Следует
добавить, что в качестве еще одного
отличия, которое называют некоторые
авторы, выступает психологическая
база формирования руководства и
лидерства. Предполагается, что для
успешного руководства
2.3
ООО «ЗвукАвто»
ООО «ЗвукАвто» - это небольшое торговое предприятие, его руководитель или (как это прописано в штатном расписании) директор является основоположником деятельности фирмы. Организация создана в 2005 году. На начальном этапе руководитель совмещал несколько должностей, налаживал деятельность с самого начала и до самого конца. И теперь относится к результату своего труда, как к собственному ребенку. В настоящее время штат сотрудников небольшой:
- директор;
- бухгалтер;
- менеджер по продажам;
- менеджер-водитель.
Каждый сотрудник занимается своими обязанностями.
Менеджер по продажам осуществляет прием заказов, обработку, поиск по местным поставщикам. Работу по браку: прием, проверку, отправку и получение из сервисных центров. Следит за погрузкой, отпуском товара, учетом и ведением склада.
Менеджер-водитель осуществляет получение товара на транспортных компаниях, доставку товара по потребителям, погрузку и разгрузку на складе.
Финансовый документооборот данной организации осуществляется бухгалтером.
При этом нужно отметить, что руководитель ООО «ЗвукАвто» является грамотным управленцем, его интересует весь процесс работы до последней мелочи, он знает функции каждого работника и при необходимости может выполнять их самостоятельно.
Для
удобства рассмотрения организации
работы руководителя ниже приведен его
план работы на одну из рабочих недель:
понедельник | |
09:30 – 10:30 | «Планерка», текущее планирование работы на неделю |
10:30-13:00 | Распределение денежных средств для оплаты поставщикам |
13:00-14:00 | Обед |
14:00-16:30 | Заказ товара у поставщиков |
16:30-18:00 | Обработка поступивших счетов, принятие решений по оплате |
вторник | |
09:30-13:00 | Сбор заказов |
13:00-14:00 | Обед |
14:00-16:00 | Работа
по браку:
- контроль отправки в сервисный центр; -
получение документов на |
16:00-18:00 | Решение общих вопросов по деятельности организации |
среда | |
09:30-13:00 | Поиск новых клиентов |
13:00-14:00 | Обед |
14:00-18:00 | Поиску новых поставщиков, новых товарных позиций |
четверг | |
09:30-13:00 | Заказ товара у поставщиков |
13:00-14:00 | Обед |
14:00-16:00 | Сбор заказов |
16:00-18:00 | Обработка поступивших счетов, принятие решений по оплате |
пятница | |
9:30-10:30 | Распределение денежных средств для оплаты поставщикам |
10:30-13:00 | Тренинги для клиентов |
13:00-14:00 | Обед |
14:00-16:00 | Прием и обработка заказов |
16:00-18:00 | Решение общих вопросов, подведение итогов за неделю |
Таблица
3.1 План работы руководителя ООО «ЗвукАвто»
Исходя из вышеприведенного планирования возможно определить планирование затрат рабочего времени, функции руководителя в организации.
Директор
ООО «ЗвукАвто» часто сам напрямую
общается с поставщиками продукции, участвует
в заключении договоров и проверке добросовестности
поставщиков. В тоже время он не упускает
возможности обговорить самостоятельно
вопросы сотрудничества с наиболее крупными
покупателями, готов идти им на встречу.
Руководитель четко планирует свое рабочее
время, распределяя работу с текущими
документами в промежутки между встречами,
совещаниями, приемами посетителей. Также
он интересуется новшествами на рынке
реализуемой продукции, старается быть
в курсе наиболее удачных разработок.
Он осуществляет четкий контроль за исполнением
поручений. Использует в своем руководстве
не только материальные, но и моральные
методы стимулирования, т.е. работает по
принципу: «стимулирование к действиям
посредством оплаты труда эффективно
только в первые полгода работы человека
на новом месте, деле же без морального
стимулирования не обойтись».
Влияние
стиля руководства
на результаты деятельности
организации
Как уже упоминалось выше, управление персоналом в ООО «ЗвукАвто» осуществляется директором. В его компетенцию входит прием и увольнение сотрудников, повышение их квалификации, материальное и моральное стимулирование, контроль.
На первый взгляд может показаться, что фирмой управляет авторитарный руководитель, использующий жесткие методы руководства. Но на деле все не так. Директор ООО «ЗвукАвто» - руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором роде демократичный. В фирме именно он является лидером, причем лидером не только формальным, но и неформальным, т.е. имеет авторитет у подчиненных. Он не боится расширять полномочия своих подчиненных, справедливо оценивает их успехи, умеет правильно реагировать на критику, крайне редко использует в работе метод принуждения – ему достаточно просьбы.
При
определении стиля руководства
предприятием несложно определить, что
это демократический стиль или
(если исходить из концепции Врума-Йотона)
стиль «консультативно-групповой». В своей
работе руководитель использует в основном
экономические и социально-психологические
методы и крайне редко организационно-