Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа
Объект исследования: процесс мотивации.
Предмет исследования: условия использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации учащихся.
Цель исследования: определение условий использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Организационные и методические основы учебной дисциплины «Менеджмент»
1.1. Место учебной дисциплины «Менеджмент» в структуре учебного плана………………………………………………………………………...……..5
1.2. Анализ рабочей программы по дисциплине «Менеджмент» …………..7
Глава 2. Научно-теоретическое обоснование педагогического проекта
2.1. Понятие рейтинговой системы. Сущность, типы, содержание и цели ....13
2.2. Выбор критериев для оценки качества обучаемых………………….......16
2.3 Использование рейтинговых систем оценивания в учебном процессе.....20
Глава 3. Авторская разработка педагогического проекта
3.1. Обоснование педагогического проекта…………………………………...25
3.2. Авторская разработка педагогического проекта………………………....25
Заключение………………………………………………………………….…....28
Список используемой литературы…………………………………………..….30
Модернизация
российской высшей школы предполагает
совершенствование процессов
Благодаря
усилиям федеральных органов
управления образованием многие вузы
России вовлечены в процесс внедрения
рейтинговой оценки успеваемости и
накопительной системы
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
Можно выделить два основных типа рейтинговых систем:
В высших учебных заведениях до сиз пор было принято использовать традиционную систему обучения: в течении семестра проводятся все виды учебных занятий, а в конце семестра студент сдает зачет или экзамен. В такой системе уровень освоения дисциплины почти не отслеживается. Контроль образовательного процесса ведется в основном по результатам посещаемости занятий. Преподаватель в лучшем случае только фиксирует выполнение учебных работ, запланированных рабочей программой дисциплины. Очевидно, что данная система может успешно функционировать только при наличии высокой степени личной мотивации обучаемых, в том числе обусловленной административными мерами.9
На стадии подготовки к введению рейтинговой системы преподаватель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Рейтинговая
технология предполагает внедрение
новых организационных форм обучения,
в том числе специальные
Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.
Важное значение приобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.
Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.11
Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:
R mах= (N/2) 5, где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.
Суммарная максимальная рейтинговая отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).12
Выполняя какое-либо задание, учащийся зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг учащихся.
Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.
Формирование
мотивов учения – это создание
условий для появления
Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.
Фактором,
стимулирующим учебную
Использование
предлагаемого подхода
Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:
Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы). Таким образом, можно оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.
В ней используется как пятибалльная система оценок, так и рейтинговая шкала учебной успешности. Балльная система оценок соответствует пятибалльной системе учебной успеваемости. Использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся основано на том, что выставление оценок в аттестат, классный журнал соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам и предметным областям.
Таблица 5 – Рейтинговая система оценки
|