Риск как фактор, влияющий на эффективность управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ влияния риска на эффективность принятия управленческого решения в конкретной организации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность риска и основные его черты;
ознакомиться с классификацией рисков;
определить способы оценки рисков и пути их снижения;
дать понятие эффективности управленческого решения;
разработать управленческое решение, учитывая риск.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты разработки управленческих

решений в условиях риска........................................................................5
Сущность риска и его основные черты……………………………5
Способы оценки и пути снижения рисков………………………..10
Эффективность управленческих решений……………………….14

Глава 2. Разработка управленческого решения в условиях

риска………………………………………………………………………18

2.1.Разработка управленческого решения по критериям……………....18
Система рисков данного предприятия и рекомендации по её

улучшению.........................................................................................23

Заключение……………………………………………………………….26

Литература………………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая РУР.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

     Кроме данной классификации можно классифицировать риски и по следующим классификационным признакам [7].

  1. По источнику возникновения:
    • предпринимательские (производственные, коммерческие, финансовые);
    • психологические;
    • политические;
    • природные.
  2. По причине появления риска
    • из-за недостатка информации;
    • из-за непредсказуемости будущего;
    • из-за поведения партнеров, конкурентов.
  3. По отношению к страхованию
    • не требующие страхования;
    • требующие страхования.

     В зависимости от вероятности потерь и влияния на финансовое положение  различают уровни рисков: наиболее вероятные (НВ), допустимые (Д), критические (К1), катастрофические (К2) (см. рис. 1). 

    Рис. 1. Уровни рисков 

      Допустимый  риск влечет за собой потерю прибыли; критический риск – потерю выручки  или полной стоимости товара; катастрофический риск – утрату имущества и банкротство.

      Рисковая  ситуация складывается их частных рисков ее отдельных операций. В этом случае оценка частного риска представляет собой нормативную ставку (минимальную), скорректированную на снижение или  увеличение фактического риска Ri = ri±Δ, а оценка комплексного риска состоит из суммы частных рисков R = ∑ ri.А оценка комплексного риска состоит из суммы частных рисков. 

    1. Способы оценки и пути снижения рисков
 

     В экономике разработана обширная система способов оценки рисков. К их числу относятся экспертные, статистические, расчётно-аналитические и аналоговые методы оценки. Выбор конкретных методов оценки определяется наличием необходимой информационной базы и уровнем квалификации менеджеров.

     Экспертные  методы оценки – группа методов прогнозирования и анализа рисков, основанных на заключениях экспертов.

     К числу наиболее распространённых методов  экспертных оценок риска относятся  метод «Дельфи»,  ранжирование, метод  парных сравнений, метод балльной оценки риска. Достоверность полученных оценок, обобщающих мнения экспертов, зависит от квалификации экспертов, независимости их суждений, а также от методического обеспечения проведения экспертизы. Один из показателей достоверности полученных значений – коэффициент согласованности мнений экспертов.

     Суть  статистических методов оценки заключается  в изучении статистики потерь, имевших  место в аналогичных видах  предпринимательской деятельности, установлении частоты появления  определённых уровней потерь. Статистические методы оценки позволяют получить наиболее полное представление об уровне риска, поэтому часто используются на практике. При использовании статистических методов оценки рассчитывают такие показатели, как среднее ожидаемое значение результата, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.

     Расчётно-аналитические  методы оценки позволяют количественно  оценить вероятность возникновения  рисков на основе использования внутренней информационной базы самого предприятия. В этом случае вероятность возникновения  отдельных рисков устанавливается в зависимости от плановых показателей финансовой деятельности организации.

     Аналоговые  методы оценки позволяют определить уровень вероятности возникновения  рисков по отдельным наиболее часто  повторяющимся операциям организации. При этом для сравнения может быть использован как собственный, так и внешний опыт осуществления таких финансовых операций.

      Рассмотрим  конкретный способ оценки риска [4].

      Как возможное незапланированное событие  каждый риск ассоциируется со своим  значением вероятности.

      Вероятность риска – это характеристика, которую  чаще всего используют в процессе ранжирования риска. Другой, часто используемый фактор оценки риска – это величина его воздействия, т.е. величина того вреда или ущерба, который нанесёт  риск в случае своего проявления. Произведение вероятности риска на уровень его воздействия:

      Рr*У – это основной фактор ранжирования рисков – это величина носит название жесткости риска или степени угрозы риска. В этом случае вероятность измеряется от 0 до 1, а уровень воздействия оценивается в денежных единицах. Этот показатель имеет большое значение при принятии финансовых решений.Для рисков, которые мы собираемся «сдержать» или уменьшить, эта величина показывает сколько денег можно потратить на предотвращение риска. Проблемы данного подхода заключаются в следующем:

    1. На ранних стадиях многих сложных решений отсутствуют данные по вероятности и по воздействию.
    2. Риски с высоким уровнем воздействия должны быть выделены и проанализированы отдельно, т.к. появляется опасность для организации в целом.

     Управление  риском можно охарактеризовать как  совокупность методов, приёмов, мероприятий, позволяющих в определённой степени  прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к  исключению или снижению отрицательных  последствий наступления таких событий.

     Приёмами  предотвращения рисков являются: избежание, удержание, передача.

     Избежание риска означает простое уклонение  от действий, связанных с риском. Однако часто это означает также  и отказ от прибыли. Это направление  нейтрализации рисков является наиболее радикальным. Оно заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключает конкретный вид финансового риска.

     Удержание риска – это сознательное оставление риска за инвестором в расчёте  на то, например, что он сможет покрыть возможные потери за счёт собственных средств.

     Передача  риска – предполагает передачу ответственности  за риск кому-то другому, например, страховой  компании.

     Передача  риска в современной практике осуществляется по следующим основным направлениям:

      1. Передача риска путём заключения договора факторинга;
      2. Передача риска путём заключения договора поручительства;
      3. Передача риска поставщикам сырья и материалов;
      4. Передача риска путём заключения биржевых сделок;
      5. Страхование рисков.

     Под снижением степени риска понимают снижение вероятности и объёма потерь. Наиболее распространёнными приёмами снижения степени риска являются: диверсификация, лимитирование, страхование и самострахование, хеджирование.

     Диверсификация  – представляет собой процесс  распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов; диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности (например, приобретение инвестором акций пяти различных акционерных обществ вместо акций одного, увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять рази, соответственно, в пять раз снижает степень риска).

     Лимитирование – это установление предельных сумм рисковых расходов предприятия, на которые оно может пойти без ощутимого ущерба. Лимитирование применяется при выдаче ссуд и кредитов, продаже товаров в кредит, определении сумм вложения капитала и др.

     Самострахование означает, что предприятие предпочитает само подстраховываться, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым экономится капитал по страхованию. Самострахование предполагает создание натуральных и финансовых страховых (резервных) фондов непосредственно на предприятии.

     Хеджирование  – это страхование рисков от неблагоприятных  изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

     Перечисленные методы можно отнести к группе формальных, так как процедуры их применения отработаны.

     Существует  также ряд неформализованных  методов минимизации рисков, косвенно воздействующих на качество организации  риск-менеджмента и управления компанией  в целом.

     К таким методам можно отнести:

  1. Повышение эффективности использования кадрового потенциала. Человеческий фактор во многом определяет успешность компании на рынке. Эффективность использования кадров зависит от качества отбора и найма персонала, интенсивности обучения и развития сотрудников, отработанности механизма мотивации.
  2. Оптимизация организационной структуры. Гибкость структуры и её адекватность специфике компании отражает профессионализм руководства и значительно повышает устойчивость и адаптивность компании к  меняющимся внешним условиям.
  3. Степень инновационности организации. Современный бизнес предполагает огромное количество новых техник управления всеми аспектами организации, игнорирование которых приводит к потере конкурентоспособности и постепенному вымирании организации. Процессы совершенствования и повышения качества управления должны происходить в организации постоянно.
  4. Развитие и поддержание связей (в том числе и неформальных) с инфраструктурными организациями и другими участниками рынка.

     Для получения более эффективного результата используется не один, а совокупность методов снижения риска.

    1. Эффективность управленческих решений
 

     Эффективность управленческих решений – ресурсная  результативность, полученная по итогам разработки и реализации УР, в качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, организаций труда, здоровье персонала и др.

     Эффективность УР может положительной и отрицательной. Можно говорить о различных видах  эффективности по Смирнову:

  1. Организационная эффективность УР - это результат достиженения организационных целей за счет меньших усилий, меньшего числа работников или меньшего времени. Она связана с реализацией следующих потребностей: для человека - это потребность в организации жизни и безопасности, управлении, стабильности, порядке; для компании - это потребность в труде (спросе на продукцию), в организации и безопасности.
  2. Экономическая эффективность УР - это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного УР и затрат на его подготовку и реализацию. Прибавочный продукт может быть представлен в виде прибыли, снижения затрат, получения кредитов. Экономическая эффективность связана с реализацией всех потребностей человека и компании.
  3. Социальная эффективность УР -рассматривается как результат достижения социальных целей для большего количества работников и компании за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами. Данная эффективность связана со следующими потребностями: для человека - это потребность в творческом труде, любви, общении, самовыражении и самопроявлении; для компании - это потребность в вере и саморазвитии.
  4. Технологическая эффективность УР - это результат достижения отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства, запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или меньшими финансовыми затратами. Она определяется следующими потребностями: для человека — это потребность в творческом труде, в знаниях, информации, самопроявлении; для компании — это потребность в саморазвитии и интерес в современном производстве.
  5. Психологическая эффективность УР - это результат достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими психологическими затратами. Она связана с реализацией следующих потребностей: для человека - это потребность в любви, семье, свободном времени, патриотизме, вере, общении; для компании - это потребность в стабильности, безопасности, вере, в развитии организационной культуры.
  6. Экологическая эффективность – факт достижения экологических целей организации.
  7. Правовая эффективность УР - оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. Эффективность реализуется на базе следующих потребностей: для человека - это потребность в безопасности, организации и порядке, в организации жизни и деятельности, для компании - это потребность в безопасности и управлении.
  8. Этическая эффективность – факт достижения нравственных целей.
  9. Политическая эффективность – факт достижения политических целей организации персонала.

Информация о работе Риск как фактор, влияющий на эффективность управленческого решения