Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, твор

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является определение роли креативности и инноваций в принятии управленческих решений.
Задачами исследования являются:
- предоставить обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ;
- провести анализ процесса принятия управленческих решений организации ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для организации ЦВЗ “Манеж”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ…………………………………………………...5
Понятия «креативность» и «инновационное мышление»…………….…5
Менеджмент и творческое мышление …………………………………...6
Управление креативностью для нахождения творческих решений для развития бизнеса …………………………………………………………..9
Контроль за творческой деятельностью………………………………...14
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений.................................................................................................................17
2.1 Характеристика Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Центральный выставочный зал «Манеж»…………………………17
2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж»…………………………………………...…20
2.3 Роль креативности в принятии управленческих решений ГУК ЦВЗ «Манеж»……………………………………………………………………….....22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж»….24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………...…..29
Приложения……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

      Здание  бывшего Конногвардейского манежа, в котором расположен Центральный  выставочный зал северной столицы - одно из немногих сохранившихся до наших дней построек Лейб-гвардии  Конного полка, предназначенное  для объездки кавалерийских коней  и военных упражнений, а также  для проведения торжественных мероприятий  и парадов. Возведенное в строгих  формах русского классицизма в 1804 - 1807 годах, оно принадлежит к ряду последних творений великого зодчего  Джакомо Кваренги. 10

      Характерно, что строили Манеж очень быстро. Задачей было закончить работу к  возвращению из Европы конно-гвардейского полка. Исаакиевская площадь уже тогда задумывалась, как важная архитектурная доминанта Санкт-Петербурга, поэтому на оформление Манежа были отпущены большие деньги.

      Позднее внутри Манежа установили сперва простую  ложу для именитых зрителей, а в 1873 году оборудовали специальную царскую  ложу. Впоследствии Манеж много раз  перестраивался, при советской власти в нём устроили автогараж войск НКВД, а во время войны здание было сильно повреждено. 11 После войны ущерб был устранен    В 1973 году Ленинградский городской исполнительный комитет принял решение о реконструкции здания бывшего Конногвардейского манежа и переоборудовании его под выставочный зал. По проекту архитекторов М.В. Будневича, И.А. Кучеровой, А.Б. Мариенгоф, А.Ю. Основикова внутри были созданы просторные экспозиционные залы. Центральный выставочный зал, вскоре прочно утвердившийся среди горожан под названием "Манеж", открылся 5 ноября 1977 года выставкой произведений ленинградских художников "Искусство принадлежит народу".12 С тех пор это самое популярное место в городе для проведения выставок.

      В 2007 году ЦВЗ «Манеж» отметил 200-летие  со дня основания и 30-летие работы, как выставочный зал.

      Основным  направлением  деятельности ЦВЗ «Манеж» является проведение различных выставок, на которых зрители знакомятся с богатой художественной жизнью Петербурга, России и зарубежья. Выставочные проекты не редко сопровождаются встречами с художниками, семинарами по вопросам искусства и культуры, концертами и перфомансами, мастер-классами.

Диапазон  выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство;
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений;
  • выставки-циклы;
  • выставки петербургских художников;
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки.
 

      Также, Центральный выставочный зал «Манеж» собирает коллекцию современного искусства Санкт-Петербурга, хронологические рамки которого от истоков советского искусства до наших дней. На сегодняшний день собрание составляет около 3000 экспонатов. Это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, объекты и инсталляции, созданные ленинградскими и петербургскими художниками. Коллекция «Манежа» достаточно разносторонне отражает историю развития изобразительного искусства Санкт-Петербурга, начиная с 1920-х годов и вполне может стать основой для музея современного изобразительного искусства Санкт-Петербурга. Оно продолжает пополняться благодаря художникам Петербурга и их наследникам, постоянно передающим произведения искусства в дар, а также за счет закупочной деятельности Комитета по культуре Санкт-Петербурга и самого ЦВЗ «Манеж».   

2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж»

      Для начала, необходимо обозначить ситуацию на рынке выставочных услуг, а  также положение исследуемого учреждения на данном рынке.

      Итак, одно из главных управленческих решений связано с выживанием ЦВЗ «Манеж» в условиях современного рынка выставочных услуг. У исследуемого учреждения слишком много конкурентов. Для примера, объем выставочных площадей Российской Федерации по итогам 2010 года составил 1251,157 тыс.кв.м. По сравнению с 2009 годом прирост выставочной площади составил 323,666 тыс.кв.м. или 34,89%.13

      В Санкт-Петербурге темпы роста данного  рынка особенно высоки. Каждый год появляются всё новые выставочные комплексы и галереи. Кроме того, многие из них оснащены современной техникой.

      В то же время, здание ЦВЗ «Манеж» теряет свою эстетическую привлекательность  как внутри, так и снаружи, оборудование и техника, используемые учреждением  сильно устарели и физически, и морально. Средства, получаемые от основной деятельности, крайне малы. Также, и дополнительных средств, выделяемых Министерством Культуры категорически не хватает. Основной клиентурный рынок – пожилые люди. Доля рынка стремительно падает. Этим озабочено руководство, а также все сотрудники.

      В Приложении представлена организационная  структура управления ГУК ЦВЗ «Манеж» (Приложение 1).

      Организационная структура построена в соответствии с направлениями работы и является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого сотрудника.

      Как видно из Приложения 1 ЦВЗ “Манеж” состоит из таких подразделений: дирекция, бухгалтерия, отдел современного искусства, отдел учета и хранения, отдел развития и выставочной работы, отдел эксплуатации, отдел информации и рекламы.

      Руководство учреждением осуществляет директор и трое заместителей директора, а в каждом структурном подразделении зав. отделами; финансовые дела ведут гл. бухгалтер и бухгалтер. Количество сотрудников ЦВЗ - 41.

      Главной задачей управления ММВЦ является установление взаимоотношений, которые связывают высшее руководство с низшим уровнями работников.

      Итак, для анализа состояния процессов разработки и принятия управленческих решений ЦВЗ “Манеж” можно рассмотреть стандартную для учреждения ситуацию, когда необходимо принять управленческое решение по поводу проведения (или непроведения) очередной выставки, а также ряд других решений, а именно:

  • выбор темы выставки;
  • выбор сроков проведения;
  • выбор источников финансирования и др.

      Директор  учреждения понимает, что в ближайшее  время нужно принять решение.

      С принятием данного управленческого  решения связаны и определенные риски. Во-первых, будет ли высокий спрос у клиентов (посетителей) на посещение выставочного комплекса при выборе той или иной темы. Во-вторых, если да, то как скоро она себя окупит.

      Директор полностью осознаёт наличие этих рисков и берёт их во внимание. Для того чтобы сократить их количество и возможность, необходимо все просчитать и взвесить. Поэтому при принятии данного управленческого решения задействованы все подразделения.

      На  начальном этапе отдел развития и выставочной работы выбирает тему, которую они считают острой и интересной. Затем сотрудники  этого отдела связываются с заместителем директора по научной работе. Он передаёт полученные сведения отделам, которые находятся под его контролем и те, в свою очередь, предоставляют информацию по выбранной теме обратно – через заместителя директора по научной работе – в отдел развития и выставочной работы.

      Затем подключается отдел информации и рекламы, который проводит различные маркетинговые исследования (составляет и проводит опросы возможных клиентурных рынков) и также предоставляет информацию в отдел развития и выставочной работы.

      Отдел эксплуатации предоставляет информацию об оборудовании и необходимых вещах, которые могут потребоваться  для проведения данной выставки.

      И, наконец, бухгалтерия собирает данные по поводу необходимых средств, возможных  источников их получения и т.д.

      Заместитель директора по развитию и выставочной работе систематизирует все собранные сведения и передаёт их директору в виде текущего бизнес-плана. И уже он, проанализировав всю предоставленную информацию и проконтролировав все возможные упущения и недочёты, принимает решение о проведении (или непроведении) данной выставки. Если он решает положительно, бизнес-план вместе со специальным официальным запросом на рассмотрение передают в Министерство Культуры на одобрение.

      Таким образом протекает большинство  процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж», связанных с его основной деятельностью. 

      2.3 Роль креативности в принятии управленческих решений ГУК ЦВЗ «Манеж»

      Если  говорить о применении творческого  подхода в принятии управленческих решений в данном учреждении, то единственно верный вердикт по этому  вопросу – наличие минимальной  роли креативности в принятии таких  решений.

      Это связано в первую очередь с  тем, что ЦВЗ «Манеж» является государственным учреждением и, всвязи с этим, дополнительные средства, с помощью которых можно было бы придумать и воплотить какие-либо новые идеи, не выделяются.

      Также, данная ситуация может быть связана  с отсутствием подразделения, которое  могло бы заниматься воплощением  этих идей. Даже создание отдела новейших течений в искусстве не исправило  ситуацию.

      Данная  позиция является существенным недостатком  процессов принятия и реализации управленческих решений ЦВЗ «Манеж», всвязи с тем, что её состояние  препятствует созданию конкурентных преимуществ  и, как следствие, потери большой  части дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия  и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж»

           Для рекомендаций по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж» необходимо в первую очередь составить «дерево проблем», относящееся к процессу реализации управленческих решений (Приложение 2) и «дерево решений» (Приложение 3).

      Как видно из этих Приложений, существует немало проблем касательно процесса реализации решений. Тут же предоставлены  и рекомендации по устранению этих проблем.

      Основным  недостатком процесса релизации  управленческих решений являются большие  временные затраты. Этот недостаток является следствием трёх причин:

  • необходимы квалифицированные специалисты, которые смогут быстро и качественно выполнять работу. В учреждении нет таких специалистов, а следоватеьно необходимо либо набрать новые кадры, либо отправить сотрудников на курсы повышения квалификации;
  • слишком много обязанностей приходится выполнять заместителю директора по развитию и выставочной работе. Вокруг него фактически строится вся работа и именно он принимает большинство текущих решений. Это неприемлимо, даже несмотря на большое количество сотрудников в его отделе. Есть смысл в том, чтобы организовать ещё одно подразделение, которое будет выполнять функцию сбора всех сведений на начальном этапе работы (при выборе темы выставки);
  • также сказывается загруженность всего коллектива учреждения всвязи с тяжёлым, плотным графиком проведения выставок. Для решения этого вопроса можно порекомендовать облегчить график путём проведения специализированных выставок-ярмарок, в которых сотрудники учреждения не принимают дел.

Ещё одним  серьёзным недостатком является отсутствие мотивации у большинства  сотрудников. Таким образом, необходимо стимулирование работников. Например, можно ввести систему материальных поощрений: премий, бонусов. Также можно попробовать предоставить сотрудникам больше свободы в реализации задач, принимать к рассмотрению их творческие идеи.

      Генеральному  директору не стоит тянуть со временем принятия решения по поводу совершенствования процесса реализации управленческих решений. Но не стоит отрицать, что на это будут потрачены немалые деньги. Как было сказано ранее (см.п. 2.2), учреждению крайне необходимы денежные средства для осуществления какого-либо нового проекта. Таким образом, решить вопрос о совершенствовании процесса принятия и реализации решений пока невозможно. Получить необходимые средства можно двумя способами.

       Во-первых, есть вероятность их получения от Министерства культуры. Для этого  необходимо написать официальное обращение с просьбой предоставить средства, а вместе с ним – проект, в разработке которого принимали участие студенты СПбГУЭФ, проходившие практику в ГУК. Руководству университета должен будет представлен проект, будет показана какая работа была проделана. Университет должен будет оценить этот проект, внести поправки, если посчитает нужным. Затем уже ГУК ЦВЗ «Манеж» обратится к Министерству Культуры и выдвинет научные обоснования поддержки данного проекта.

Информация о работе Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, твор