Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, твор

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является определение роли креативности и инноваций в принятии управленческих решений.
Задачами исследования являются:
- предоставить обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ;
- провести анализ процесса принятия управленческих решений организации ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для организации ЦВЗ “Манеж”.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ…………………………………………………...5
Понятия «креативность» и «инновационное мышление»…………….…5
Менеджмент и творческое мышление …………………………………...6
Управление креативностью для нахождения творческих решений для развития бизнеса …………………………………………………………..9
Контроль за творческой деятельностью………………………………...14
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений.................................................................................................................17
2.1 Характеристика Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Центральный выставочный зал «Манеж»…………………………17
2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж»…………………………………………...…20
2.3 Роль креативности в принятии управленческих решений ГУК ЦВЗ «Манеж»……………………………………………………………………….....22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж»….24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………...…..29
Приложения……………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 127.85 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ  И  ФИНАНСОВ» 
 
 
 
 

Кафедра управления и планирования социально-экономических  процессов 

имени з.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Управленческие решения»

на тему: «Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса

(на примере  ГУК ЦВЗ «Манеж»)» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка: Голуб Виктория Ефимовна

гр. № 413 специальность 080507.65 «Менеджмент организации»

Руководитель: ст. преподователь Горяинова Татьяна Павловна 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург,

2011

               Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ…………………………………………………...5

    1. Понятия «креативность» и «инновационное мышление»…………….…5
    2. Менеджмент и творческое мышление …………………………………...6
    3. Управление креативностью для нахождения творческих решений для развития бизнеса …………………………………………………………..9
    4. Контроль за творческой деятельностью………………………………...14

Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений.................................................................................................................17

2.1 Характеристика  Санкт-Петербургского государственного  учреждения культуры «Центральный  выставочный зал «Манеж»…………………………17

2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж»…………………………………………...…20

2.3 Роль  креативности в принятии управленческих  решений ГУК ЦВЗ «Манеж»……………………………………………………………………….....22

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию  процесса разработки, принятия  и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж»….24

Заключение……………………………………………………………………...27

Список  литературы………………………………………………………...…..29

Приложения……………………………………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 

                              Введение 

     Креативность  становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. За рубежом интерес к креативным решениям в менеджменте растет. Опыт успешных компаний свидетельствует, что креативные решения и инновации не только дают мощные конкурентные преимущества, но и полностью меняют рынки.

     Все дело в быстром темпе и многоплановости  современной жизни, которые требуют  умения гибко и творчески реагировать  на происходящие изменения. Сегодня  ни одна компания не может позволить  себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно  жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые  способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению.

     Первоначально креативность менеджеров связывалась  со сферой их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры  частных фирм креативнее управленцев  крупных государственных предприятий, а рекламщики наиболее креативны, чем  финансисты. Однако проведенные западными  специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью  и сферой деятельности специалиста. Креативность – это внутреннее качество человека, зависящее от его личностных характеристик. Ведь и финансисты нередко  внедряют инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.

     Целью данного исследования является определение роли креативности и инноваций в принятии управленческих решений.

     Задачами  исследования являются:

     - предоставить обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ;

     - провести анализ процесса принятия управленческих решений организации ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений;

     - разработать предложения и рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для организации ЦВЗ “Манеж”.

     Итак, какими методами пользуются и какими качествами обладают менеджеры, благодаря которым организации совершают прорыв? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ 

1.1 Понятия “креативность” и “инновационное мышление”

      Для начала необходимо определить: синонимы ли понятия "творчество" и "креативность"?

      Существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий "творчество" и "креативность". Так, Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов под творчеством понимают процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека1. Под креативностью можно понимать способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967) или способность обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990). Творчество - это процесс, а креативность - это способность человека к творчеству.

      Основой креативности Гилфорд считал дивиргентное мышление2, т.е. идущее в различных направлениях, которое приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд выделил 6 основных параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

      Кроме этого необходимо обозначить такое  понятие как инновационное мышление.

      Человеческое  мышление может быть как логическим, так и творческим. Для логического  мышления характерны поэтапные рассуждения  и следование основным законам логики. Творческое мышление — это отход  от традиций, оно базируется на постановке предположений под сомнение. В  нем нет каких-либо жестких процедур или правил. Если логический подход можно описать как рациональное, традиционное, аналитическое, сходящееся, вертикальное или «левостороннее»  мышление (т. е. то, за которое отвечает левое полушарие головного мозга), то творческий подход характеризуется  воображением, оригинальностью, интуицией, всесторонним отношением, расходящимся, «правосторонним» мышлением.

      В сходящемся решении проблем (например, в экзаменах и тестах IQ) существует одно и только одно решение. В большинстве  школ учат применять сходящееся мышление и находить решения в массиве  существующих знаний. В расходящемся мышлении мысли направлены не на одну цель, а рассеяны в поисках множественных  вариантов решения каждой проблемы.

      При вертикальном мышлении идея создается  поэтапно, причем все этапы направлены на одно решение или одну цель. Это  медленный, непрерывный и зачастую очень тяжелый метод анализа, эффективный только в отношении  хорошо структурированных проблем. Всесторонний подход к вопросу направлен  на изучение всех типов возможностей в каждой грани проблемы. Он основан  не на анализе, а на глобальном поиске идей, сравнимом с медитацией и  подсознательным рассуждением.

      Инновационное мышление представляет собой разумный компромисс этих подходов: творческие процессы используются в нем для  генерации оригинальных идей путем  подключения воображения. Эти идеи затем классифицируются, проходят отбор, организуются и проверяются с  применением рационального и  логического мышления. Главная проблема инновационного мышления состоит в  том, что в принципе вертикальное (логическое) рассуждение блокирует  всесторонний (творческий) подход к  идеям. 
 

1.2 Менеджмент и творческое мышление

      Творчество  все более активно проникает  из сферы искусства и науки  в другие сферы человеческой деятельности. Сфера управления не является исключением. В последнее время в теории управления все чаще обращают внимание на проблему всестороннего использования  творческого (креативного) потенциала топ-менеджеров предприятия.3 Во многих институтах и университетах существуют специальные курсы креативного менеджмента, способствующие развитию навыков нетривиальных творческих решений в управлении и бизнесе. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения.

      Стратегический  менеджмент невозможен без творческого  мышления. Процесс разработки миссии предприятия и его стратегии - это процесс творчества, даже искусства. Инновационный менеджмент тем более  немыслим без креативных решений, без  творческих инициатив руководителей  и исполнителей. В то же время  следует учитывать, что креативные решения всегда характеризуются  высокой степенью риска, даже непредсказуемостью. Отсюда проблема сочетания искусства  и научного подхода в управлении: "Сочетание научного подхода и  искусства в подготовке решений  характерны для бизнеса, и проблема заключается в том, чтобы каждый подход нашел свое место".4

      Многие  специалисты утверждают, что творческие решения применяются в случаях, когда недостаточно информации для  принятия рационального решения, когда  трудно установить причинно-следственные связи, прогнозировать последствия  решений и поэтому приходится рассчитывать на интуицию. Например, в  вертикально-интегрированных компаниях, имеющих сложное организационное  строение и сложную иерархическую  организационную структуру, с нехваткой  информации для принятия решений  и с высокими прогнозными рисками  специалисты в сфере управления сталкиваются постоянно. Для таких  компаний разработка методологии принятия креативных решений - одна из самых  насущных задач управления.

      Использование таких решений дает компаниям  уникальные конкурентные преимущества благодаря совершенствованию маркетинговой  деятельности, рекламы, "паблик рилейшнз", новым возможностям проникновения  на рынки.

      Г.И.Ванюрихин  в своей статье подчеркивает что "мышление управленца должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне предприятия"5.

      Вместе  с тем необходимо уточнение понятийного  аппарата креативного менеджмента. Креативные управленческие решения - это созидательные решения в сфере управленческой деятельности, процесс разработки которых отличается творческим характером, а результаты имеют позитивные последствия для коллектива предприятия, его партнеров (в том числе потребителей) и общества в целом.

      Креативный  менеджмент тесно связан с развитием  таких направлений менеджмента, как управление персоналом, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, с "самоменеджментом", организационной  культурой предприятия, маркетингом. Очевидна связь креативного менеджмента  и с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим  успехом уже длительное время  и создан комплекс методов для  разработки творческих решений.

      Итак, чем отличается креативный менеджер? В первую очередь, отсутствием страха перед стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции. 

Информация о работе Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, твор