Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:21, реферат
Целью данного исследования является определение роли креативности и инноваций в принятии управленческих решений.
Задачами исследования являются:
- предоставить обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ;
- провести анализ процесса принятия управленческих решений организации ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для организации ЦВЗ “Манеж”.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ…………………………………………………...5
Понятия «креативность» и «инновационное мышление»…………….…5
Менеджмент и творческое мышление …………………………………...6
Управление креативностью для нахождения творческих решений для развития бизнеса …………………………………………………………..9
Контроль за творческой деятельностью………………………………...14
Глава 2. Анализ процесса принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений.................................................................................................................17
2.1 Характеристика Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Центральный выставочный зал «Манеж»…………………………17
2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж»…………………………………………...…20
2.3 Роль креативности в принятии управленческих решений ГУК ЦВЗ «Манеж»……………………………………………………………………….....22
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж»….24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………...…..29
Приложения……………………………………………………………………..30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И ФИНАНСОВ»
Кафедра управления и планирования социально-экономических процессов
имени з.д.н.
РФ Ю.А. Лаврикова
Курсовая работа
по дисциплине «Управленческие решения»
на тему: «Решающая роль креативности и инноваций в создании конкурентных преимуществ; управление креативностью для нахождения нестандартных, творческих, уникальных решений для развития бизнеса
(на примере
ГУК ЦВЗ «Манеж»)»
Выполнила студентка: Голуб Виктория Ефимовна
гр. № 413 специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
Руководитель:
ст. преподователь Горяинова Татьяна
Павловна
Санкт-Петербург,
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Обзор теоретических
знаний о роли креативности
в создании конкурентных
преимуществ…………………………………………………
Глава
2. Анализ процесса принятия
управленческих решений
СПб ГУК ЦВЗ “Манеж”,
а также роли креативности
в принятии этих решений.......................
2.1 Характеристика
Санкт-Петербургского
2.2 Анализ состояния процессов разработки и принятия управленческих решений СПб ГУК ЦВЗ «Манеж»…………………………………………...…20
2.3 Роль
креативности в принятии
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для директора ГУК ЦВЗ «Манеж»….24
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. За рубежом интерес к креативным решениям в менеджменте растет. Опыт успешных компаний свидетельствует, что креативные решения и инновации не только дают мощные конкурентные преимущества, но и полностью меняют рынки.
Все
дело в быстром темпе и
Первоначально
креативность менеджеров связывалась
со сферой их профессиональной деятельности.
Например, считалось, что менеджеры
частных фирм креативнее управленцев
крупных государственных
Целью данного исследования является определение роли креативности и инноваций в принятии управленческих решений.
Задачами исследования являются:
- предоставить обзор теоретических знаний о роли креативности в создании конкурентных преимуществ;
- провести анализ процесса принятия управленческих решений организации ЦВЗ “Манеж”, а также роли креативности в принятии этих решений;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию процесса разработки, принятия и реализации решений для организации ЦВЗ “Манеж”.
Итак,
какими методами пользуются и какими качествами
обладают менеджеры, благодаря которым
организации совершают прорыв?
Глава
1. Обзор теоретических
знаний о роли креативности
в создании конкурентных
преимуществ
1.1 Понятия “креативность” и “инновационное мышление”
Для начала необходимо определить: синонимы ли понятия "творчество" и "креативность"?
Существует мнение о необходимости четкого разграничения понятий "творчество" и "креативность". Так, Н.Ю. Хрящева и С.И. Макшанов под творчеством понимают процесс, приводящий к созданию нового, а креативность рассматривают как потенциал (внутренний ресурс) человека1. Под креативностью можно понимать способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford, 1967) или способность обнаруживать новые способы решения проблем (Роджерс, 1990). Творчество - это процесс, а креативность - это способность человека к творчеству.
Основой креативности Гилфорд считал дивиргентное мышление2, т.е. идущее в различных направлениях, которое приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд выделил 6 основных параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
Кроме
этого необходимо обозначить такое
понятие как инновационное
Человеческое
мышление может быть как логическим,
так и творческим. Для логического
мышления характерны поэтапные рассуждения
и следование основным законам логики.
Творческое мышление — это отход
от традиций, оно базируется на постановке
предположений под сомнение. В
нем нет каких-либо жестких процедур
или правил. Если логический подход
можно описать как
В сходящемся решении проблем (например, в экзаменах и тестах IQ) существует одно и только одно решение. В большинстве школ учат применять сходящееся мышление и находить решения в массиве существующих знаний. В расходящемся мышлении мысли направлены не на одну цель, а рассеяны в поисках множественных вариантов решения каждой проблемы.
При вертикальном мышлении идея создается поэтапно, причем все этапы направлены на одно решение или одну цель. Это медленный, непрерывный и зачастую очень тяжелый метод анализа, эффективный только в отношении хорошо структурированных проблем. Всесторонний подход к вопросу направлен на изучение всех типов возможностей в каждой грани проблемы. Он основан не на анализе, а на глобальном поиске идей, сравнимом с медитацией и подсознательным рассуждением.
Инновационное
мышление представляет собой разумный
компромисс этих подходов: творческие
процессы используются в нем для
генерации оригинальных идей путем
подключения воображения. Эти идеи
затем классифицируются, проходят отбор,
организуются и проверяются с
применением рационального и
логического мышления. Главная проблема
инновационного мышления состоит в
том, что в принципе вертикальное
(логическое) рассуждение блокирует
всесторонний (творческий) подход к
идеям.
1.2 Менеджмент и творческое мышление
Творчество все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности. Сфера управления не является исключением. В последнее время в теории управления все чаще обращают внимание на проблему всестороннего использования творческого (креативного) потенциала топ-менеджеров предприятия.3 Во многих институтах и университетах существуют специальные курсы креативного менеджмента, способствующие развитию навыков нетривиальных творческих решений в управлении и бизнесе. Революционные изменения в технологии и конкуренция просто заставляют компании разрабатывать нетрадиционные подходы к решению традиционных задач, искать принципиально новые решения.
Стратегический менеджмент невозможен без творческого мышления. Процесс разработки миссии предприятия и его стратегии - это процесс творчества, даже искусства. Инновационный менеджмент тем более немыслим без креативных решений, без творческих инициатив руководителей и исполнителей. В то же время следует учитывать, что креативные решения всегда характеризуются высокой степенью риска, даже непредсказуемостью. Отсюда проблема сочетания искусства и научного подхода в управлении: "Сочетание научного подхода и искусства в подготовке решений характерны для бизнеса, и проблема заключается в том, чтобы каждый подход нашел свое место".4
Многие
специалисты утверждают, что творческие
решения применяются в случаях,
когда недостаточно информации для
принятия рационального решения, когда
трудно установить причинно-следственные
связи, прогнозировать последствия
решений и поэтому приходится
рассчитывать на интуицию. Например, в
вертикально-интегрированных
Использование
таких решений дает компаниям
уникальные конкурентные преимущества
благодаря совершенствованию
Г.И.Ванюрихин в своей статье подчеркивает что "мышление управленца должно отвечать вызову времени и позволять творчески решать проблемы экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне предприятия"5.
Вместе с тем необходимо уточнение понятийного аппарата креативного менеджмента. Креативные управленческие решения - это созидательные решения в сфере управленческой деятельности, процесс разработки которых отличается творческим характером, а результаты имеют позитивные последствия для коллектива предприятия, его партнеров (в том числе потребителей) и общества в целом.
Креативный менеджмент тесно связан с развитием таких направлений менеджмента, как управление персоналом, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, с "самоменеджментом", организационной культурой предприятия, маркетингом. Очевидна связь креативного менеджмента и с наукой о методах технического творчества, в которой креативные технологии применяются с большим успехом уже длительное время и создан комплекс методов для разработки творческих решений.
Итак,
чем отличается креативный менеджер? В
первую очередь, отсутствием страха перед
стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся
традиции и внедряет инновационные решения.
Такой подход к повседневной деятельности
позволяет компании не только находиться
«на плаву», но и обходить своих конкурентов.
Ведь креативный менеджер понимает, что
любая технология, новый продукт или вид
услуги очень быстро отстают от жизни.
Поэтому он не борется с переменами, а
предвидит их, принимая нестандартные
решения и выводя, тем самым, компанию
на передовые позиции.