Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:02, курсовая работа
Актуальность темы. Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize – делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур1.
Введение…………………………………………………………..…………….…....3
Глава 1. Общая характеристика ролей и функций руководителя социально – экономической организации……………….…………………………...……….…..5
1.1 Понятие и особенности социально – экономических организаций.…..6
1.2 Руководитель: понятие и функции…………….………………..……...16
Глава 2. Роли руководителя……………………………………………………..…18
2.1 Стили руководства………………………………………………….…...21
2.2 Руководство и лидерство…………………………………………….….25
2.3 ООО «ЗвукАвто»………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………...………..33
Список используемых источников и литературы..................................….35
Можно представить себе множество разновидностей организации, начиная с организации, охватывающей деятельность отдельной личности, и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, а также большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя крайними случаями.
Однако все организации обладают некоторыми общими элементами.
Организации – это:
1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;
2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща)
3) их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение).
Таким образом, социальную организацию можно определить и так: «Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» 4.
Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.
Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности5:
-
реализация потенциальных
-
формирование единства
- сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Социальные организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.
В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.
- К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности.
- К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).
В социальной организации имеются формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.
Формальный
лидер (руководитель) назначается вышестоящим
руководством и наделяется необходимыми
для этого правами и
Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.
Вышестоящее руководство должно стремиться при назначении руководителя учитывать возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.
Основу социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.). Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.
Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.
Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное6.
- Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации.
- Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.
Огромное разнообразие видов социальных организаций делает невозможным детальное изучение каждого из них, поэтому для определения их особенностей приходится ограничиться лишь некоторыми из них.
Разделим все множество особенностей (свойств) организаций, наиболее часто встречаемое в научной литературе на три группы. К первой группе отнесем особенности, характерные для искусственных организаций (на примере деловых организаций). Ко второй группе отнесем особенности, характерные для естественных организаций (на примере общества, исторически сложившихся городов, наций, цивилизаций, этносов и др.). К третьей группе отнесем общие особенности, характерные как для искусственных, так и для естественных организаций.
- Особенности искусственных организаций:
1. Ориентация на определенные социальные потребности.
2. Целенаправленность
3. Единый центр управления
4. Иерархическая структура
5. Интегрированный характер
- Особенности естественных организаций:
1. Отсутствие целей создания
Эта
особенность следует из самопроизвольного
характера появления
2. Универсальный характер деятельности
В
отличие от искусственных, естественные
организации ориентированы на удовлетворение
многих потребностей. При этом некоторые
из этих потребностей имеют относительно
постоянный характер (потребности в
безопасности, здоровье, жилье, продуктах
питания и др.). В связи с
этим деятельность естественных и естественно-искусственных
организаций имеет более
3. Гибкая структура управления
Эта
особенность следует из разнообразия
естественных организаций, в которых
может отсутствовать центр
4. Наличие избыточности
Эта особенность определяется природой естественных организаций. Если в искусственных организациях каждый элемент специально подбирается для выполнения определенной работы в организации, то в естественные организации никто не специально не подбирает. Подбор осуществляется стихийно, благодаря объективному стечению обстоятельств.
- Общие
особенности социальных
1. Целостность и устойчивость
2. Наличие организационной культуры
3.
Регламентированное поведение
Регламентированное поведение означает, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры», являющимся элементами культуры организации.
4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.
5. Способность к саморазвитию и самообучению.
Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.
Из
указанных выше особенностей социальных
организаций важнейшей является
способность организаций
Любая социальная организация, будь то общество или фирма, существует как устойчивая социальная целостность, потому что подобно живому организму обладает разумной деятельностью, проявляющейся в способности адекватно отвечать на вызовы или выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности. Заметим, что указанная особенность ни в коем случае не противоречит тому факту, что многие организации являются целенаправленными системами. Вместе с тем организации нельзя рассматривать лишь как целенаправленные системы, не учитывая их социологию, включая процессы самоорганизации и формирования коллективного сознания, направленного на выявление и удовлетворение собственных потребностей.
Социально-экономическая
организация характеризуется
К социальным связям относятся:
К экономическим связям относятся:
Соотношение
этих связей играет решающую роль при
создании или диагностике организации.
Социальные
Связи |
Экономические связи | ||
Слабые | Средние | Сильные | |
Слабые | Неустойчивые организации | Слабые организации | Конфликтные организации |
Средние | Слабые неформальные организация | Средние организация | |
Сильные | Сильные неформальные организация | Сильные организации |