Региональная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
Гипотеза: государственная региональная политика предполагает наличие законодательной базы, ресурсов и имеет четко очерченные границы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ АСПЕКТЫ
1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Органы  исполнительной власти Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации;

     Органы  местного самоуправления;

     Ассоциации  экономического взаимодействия субъектов  Российской Федерации;

     Федеральные фонды регионального развития.

     По  усмотрению государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной  региональной политики, к разработке государственной региональной политики могут привлекаться иные заинтересованные органы, организации и граждане. 9

     Реальными противоречиями современной российской провинции, на наш взгляд, которые  являются для неё наиболее важными  и будут определять ее развитие на ближайшие годы, выступают прежде всего, противоречия:

     между федеральным центром и субъектами федерации;

     между региональными элитами и внутри них;

     проблемы  борьбы за ресурсы и их использованием.

     Речь  идет о противоречии между административной и бизнес-элитой, в которой в свою очередь выделяются "новые" предприниматели и старый "генералитет". Все вместе они переплетаются друг с другом и несмотря на различные расколы, их общий интерес чужд интересам большинства населения. Это заставляет говорить о противоречии плохо структурированного, рыхлого, во многом не осознавшего своих интересов, большинства населения в России с теми, кто сейчас распоряжается в стране.

     Реализация  государственной региональной политики выражается в претворении в жизнь  конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

     Искусство региональной политики состоит в  том, чтобы, сочетая использование  вышеназванных инструментов, дать региону  минимум, но максимум, достаточный для  его развития.

     Также, важной характеристикой государственной  региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий  штабной центр, в котором принимаются  основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики.

     На  этапе разработки государственной  региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться  планируемые мероприятия, т.е. формируется  оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические компоненты, систему управления персоналом.

     Реализация  государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

     1) Конституция, где определены принципы  построения системы власти и  принципы формирования государственной  политики;

     2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

     3) видовые федеральные законы, постановления  Правительства РФ о целевых  программах;

     4) подзаконные акты, нормативные документы  федеральных органов исполнительной  власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

     5) государственные контракты, заключенные  на предмет разработки и реализации  государственных программ, в которых  отражены требования к качеству  исполнения и результатам деятельности;

     6) распоряжения органов государственного  управления (административного и  оперативного характера), судебные  решения. 10

     Важными элементами политического цикла  являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.

     Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

     Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и  регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр. 11

     В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 12

     В государственной региональной политики можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной  властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных).

     Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности  региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.

     Сюда  можно отнести федеральные целевые  программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", программа "Юг России (2008-2012 годы) ". Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.

     Изучение  сферы отношений между центром  и регионами основывается на результатах  анализа региональной структуры  государства, которая отличается большей или меньшей сложностью. Урезание политических прав территорий почти всегда сочетается с ограничением их экономических возможностей.

     Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов - перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме "регион - центр - регион" через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата). 13 Государство по установленным критериям выделяет районы развития и ареалы помощи, обеспечивая привлечение в них дополнительных средств; составляет региональные хозяйственные программы; создает корпорации развития территорий обеспечивает введение в регионах особого экономического (обычно льготного) налогового или таможенного режима по типу зон свободной торговли, свободных экономических и даже внутренних оффшорных зон.

     Анализ  ситуации в современной России показывает, что в ней в принципе реализуется  как перераспределительная, так и структурная модели экономического аспекта государственной региональной политики, хотя с явным упором на трансфертное перераспределение. Тяжелая экономическая ситуация не позволяет государству осуществлять многообразные региональные программы и предоставлять территориям особый экономический статус. Политика 1990-х годов, которая ознаменовалась подписанием множества программ регионального развития, созданием особых экономических зон и внутренних оффшоров на базе субъектов Федерации и закрытых административно-территориальных образований, постепенно заменяется политикой максимальной централизации финансов и скудного выделения средств по трансфертам.

     Социальный  аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание  региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

     К нему относятся программы по поддержке  незащищенных слоев населения. Здесь  можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья  малоимущим гражданам - "Жилище" на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ - "Культура России (2006-2010 годы) , здравоохранение и взращивание здоровой нации - "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011" годы, а также "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы".

     Социальный  аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и содержательной. 14

     С организационной - системность социального  аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях  упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними - его структуру.

     Объектом  социального аспекта государственной  региональной политики являются отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, с одной стороны, и социальные отношения, складывающиеся между социальными общностями и отдельными индивидами в рамках той или иной социальной общности, с другой.

     В качестве субъекта выступают органы государственной власти и управления. Главной задачей субъекта является согласование, гармонизация интересов социальных общностей, отдельных индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности в обществе, реализация их общего интереса с целью обеспечения развития каждого из них и общества в целом.

     С содержательной точки зрения структурное  рассмотрение социального аспекта  государственной региональной политики предполагает определенный набор элементов, характеризующих ее внутреннее содержание. Они определяют совокупность воздействий на социальные процессы в целях достижения нового качественного состояния социальных отношений. При этом приоритетными являются направления по регулированию социальных процессов, которые имеют негативную динамику.

     Содержательная  модель социального аспекта политики формируется на базе ее организационного строения. Она представляет собой  совокупность регулятивных мер, с помощью  которых субъект воздействует на объект для достижения определенного  качественного состояния последнего.

     В структуре социального аспекта  государственной региональной политики региона можно выделить три крупных  блока:

     политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной политики для  достижения общегосударственных целей;

     политика, направленная на реализацию целей региона;

     регулирование развития более дробных частей (районов, городов области) для обеспечения  определенных пропорций их развития. 15

     В конечном итоге ситуация в социальной сфере государственной региональной политики на территории субъекта РФ является результатом реализации всех этих блоков (политики различных уровней).

Информация о работе Региональная политика Российской Федерации