Региональная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
Гипотеза: государственная региональная политика предполагает наличие законодательной базы, ресурсов и имеет четко очерченные границы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ АСПЕКТЫ
1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Она позволила полностью или частично решить ряд поставленных задач: преодолеть сокращение объемов жилищного строительства, уменьшить почти на 2 млн. число  семей, стоящих в очереди на улучшение  жилищных условий, повысить норму обеспеченности жильем до 18 кв. метров на человека. Вместе с тем существенными недостатками указанной Программы явились высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, отсутствие финансово-кредитного механизма и архитектурно-строительных систем малоэтажного домостроения.

     Процесс активной разработки и утверждения  федеральных региональных программ начался только с декабря 1995 г. с  принятия программы по Мордовии. В 1996 г. было принято уже 9 программ, в 1997 г. - 10 программ. Поскольку большая часть программ разрабатывалась на несколько лет, соответственно, постоянно увеличивалось и число программ, финансирование которых предусматривалось законами о федеральном бюджете.

     При приходе к власти Путина В.В. в  государственной политике начался новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.

     Стоит отметить концепцию об административной реформе. Ее целью является повышение  качества и доступности государственных  услуг, повышение эффективности  деятельности органов власти, ограничение  вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это позволит обеспечить прозрачность и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества, повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд. 26

     В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов. 27

     Некоторые эксперты опасаются, что объединение  регионов на деле обернется не экономическим выравниванием субъектов Федерации, а олигархической экспансией. К примеру, политолог Сергей Марков в целом одобряет идею слияния регионов, считает, что присоединение маломощных субъектов, не обладающих экономической целостностью, к более крупным и экономически развитым оправдывает себя с экономической точки зрения. В то же время он не исключает, что события будут развиваться по следующему варианту: олигарх, скажем, подмявший под себя один регион, теперь будет пытаться укрупнить его за счет присоединения соседнего региона. В этом случае страна, по мнению С. Маркова, расколется на своего рода олигархические вотчины, что сведет на нет все надежды на здоровую экономическую интеграцию областей в масштабах страны. 28

     Впрочем, подобные пессимистичные прогнозы разделяют далеко не все. Политическая элита все больше склоняется к мысли о том, что время укрупнения регионов все-таки пришло. И первые шаги в этом направлении, как отметил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, уже сделаны. К примеру, было подписано соглашение о слиянии Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. По мнению Миронова, эксперимент идет настолько успешно, что его следовало бы перенять и другим регионам. 29

     Уже несколько лет ведутся споры  по поводу объединения нескольких крупных регионов в один субъект Российской Федерации. Здесь есть свои плюсы и минусы. За объединение Алтая, Кузбасса и Томской области активно выступал губернатор Кемеровской области Тулеев: "Сегодня у каждого из этих регионов нищие бюджеты, а сложи их вместе - получается мощный ресурс. Здесь есть толк: Кузбасс является источником угля, Томская область - кладезь нефти, а на землях Алтая можно "вырастить" крупную сельскохозяйственную промышленность. Но и существует опасность, что укрупнение региона не пойдет на пользу стране: Федеральному центру будет сложнее управлять". 30

     В Томской области в самом начале 2004 года в окружении губернатора  говорили о том, что президент  РФ Владимир Путин может сразу  после выборов своим указом изменить границы субъектов. Наиболее вероятным  сценарием в администрации считали  присоединение Томской области к Новосибирской - со столицей в Новосибирске. 31

     Сейчас, в условиях кризиса об этом "забыли", и регионам приходится вести собственную  государственную региональную политику по отдельности.

     В 2007 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступил за принятие закона "О государственной региональной политике в Российской Федерации". Выступая на парламентских слушаниях, посвященных состоянию государственной региональной политики и ее правовому регулированию, он высказал мнение, что этот закон должен быть базовым для сферы федеральной региональной политики, обеспечить регионам необходимые условия устойчивого развития. Председатель СФ пояснил, что речь идет о "механизмах разработки и реализации новой региональной политики в нашей стране".

     В этой связи Миронов обратил внимание на роль Министерства регионального развития, подчеркнув, что "ведомство по региональной политике должно иметь все необходимые ресурсы". В слушаниях, где обсуждаются вопросы разграничения полномочий между Центром и регионами, межбюджетных отношений и межрегиональных связей, участвуют депутаты Госдумы, руководители ряда субъектов РФ, представители министерств, ученые. 32

     Итак, существует периодизация государственной  региональной политики. При этом на общероссийские "волны" накладываются  региональные, которые обусловлены институциональными изменениями в рамках локальных полномочий, существенными сдвигами в расстановке сил, сменой правящих группировок.

     Министерство  регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

     Министерство  регионального развития Российской Федерации руководствуется в  своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. 33

     При осуществлении своих полномочий Министерство непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.

     Министерство  возглавляет входящий в состав Правительства Министр Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, и реализацию его функций.

     После перерыва более 10 лет в нашей стране возобновилась разработка документов, направленных на обеспечение регионального развития. В частности, ведётся разработка трех документов: стратегии развития регионов - субъектов РФ, Схемы территориального планирования и Программы социально-экономического развития регионов - субъектов РФ и муниципальных образований. Первый и третий из названных документов разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития и торговли, второй - под эгидой Министерства регионального развития РФ. Все документы рассматриваются и утверждаются Министерством регионального развития РФ. 34

     Государственная политика отдельного региона - это часть  политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в  форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, средне-срочная программа социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс.

     Основной  формой перспективного государственного планирования служит разработка целевых комплексных программ, которые предусматривают:

     приоритеты  в реализации государственной и  государственной региональной политики;

     достижение  конкретного конечного результата и эффекта;

     увязку  материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

     согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.

     Таким образом, государственная региональная политика как повседневная практика воспроизводства государства должна соответствовать определенной стратегии - единым, концептуально проработанным положениям политики государства применительно к регионам. 35

     Ключевыми задачами российской государственной  региональной стратегии становятся:

     1. Создание на местах системы  сдержек и противовесов, включающей  в себя исполнительные и законодательные органы государственной власти, представительства федеральных структур, органы местного самоуправления, институт полномочных представителей президента.

     2. Выработка правового механизма  федерального вмешательства вплоть  до отстранения от должности  глав региональных администраций и местного самоуправления и введения президентского правления.

     3. Обеспечение конституционного принципа  равенства субъектов Федерации  и формирование единого правового  и экономического пространства.

     4. Приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, введение механизма контроля за процессом принятия политических решений и законодательных актов на региональном уровне, отмена неправовых документов.

     5. Создание эффективной модели  развития экономического аспекта государственной региональной политики, способствующей снижению межрегиональных диспаритетов и появлению экономических мотиваций государственного единства.

     Таким образом, субъектно ориентированное  государственное управление существует в виде управленческих стратегий и их реализации. Стратегия - это правило, на основании которого предпринимаются действия в тех или иных условиях для достижения установленной цели и с учетом действий других участников процесса. Стратегии различаются по степени сложности и по абстрактности; наиболее сложные и конкретные включают множество этапов и подэтапов. Часто признаком стратегии является вариативность: в зависимости от действий других субъектов, одна и та же цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от того, складывается ли стратегия стихийно, в процессе управления, либо спланирована заранее и затем лишь осуществляется, степень вариативности может меняться: она выше при формирующейся постепенно стратегии, ниже при плановом подходе - за счет выбора наиболее эффективных действий и учета наиболее предсказуемых действий других субъектов. 36

     Федеральная целевая программа (далее - программа) - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям согласованный комплекс целевых  мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение приоритетных проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциала региона, который может включать несколько подпрограмм, направленных на реализацию конкретных задач программы; подпрограмма - часть (раздел) программы, разработка, реализация и управление которой осуществляется исходя из масштабности и степени сложности решения программных проблем. 37

     Принятые  программы очень разноплановы и отличаются друг от друга по целому ряду параметров:

     по  размерам охватываемой территории - от одного города или даже части города (программы по Сочи и историческому  центру Санкт-Петербурга) до межрегиональных  программ ("Сибирь", "Дальний Восток и Забайкалье", "Северный Кавказ"), промежуточный вариант - программы по одному субъекту Федерации;

     по  масштабу решаемых проблем - от отдельных  вопросов территории до комплексного социально-экономического развития регионов;

     по  доле федерального бюджета в общем объеме финансирования программных мероприятий. В большинстве программ доля федерального бюджета предполагалась в пределах 20%, в последних принятых программах - 8-10% (остальные средства должны были изыскиваться в основном из внебюджетных источников, доля региональных и местных бюджетов достигала всего 20-30%);

     по  характеру проблем - от комплексных  до узкоцелевых;

     по  срокам - от долгосрочных и рассчитанных на 10-15 лет и более к среднесрочным  и краткосрочным;

     по  предметной направленности - экономические, демографические, социальные, научно-технические, экологические, инвестиционные и т.д.;

     по  статусу - президентские и правительственные. 38

     У федеральных целевых программ существует ряд важных достоинств. На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и проч. Однако практика реализации программ показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Финансирование программ осуществляется крайне недостаточно.

Информация о работе Региональная политика Российской Федерации