Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I Процесс управления и управленческие решения…………………...6
Значение, сущность и функции решений……………………………………6
Взаимосвязь целей и решений………………………………………………10
Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений………………………………………………………………………14
ГЛАВА II Типология управленческих решений ………………...18
2.1 Классификация решений …………………………………………………...18
2.2 Типология решений …………………………………………………………21
ГЛАВА III Основные этапы разработки управленческих решений…….24
3.1 Проблемы и их решение…………………………………………………….24
3.2 Принятие решений и менеджмент………………………………………….28
3.3 Контроль и оценка исполнения решений…………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35
По субъекту,
принимающему решения, выделяются решения
индивидуальные, коллективные и коллегиальные.
Первые принимаются лично
2.2 Типология решений
Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на типы. Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемым методом, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры). Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый
уровень - рутинные решения. Они принимаются
согласно отработанному механизму
и имеющейся программе
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий
уровень - адаптационные решения. Они
рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные
трудности. Как правило, при их разработке
сочетается использование творческого
нестандартного подхода на основе новых
идей с отработанными ранее
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения. Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем:
А) хорошо структуризованные;
Б) слабо структуризованные;
В) неструктуризованные.
Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Саймоном и А. Ньюэллом. Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как "исследование операций". Слабо структуризованными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структуризованные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов. Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем. В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество не формализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.
Подводя
итог данной главы, мы наблюдаем, что
структура предприятия должна (с учетом
обеспечения адаптивности) формироваться
исходя, во-первых, из традиционно функциональной
специализации управленческих работ,
во-вторых, из необходимости иметь подразделения
проблемно-ориентированные. Данные ситуационные
подразделения могут функционировать
временно и при необходимости упраздняться.
ГЛАВА III Основные этапы разработки управленческих решений
3.1 Проблемы и их решение
Принятие решений является одним из основных составляющих любого управленческого процесса. Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Как мы уже говорили выше, одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как количественную, так и качественную (неколичественную) информацию. При этом в процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией. Основное назначение экспертных технологий - повышение профессионализма, а следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений (7). Проблемам, связанным с принятием управленческих решений, сегодня посвящена обширная литература. Здесь мы обсудим основные этапы процесса выработки и принятия управленческих решений, используемые любой организацией. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.Основное внимание мы уделим ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах. Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок. Проблема (от греч.) буквально означает преграду, трудность, задачу. Как понятие оно выражает объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как процесс перехода от постановки проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем (2). Следует отметить, что единого мнения относительно определения понятия «проблема» в методологии науки нет. В литературе приведено более двадцати определений, в которых в совокупности отмечается ряд общих свойств, проблем:
-если это проблема, то ее обязательно следует решать;
-неповторимость ситуации выбора (ситуации абсолютно точно не повторяются);
-наличие трудностей при рассмотрении альтернатив решения проблемы;
-неопределенность последствий принятия решения;
-необходимость учета множества факторов;
-присутствие человеческого фактора (ЛПР или группы лиц, разрабатывающих решение), а, следовательно, субъективных аргументаций по поводу выбора решений.
Внутреннюю структуру проблемы составляют такие элементы, как предмет, объект, субъект, связи, цель решения.
Предмет проблемы характеризует возникшее главное противоречие, которое выражается в вопросе: "В чем суть проблемы?"
Объект проблемы отвечает на вопрос: "Где возникла проблема?" (В бригаде, на участке, в цеху, оборудовании, коллективе и т.д.).
Субъект проблемы тот, кто связан с проблемой (социальный, интеллектуальный ее элемент).
Связи проблемы характеризуют как структурные межэлементные связи (ограничения), так и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: "С чем связана проблема?"
В описании проблемы должны быть отражены указанные элементы. Например: «В гостинице «Уют» (директор Иванова И.В.), где я проходила практику, составляющими проблемы являются:
предмет - излишнее накопление товарных запасов;
объект –гостиница «Уют»;
субъект - Иванова И.В., директор;
связи - порча товаров, рост расходов по хранению (внутренние), увеличение издержек обращения организации (внешние);
цель решения проблемы - привести товарные запасы к нормативу, сократить расходы по торговле, увеличить прибыльгостиницы и организации в целом».
Каждый элемент проблемы может иметь под проблемы, т.е. проблемы более низкого порядка. Чрезвычайно важно для решения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим, следует отметить, что в проблеме выделяют «имя» и «формулировку». Их нельзя смешивать. Имя, т.е. название проблемы, как правило, бывает кратким, символичным.
Решение проблем, как и управление - это процесс, включающий последовательность взаимосвязанных шагов (9). Специфические черты проблемы - это ключ к ее решению. Для глубокого изучения и выяснения особенностей проблемы полезно придерживаться определенных способов ее продумывания и последовательности рассуждений.