Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:14, контрольная работа
Цель работы изучить теоретические основы концепции «шести сигм».
Одним из важнейших показателей деятельности предприятия является качество продукции. Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Проблема качества касается абсолютно всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ « 6 СИГМ»
2. ЧТО ТАКОЕ «ШЕСТЬ СИГМ»?
3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ШЕСТЬ СИГМ»
4. ЦИКЛ ШУХАРТА – ДЕМИНГА
5. СКРЫТЫЕ ИСТИНЫ «ШЕСТИ СИГМ» И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ
6. ОБУЧЕНИЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ
7. СОЮЗ КОНЦЕПЦИЙ «ШЕСТИ СИГМ» И «БЕРЕЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ» (LEAN SIX SIGMA)
8. КОНЦЕПЦИЯ «ШЕСТЬ СИГМ» В КОМПАНИЯХ
9. ПРИЧИНЫ СЛАБОГО РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Define –определение.
Основные задачи данного этапа - определить кто является потребителем процесса и его требования, какие цели преследует и какие результаты должен принести проект. Для этого этапа используются уже разработанные карты процесса или модели 1-го уровня в нотации IDEF0 на которых можно идентифицировать Поставщиков, Входы, Потребителей и Выходы. Базовые рекомендации для анализа моделей сводится к следующему:
а) простаивающие функции (работы) необходимо ликвидировать или включить в процесс;
б) функции, не ведущие к не ведущие к удовлетворению потребителя также необходимо ликвидировать. Например: исправление неисправностей, которые можно предотвратить, утилизация дефективных продуктов, нерациональные задержки. Ликвидация подразумевает комбинирование нескольких функций (работ) в одну для предотвращения задержек, а также определение и исправление причин, вызывающих необходимость переделок или утилизации.
Все проблемы вариабельности процесса в конечном итоге сводятся к неспособности удовлетворения потребностей потребителей. Для предотвращения данных проблем необходимо идентифицировать характеристики продукта или процесса и способ их измерения. Характеристики Выходов процесса и их важность для потребителя рекомендуется свести в таблицу (таб.2). Выделение характеристик необходимо для концентрации усилий на наиболее важных мероприятиях и для облегчения создания измерительной шкалы, которая будет использоваться при статистическом анализе. Примерами измерительных шкал могут быть отзывы потребителей, геометрические размеры, вкусовые качества.
Таблица 2- Матрица характеристик процесса (пример)
Выход процесса Тренинговый центр- Семинар | ||||
Характеристика выхода | Длительность | Стоимость | Качество | |
Рейтинг характеристики (1-10) | 1 | 5 | 10 | |
Фактор, влияющий на характеристику и его рейтинг (1-10) | ||||
Красноречие тренера | 8 | 1 | 2 | |
Квалификация тренера | 5 | 7 | 10 | |
Стоимость аренды | 1 | 10 | 1 | |
При создании измерительной шкалы рекомендуется также использование методики Balanced Scorecard (Система Сбалансированных Показателей), проводящей мониторинг эффективности работы компании в нескольких перспективах: Финансы, Потребитель, Процесс, Обучение и рост. Наиболее распространенные показатели методики BSC, реализованные в проектах «6Сигм» представлены в табл. 3.
Таблица 3 – Перспективы и показатели процесса в методике Balanced Scorecard
Финансы
Каковы финансовые задачи процесса? • Затраты на изделие • Activity Based Costing • Стоимость низкого качества • Прибыль от соблюдения |
Клиент
Какие нужды клиента в этом процессе • Удовлетворенность клиента • Своевременное выполнение • Качество продукта на выходе • Дополнительные преимущества продукта, напр. Безопасность. |
Процесс
Какие процессы (в данном случае имеются в виду процессы 2-го и др. уровней модели) способствуют удовлетворению потребностей клиента? • Уровень сигма, количество отклонений • Объем производства • Качество поставок • Время цикла |
Обучение и
рост
Насколько квалифицированным и инновативным должен быть персонал? • Степень использования методики 6 Сигм • Качество обучения • Количество обученного (переученного) персонала |
Measure- Измерение
На этом этапе последовательности необходимо определить Дефект процесса и вызывающие его причины путем измерения тех факторов, которые оказывают наибольшее влияние на выбранные Характеристики. Для выбора данных факторов целесообразно использовать диаграмму Парето, на которой можно идентифицировать те 20% факторов, которые генерируют 80% проблем. Второй статистический инструмент, используемый на данном этапе - это Контрольные диаграммы. Они позволяют оценить стабильность, следовательно предсказуемость процесса. Это обуславливается тем, что нестабильные (непредсказуемые) процессы необходимо стабилизировать перед тем, как начинать улучшение. Существуют 2 источника нестабильности процесса: рядовые (существующие постоянно) и особенные (возникающие внезапно). Контрольная диаграмма и позволяет выявить особенные источники. Механизм очень простой: определяем среднее значение, затем верхний и нижний контрольные пределы (обычно 3 Сигма от среднего). Точки вне этих пределов и будут особенными источниками нестабильности. Существует несколько типов контрольных диаграмм, в зависимости от типа данных и назначения (таб.4). Осуществить процесс построения контрольной диаграммы можно в Excel.
Таблица 4- Типы контрольных диаграмм
Диаграмма | Тип выборки | Тип данных | Назначение |
Р | Изменяемый размер выборки | Пропорция (относительное количество дефектов | Анализ стабильности процесса путем подсчета количества дефектов |
nP | Размер выборки постоянный, 20-50 | Пропорция | Анализ стабильности процесса путем подсчета количества дефектов |
с | Размер выборки постоянный, легко подсчитать количество дефектов | Численный, очень большой размер выборки | Анализ стабильности при более чем одном дефекте на изделие |
u | Изменяемый | Численный | Анализ стабильности при более чем одном дефекте на изделие |
XmR | Размер -1 | Время, длина, вес, деньги | Анализ стабильности при только одном измерении, результаты которого значительно различаются |
XbarR | Размер 2-10 | Время | Оценка времени цикла |
Во многих случаях
(производство, технология) необходимо
также выяснить, способен ли данный
процесс удовлетворить
№ | Вопрос | Ответ | % от общего кол-ва |
1 | Причина участия в семинаре | Общее ознакомление
Получение навыков Повышение уровня Другое |
22
45 20 13 2 |
2 | Оправдал ли семинар ваши ожидания (1- нет совершенно, 5- да точно ) | 1
2 3 4 5 |
2
7 45 35 11 |
3 | Квалификация тренера (1-плохая, 5- отличная) | 1
2 3 4 5 |
4
12 28 30 26 |
4 | Качество поданного материала (1-плохое, 5-отличное) | 1
2 3 4 5 |
8
36 30 20 6 |
5 | Эффективность использования времени (1-плохая, 5- отличная) | 1
2 3 4 5 |
13
33 34 16 4 |
6 | Как можно улучшить семинар? | Более качественный
материал
Более эффективное использование времени Повышение квалификации тренера |
47
35 18 |
7 | Планируете ли вы использовать наши услуги в будущем ? | Да
Нет Возможно |
62
20 18 |
Собранных в результате опроса данных на первый взгляд вполне достаточно для анализа и принятия решений, но для этого необходимо убедиться в их адекватности. Это значит, что если опрашиваемые демонстрировали согласованность в оценке характеристики, то существует вероятность того, что результаты опроса являются пригодными для дальнейшего анализа. Используем атрибутивный анализ системы измерения (Gage R&R) пакета Minitab, результатом которого является то, что в 65% опрошенных были последовательны в своей оценке, а следовательно эти данные можно использовать. Самые важные факторы для руководства - это лояльность существующих клиентов, их желание покупать другие услуги (например консалтинговые) и привлечение новых потребителей. Поэтому проводим анализ ответов «Нет» на вопрос № 7. Техническая сложность анализа заключается в том, что проводится несколько экспериментов (здесь 20) с различными размерами фокус-групп и распределением ответов. Соответственно, имеет смысл провести анализ пропорционального распределения ответа «Нет» на протяжении опроса, что и было реализовано в Минитаб, контрольная диаграмма тип Р. Для менеджера этот график несет информацию о применимости результатов эксперимента для улучшения процесса (график находится в пределах красных линий- каждая по 3 Сигма от центра, следовательно процесс стабильный).
Analyze –Анализ
Этот этап требует анализа результатов деятельности путем утверждения критериев оценки и исследования причин дефектов. Могут проводиться по модели FMEA (Failure Mode and Effects Analysis)- анализ дефекта и его причины, применяется при исследовании технологических аспектов процесса и другие виды исследований, например, построение причинно-следственной диаграммы (диаграмма Ишикава).
Improve – Совершенствование
При решении вопросов технологии или производства необходимо использовать методику проектирования экспериментов (DOE - design of experiments в Minitab и Excel). Суть данного статистического инструмента заключается в определении оптимального соотношения факторов для достижения наивысшего качества. Например: поиск такого соотношения реактивов, температуры и длительности процесса, при котором чистота продукта будет наибольшей.
Control – Контроль
Этот этап - завершающий в последовательности DMAIC, и на нем разрабатывается план контроля за улучшением процесса путем повторения статистических исследований и определения эффективности проведенных мероприятий.
5.
СКРЫТЫЕ ИСТИНЫ
«ШЕСТИ СИГМ» И
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ
Истина 1. Система
«Шесть сигм» охватывает широкий
спектр лучших бизнес-методов и умений
(как продвинутых, так и на уровне
здравого смысла), которые являются
ключевыми составляющими
Выгода. Вы сможете применять «Шесть сигм» к совершенно разным областям бизнеса и задачам — от стратегического планирования до операционной деятельности и обслуживания клиентов, добиваясь при этом максимальной отдачи.
Истина 2. Методы «Шести сигм» многочисленны и разнообразны. Четко следуя установленным предписаниям или точно копируя действия какой-либо другой компании, вы обрекаете себя на неизбежный провал (или почти провал). В этой книге мы предлагаем вам не жесткие формулы, а индивидуально регулируемые варианты и рекомендации, в которых учитывается степень вашего влияния в организации, ваши деловые потребности и приоритеты, а также степень готовности организации к предстоящим изменениям.
Выгода. Вы сможете воспользоваться преимуществами «Шести сигм» независимо от того, возглавляете ли вы всю организацию или только небольшой отдел. Более того, вы сможете самостоятельно задать масштаб мероприятий — от решения конкретных проблем до полной реструктуризации бизнеса.
Истина 3. Потенциальные выгоды «Шести сигм» в равной степени значительны как в "технической" среде, так и в сфере обслуживания и непроизводственной деятельности.
Можно выделить,
по крайней мере, две причины, объясняющие
существование колоссальных перспектив
для применения «Шести сигм» за пределами
производственного цеха (в финансовом
менеджменте, клиентском обслуживании,
логистике, маркетинге, IT и т.д.). Во-первых,
в современном бизнесе все эти виды деятельности
одинаково важны для сохранения конкурентного
преимущества по мере превращения той
или иной продукции в товары потребления.
Во-вторых, поле деятельности в этих областях
бесконечно широко, так как уровень эффективности
в большинстве непроизводственных сфер
не превышает 70% (в лучшем случае).
Это ни в коем случае не означает, что мы
намерены целиком и полностью исключить
производство из нашего внимания, однако
наша приоритетная задача — продемонстрировать
вам, как действует система «Шесть сигм»
на торговом, хозяйственно-экономическом
и административном уровнях, на каждом
из которых требуется свой подход и свой
набор инструментов.
Выгода. Вы будете готовы совершить прорыв
в этом практически не изученном многообразии
возможностей и расширить практику «Шести
сигм» далеко за пределы сугубо технических,
вопросов.
Информация о работе Ременные концепции управления: «Шесть сигм»