Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, твор

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является определение роли креативности и инноваций в принятии управленческих решений.
Задачами исследования являются:
- предоставить обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ;
- провести анализ процесса принятия управленческих решений организации ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для организации ЦВЗ “Манеж”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ…………………………………………………...5
Понятия «креативность» и «инновационное мышление»…………….…5
Менеджмент и творческое мышление …………………………………...6
Управление креативностью для нахождения творческих решений для развития бизнеса …………………………………………………………..9
Контроль за творческой деятельностью………………………………...14
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений.................................................................................................................17
2.1 Характеристика Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Центральный выставочный зал «Манеж»…………………………17
2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж»…………………………………………...…20
2.3 Роль креативности в принятии управленческих решений ГУК ЦВЗ «Манеж»……………………………………………………………………….....22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж»….24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………...…..29
Приложения……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

1.3 Управление креативностью для нахождения творческих решений для развития бизнеса

      Руководитель  имеет возможность управлять  креативностью через любой из трех её компонентов: компетенцию, творческое мышление и мотивацию. Воздействие  на первые две составляющие — процесс  гораздо более трудоемкий и требующий  больше времени, чем работа с мотивацией. Известно множество методов улучшения и развития как индивидуального, так и группового творчества и производства новаторских идей. В бизнесе они применяются ко всем сферам, начиная с маркетинга и продвижения продукта и заканчивая стратегическим менеджментом. Что касается остальных сфер человеческой деятельности, то эти методы используются в образовании (для стимулирования творческого потенциала учащихся), науке (для генерации научных гипотез), государственном управлении (для создания более эффективных служб) или правительственных структурах (для определения стратегических направлений развития).

      В качестве наиболее распространенных методов  можно назвать следующие: 

1. Перебор свойств и внесение в список.

2. Построение сценариев незавершенных процессов.

3. Шесть цветных шляп. Применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления. Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

4. Персонификация. Представление природных явлений,  человеческих свойств, отвлечённых  понятий в образе человека.

5. Мозговой  штурм. Оперативный метод решения  проблемы на основе стимулирования  творческой активности, при котором  участникам обсуждения предлагают  высказывать как можно большее  количество вариантов решения,  в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных  идей отбирают наиболее удачные,  которые могут быть использованы  на практике.

6. Синектика.  Это - методика исследования, основанная  на социально-психологической мотивации  коллективной интеллектуальной  деятельности, предложенная В. Дж. Гордоном. Является развитием и  усовершенствованием метода мозгового штурма. Д. Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

7. ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и патернов эволюции (от «как есть» до «как должно быть»). В отличии от методики мозгового штурма (в котором неупорядоченно формулируются идеи и варианты решения проблемы) целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.

8. Метод Дельфи. Это - методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и прогнозирует результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты). 

      В основе применения всех этих методов  лежат общие принципы творческого  производства идей. Во-первых, творчество легко блокируется оценкой и  критикой. Процесс генерации идей должен быть отделен от процесса их оценки и выбора лучшей идеи. Во-вторых, творчеству препятствует переизбыток  опыта, знаний или экспертной квалификации. В группах, где происходит создание идей, должны обеспечиваться разнохарактерность и присутствие различных дисциплин. В-третьих, в этих группах не должны участвовать агрессивные, склонные к доминированию, навязыванию своего мнения люди. В-четвертых, маленькие  группы очень сильно зависят от модератора, а в больших нет спонтанности. Оптимальный размер инновационной  группы — порядка двенадцати человек. Наконец, результаты деятельности группы зависят от рабочих условий. Требуется  тихая, приятная и расслабляющая  атмосфера, без внешних воздействий  и наблюдателей.

          Л. Терстоун 6 обратил внимание, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, а не критически к ним относится, творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем. В.Н. Дружинин 6 и Р.М. Грановская 7 показывают, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности и затрудняют проявление ее творческих возможностей. Подтверждением этого является также мифы о креативности, сформулированные Т. Амабиле и Б. Брином 8:

    1) Креативность генерируется творческими  людьми. Как показали результаты  проведенных опросов, креативность  зависит от нескольких вещей:  опыта, в том числе знаний  и технические навыков, таланта,  способности мыслить по-новому, и  умения преодолевать нетворческую  рутину. Но наиболее важно, насколько  люди увлечены своей работой  и насколько задействован фактор  внутренней мотивации. 

    2) Деньги – мотиватор креативности. Опросы показали, что бонусы могут  даже сдерживать креативность, в  том случае, если люди считают,  что каждый их шаг скажется  на компенсации. Тогда сотрудники  стараются любой ценой избегать  риска, что, естественно, не  способствует инновационному мышлению.

    3) Недостаток времени способствует  креативности. Нехватка времени  уменьшает креативность потому, что люди не могут глубоко  проникнуть в суть поставленной  задачи.

    4) Страх вызывает революционный  переворот. Исследования продемонстировали,  что креативность позитивно ассоциируется  с радостью и любовью и негативно  – со страхом и тревогой,  что люди чувствуют большую  радость, когда находят творческую  идею, но, в то же время, они  гораздо вероятнее достигнут  пика креативности, если перед  этим чувствовали себя счастливыми.  Если люди увлечены своей работой,  есть больше шансов, что они  сделают когнитивные ассоциации, результатом которых станет креативная  идея на следующий день.

    5) Соревнование – лучше, чем  сотрудничество. По результатм исследования  наиболее креативны те коллективы, где сотрудники могут свободно  обмениваться идеями и обсуждать  новые решения. 

    6) Сокращение штатов – хороший  способ повысить креативность. В  ходе сокращения уровень коммуникации  и сотрудничества резко уменьшается,  так же как и чувство уверенности  и личной независимости сотрудников.  В результате руководителям после  сокращения приходится затрачивать  немало усилий для стабилизации  обстановки на рабочем месте,  вновь делая ее благоприятной  для формирования новых идей.

      В статье Терезы М. Амабайл 9 предпринимается попытка определить элементы внешней среды, способствующей повышению творческой активности:

- Постановка задачи. Руководитель может подобрать подчиненному задание, соответствующее его компетенции, творческим способностям и вызывающее у него желание побыстрее взяться за дело.

- Свобода действий. Для повышения креативности необходимо давать работникам свободу выбора средств для достижения цели.

- Ресурсы. Основные ресурсы, влияющие на уровень креативности, - это время и деньги. Губительное влияние на креативность оказывают искусственные или невыполнимые сроки.

- Состав  рабочей группы. Нужно собрать  группу, членов которой отличает  одновременно и готовность к  взаимодействию, и неоднородность  знаний и взглядов.

- Поощрение. Людям нужно чувствовать, что их работа важна для организации или группы людей, чье мнение для них важно.

- Организационная поддержка. Настоящий расцвет креативности наблюдается там, где организация настроена на поддержку. 

1.4 Контроль за творческой деятельностью  

      Творческая  деятельность связана с неопределенностью, инновациями и исследованиями. Вместе с этим при жестком контроле инновации  и творчество легко блокируются.

      Из-за присущей инновациям неопределенности жесткое планирование и прогнозирование  сроков или качества их результата не представляется возможным. Практически  невозможно установить жесткие критерии, которые бы предсказывали или  контролировали работу творческих личностей. Однако деятельность их слишком важна, чтобы оставлять ее вообще без  контроля. В управлении инновационными задачами применяются следующие  методы:

  • оценка прогресса проекта;
  • перераспределение исследователей;
  • контроль за расходованием ресурсов.

      Каждый  принимаемый к разработке проект должен иметь четкое описание ожидаемого результата, применяемой методологии  и предполагаемых сроков. Текущий  контроль над проектом осуществляется с использованием двух концепций: регулярных (периодических) контрольных точек  и промежуточных этапов — конкретных (определенных заранее) точек контроля. Оба подхода дают оценку уже проделанной  работе. Для компетентной и объективной  оценки используются рефери, команды  наблюдателей, экспертные группы или  презентации текущих итогов проекта.

      Творческие  работники и результаты их деятельности могут оцениваться только в долгосрочной перспективе. Оценка индивидуальных результатов  должна проводиться на регулярной основе, как минимум раз в два года. По результатам анализа числа  выполненных проектов, опубликованных статей и полученных патентов определяются лучшие и худшие 25% творческих работников. В качестве необходимого психологического стимула применяются периодическое  перераспределение людей между  задачами, а также эффективная  система оплаты труда.

      Менеджеры, управляющие инновационной деятельностью, не должны полагаться на жесткий, детальный  контроль. Методы, применимые для повторяющихся, рутинных операций, могут быть совершенно неадекватны при контроле над творческой деятельностью. 

      Обобщая всё вышеуказанное, можно сделать следующие выводы. Креативность становится профессионально важным качеством современного менеджера. Творческие способности можно развивать. Разработано множество методик повышения креативности. Для повышения творческих способностей важны как внутренние факторы, так и факторы внешней среды. К внутренним факторам относятся: стратегические способности, развитая интуиция, способность по-новому взглянуть на привычные вещи, способность оценить потенциал непризнанных идей, пойти на риск, противостоять неприятию окружающих. Кроме того, очень важно наличие значимой цели, программы по ее реализации и готовность много работать для достижения этой цели. Важнейшими факторами внешней среды являются создание атмосферы сотрудничества, отсутствие дефицита времени. И, наконец, создание стабильно функционирующего коллектива, творческой атмосферы, когда возможно обсуждение новых идей, а критика носит конструктивный характер, понимание и терпимость со стороны коллег и руководителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений 

2.1 Характеристика Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Центральный выставочный зал «Манеж»

      Санкт-Петербургское  государственное учреждение культуры «Центральный выставочный зал «Манеж» - это  крупнейший выставочный зал города с общей экспозиционной площадью почти 4,5 тысячи квадратных метров.

Информация о работе Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, твор