Решения в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым ответственным работником аппарата управления, а тем более руководителями, теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления экономикой. Причины такого положения разнообразны, как многообразна хозяйственная жизнь, складывающаяся из множества простых и сложных ситуаций, требующих решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I Процесс управления и управленческие решения…………………...6
Значение, сущность и функции решений……………………………………6
Взаимосвязь целей и решений………………………………………………10
Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений………………………………………………………………………14
ГЛАВА II Типология управленческих решений ………………...18
2.1 Классификация решений …………………………………………………...18
2.2 Типология решений …………………………………………………………21
ГЛАВА III Основные этапы разработки управленческих решений…….24
3.1 Проблемы и их решение…………………………………………………….24
3.2 Принятие решений и менеджмент………………………………………….28
3.3 Контроль и оценка исполнения решений…………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Решения в системе менеджмента.docx

— 58.12 Кб (Скачать)
    1. Взаимосвязь целей и решений

Выбор целевой ориентации предприятия  является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной  жизни, отличающейся высоким динамизмом. Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых  целей, а, следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого  процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого  процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.

Тип управленческого  процесса:

-Роль, цели 

-Целевое управление 

-Определяющая на всех уровнях управления Специфические

-решения разового характера 

-Программное управление 

-Ориентирующая 

-Решения по сложным задачам производства с множеством участников, обеспечение детализации заданий и сроков их выполнения (сетевые графики)

-Ситуационное управление 

-Постоянство  и ясность, неизменность целей 

-Стандартность решений 

-Программно-целевое управление

-Основополагающая в целевых программах 

-Кардинальные, основополагающие решения 

Отметим некоторые особенности целевой  ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей решения  задачи вызывает трудность, связанную  с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В  большинстве решений их бывает несколько, причем возможны противоречия между  ними. Наряду с новыми бывают цели, которые  следует сохранить. Например, решая  проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить  об обеспечении качества продукции. В данном случае цель, которую требуется  сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколько точно  сформулирована цель, зависит нередко  и выбор пути ее достижения. Это  обстоятельство имеет и психологический  аспект: чем более корректно поставлена цель, тем увереннее действуют  исполнители при ее реализации.

При определении  целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей  в значительной мере зависит сложность  решения задачи, количество рассматриваемых  альтернатив. Целесообразно сокращать  количество целей за счет их упрощения  и агрегации. Достичь этого можно  следующим образом:

-во-первых, выявить наличие подцелей для достижения основной и исключить из перечня целей. Например, при установлении главной цели - получение прибыли, снижение себестоимости продукции является подцель, средством ее достижения;

-во-вторых, определить реальность достижения поставленных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

-в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Если  намечено несколько целей, то выделяется главная, относительно которой осуществляется поиск оптимального решения. При  этом устанавливаются ограничения  для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели - повышение качества продукции - должны быть установлены ограничения  по другим целям: повышение себестоимости (т.к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпускаемых изделий.

В зависимости  от специфики ситуаций величина ограничений  варьируется. Она может:

а) достигнуть определенного предела (максимального  или минимального),

б) быть равной этому пределу (значению) или  быть больше него,

в) быть равной этому значению или быть меньше него,

г) лежать в определенном интервале.

При установлении целей необходимо исходить из общих  интересов системы, учитывая возможную  противоречивость интересов отдельных  подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии  противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале  измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает  противоречивость между частными целями и позволяет лучше оценить  альтернативные варианты действий. Цель как возможное и реально достижимое состояние объекта управления или  отдельных его параметров и решение  имеют как сходные признаки, так  и отличительные. Но несомненна и  причинно-следственная связь между  ними.

1.Признаки сходства целей и решений 

2.Признаки различий целей и решений 

3.Признаки взаимосвязи целей и решений 

4.Направленность на позитивные изменения объекта управления 

5.Постановка цели - первооснова организации предприятия 

6.Цель - начальный этап выработки решения 

7.Ориентация на миссию предприятия 

8.Многовариантность решения и однозначность цели 

9.Цель - основа контроля за исполнением решения 

10.Эффективность целей - ожидаемая в решениях - реальная Цель без решений бесплодна 

11.Решения - механизм реализации целей 

12.Возможность корректировки стратегий достижения целей выше, чем решений 

13.Ответственность за выбор целей и реализацию решений и выбор цели - творческое дело человека;

Задействованность лиц в реализации решения и  выборе цели бывает кардинально различно  

    1. Сочетание формального и неформального аспектов в разработке решений

Эволюционное  состояние менеджмента отражается на отдельных его направлениях. В  силу данного обстоятельства, а также  своей фундаментальности, такие  понятия, как "решение" и "принятие решения", неоднозначно трактуются авторами в специальной литературе. Так, последнее - "принятие решения" - некоторые авторы рассматривают  в расширительном плане, отождествляя его с процессом управления в  целом. В узком плане - это формально математизированное направление по выбору наилучшего решения. Формальная (математизированная) теория принятия решений в рамках нормативного подхода анализирует, как должны приниматься решения, при каких условиях они будут наиболее рациональными. Отклонения на почве психологической реальности от схемы формальной теории принятия решений (игнорирование альтернатив, недооценка или переоценка объективных вероятностей и др.) учитываются при использовании дескриптивного подхода (более подробно рассмотрено в последующих разделах).Экономические проблемы сравнительно легко поддаются формализации, поэтому экономика, а в ней менеджмент - одно из перспективных направлений практического использования теории принятия решений. Нормативные модели основаны на дедуктивной логике, рассчитанной на то, как мы должны думать, а не на то, что мы думаем на самом деле. Этот тип математического моделирования исходит из идеи "рационального человека". Здесь уместно; напомнить, что, по мнению известного специалиста по менеджменту Н. Энкельмана, "в конфликте чувства и разума всегда побеждает чувство". В данном контексте чувство, основанное на конкретных представлениях об объекте управления, выражает отношение к принимаемому решению. Оставаться беспристрастным к содержанию и качеству решений менеджеру не позволяет социальная среда, в которой осуществляется процесс управления. Кроме того, руководителю никогда не избавиться от необходимости определения долговременных и краткосрочных целей, решения социальных и психологических проблем в коллективе, да и математическому моделированию предшествует качественное изучение объекта моделирования. Только в условиях глубокого знания дела математика становится мощным средством принятия научно обоснованных решений. Иначе, по образному выражению, она, как мельница, - перемалывает то, что в нее заложат. Процесс принятия решения, тем не менее, венчает неформальный аспект. Из сказанного следует, что менеджер должен обладать разносторонними теоретическими знаниями (теории менеджмента, теории организации, психологии, социологии, информатики, математики, других наук) и практическими навыками, опытом разработки управленческих решений, чтобы обеспечить их высокое качество и эффективность. А математический аппарат, формализованные структуры теории принятия решений и современные информационные технологии будут способствовать этому. Известное мнение о том, что принять решение легко - трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения, сочетающего в себе формальные и неформальные аспекты, различающиеся степенью участия в нем человека.

Чем больше количественной определенности изучаемого явления, тем больше доля формальной стороны при разработке и принятии решений. И наоборот, чем менее  определенно происходящее, хуже количественные представления о явлении, тем  больше доля творчества людей, ЛПР. Однако на любом уровне количественного  описания событий реализация творческого  потенциала человека, либо группы людей, обязательна. Соотношение формального и неформального аспектов разработки управленческого решения весьма динамично. Оно обусловлено как развитием математического аппарата и технических средств, так и формализацией психофизиологических процессов человеческого поведения. При всей сложности последнего уже имеются модели принятия решений на нейронном уровне. На основе изучения природы биологических процессов разработаны нейронные механизмы, протекающие в организме (мозге) человека при процедуре принятия решений. Ярким подтверждением этому является шахматный матч чемпиона мира Г. Каспарова с искусственным интеллектом. С развитием научно-технической революции область формального в разработке решения расширяется, о чем свидетельствует создание искусственного интеллекта на базе электронных вычислительных машин с быстродействием в сотни миллионов операций в секунду.

По утверждению  специалистов, психология стоит на пороге нового этапа развития - создания математического аппарата для описания психических явлений и связанного с ними человеческого поведения. И это весьма важно, поскольку  психологические (неформальные) аспекты - составная часть процесса разработки решений, не учитываемая нормативными моделями. Привлекательная, с одной стороны, и необходимая, с другой, идея усиления значимости формальных аспектов в разработке решений может оказаться в обозримом будущем (XXI веке) не такой уж безобидной. В противостоянии "человек - искусственный интеллект" может обнаружиться неожиданное ослабление позиций человека. Гипотетически это можно допустить как результат влияния ряда факторов, в том числе экологических, на рекреативное состояние человека, включая его интеллект. Постоянные изменения в хозяйственной деятельности предприятия требуют ответной реакции в субъекте управление разработки самых разнообразных управленческих решений.

Итак, делая  вывод всего вышесказанного, мы видим, одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности. Разработка эффективных решений - основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др. 
 
 

ГЛАВА II Типология управленческих решений

2.1 Классификация решений

Процесс управления отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды порождают необходимость  принятия разнообразных управленческих решений. Основными факторами, оказывающими влияние на организацию и функционирование системы, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две  группы задач, требующих решения: функциональные и ситуационные. Функциональные - обусловлены  разделением труда в организации, полномочиями отдельных работников, и носят в основном стандартный  характер (13). Ситуационные - появляются в результате нарушений взаимодействия подсистем и элементов в организации либо под влиянием вышеуказанных факторов (7). Быстрота реакции на внезапные изменения ситуации (условий функционирования) характеризует адаптивные свойства организации, предел ее управленческих возможностей. Если ситуация меняется быстрее, чем время ответной реакции предприятия, то оно переходит в ранг неуправляемого. Существует точка зрения, что структура предприятия должна (с учетом обеспечения адаптивности) формироваться исходя, во-первых, из традиционно функциональной специализации управленческих работ, во-вторых, из необходимости иметь подразделения проблемно-ориентированные. Данные ситуационные подразделения могут функционировать временно и при необходимости упраздняться. В специальной литературе авторы выделяют самые разные признаки решений. По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению "снизу". В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое "навязывание" решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.По юридическому оформлению решения могут быть в вид плана, приказа, распоряжения, инструкции; по способу фиксации они делятся на устные и письменные. Классифицируя управленческие решения по признаку юридического оформления, стоит помнить о разнице между приказом и распоряжением.

Приказ - наиболее категоричная форма решения, обязывающая подчиненных точно  выполнить решение в установленные  сроки. Основанием для приказа являются постановления или распоряжения правительства, решения вышестоящих  органов управления, руководителей (21).

Распоряжение - это разновидность приказа, направленная на решение частных вопросов, исходящая  не только от руководителей, но и от других лиц в пределах их компетенции (21).

Информация о работе Решения в системе менеджмента