Региональная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
Гипотеза: государственная региональная политика предполагает наличие законодательной базы, ресурсов и имеет четко очерченные границы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ АСПЕКТЫ
1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и  науки Российской Федерации

     Федеральное агентство по образованию 

     Государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального  образования

     «Алтайский  государственный  технический университет 

     им.И.И.Ползунова» 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     дисциплина: «Государственное и муниципальное управление» 

     тема: «Региональная политика Российской Федерации» 

     Выполнила ст.гр. Ал(з)-МО-92 М.А. Панова 

     Проверила О.В. Селиванова 
 

      г.Алейск 2010

 

  Оглавление 

 

Введение

 

     Актуальность  темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.

     Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических  интересов государства, как основа региональной политики был забыт при распаде СССР. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами.

     В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.

     В условиях современной социально-экономической  и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.

     Разработанность темы в литературе. Государственная  региональная политика на сегодняшний  день является методологически наименее разработанным направлением государственной политики России. Литературы по этой теме практически нет. Проблемы региональной политики отраслевого регулирования нашли свое отражение в работах А.В. Пикулькина, А.С. Малина, Ю.Н. Гладкого, А.К. Ландабасо, Г.В. Атаманчук.

     Объектом  исследования является государственная  региональная политика в Российской Федерации.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     дать  определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;

     озвучить  основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;

     Гипотеза: государственная региональная политика предполагает наличие законодательной  базы, ресурсов и имеет четко очерченные границы.

     Эмпирическая  база, использованная в ходе исследования - статистические данные,

 

Глава I. Государственная региональная политика в российской федерации

1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты

 

     Государство - центральная часть политики. А  словосочетание "государственная политика" имеет более узкое значение, хотя в ходе ее изучения возникло немало определений. Для того, чтобы наиболее полно дать определение, необходимо взглянуть на множество мнений по этому поводу. Нужно из основных концепций выделить свойства, те самые, которые и образуют определение.

     Можно выделить следующие особенности  государственной политики:

     реагирование  на реальные потребности или проблемы общества в целом или его групп;

     направленность  на достижение цели;

     выработанный  курс действий;

     решение о "действии" или о "не действии";

     объяснение  причин, обоснование действий, лежащих  в основе госполитики;

     принятие  решений, а не намерение.

     Таким образом, государственная политика - это полномочное действие органа власти.

     Государственная политика в определенной сфере - система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности. Анализ понятия предполагает сопоставление политики с другими видами управления: рутинным управлением, единичными мерами, программным (программно-целевым) и стратегическим управлением. Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной государственной идеологии. Если государство не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то идеологию массам могут навязать СМИ или чиновники. Отказ от идеологии - тоже идеология, только такая идеология лишает государственную политику содержания.

     Наиболее  распространенный способ изучения и  планирования государственной политики - представление ее через обязательные, последовательные этапы. Эти этапы  в целом соответствуют классическим функциям управления. Однако самый общий анализ государственной политики ограничивается, как правило, выделением трех базовых функций: принятие решений, реализация, оценка результатов.

     Государственная политика базируется также на твердом  фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права.

     Государственная политика, как наука, включает в себя большой комплекс междисциплинарных  исследований. С одной стороны, они  являются проекцией политологии  на региональный и федеральный уровни, т.е. представляют собой особое направление политической науки, изучающее аспекты политических институтов, процессов, партий, элит и пр. в рамках некоего государства. Политические явления могут рассматриваться в разных ракурсах: в отдельно взятых регионах, в рамках компаративного анализа для группы регионов и в срезе отношений между центром и регионами. Ученые-политологи привлекают обширный материал по экономике, правоведению, этнологии, культурологии, используя наработки других гуманитарных дисциплин. Только таким путем можно получить комплексное знание о развитии политического процесса в регионе и в стране в целом, поскольку политика там определяется многими неполитическими факторами.

     Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия - "государственная политика" и "общественная политика".

     Государственная политика формируется преимущественно  государством, общественная политика предполагает участие граждан в  ее формировании и реализацию через  институты гражданского общества. В  обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами. 1

     В современной России утверждается понимание  трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень федеральный. Естественно, что важны все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный, и чтобы объяснить этот интерес, следует поподробнее рассмотреть понятие региона. Естественно, что наш ключевой термин может иметь различное смысловое наполнение.

     Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям. 2

     Попытки определить "регион" встречаются  в литературе весьма часто и далеко не всегда бывают удачными. Скажем, Л.Г. Олех дает пример определения региона, которое невозможно операционализировать: "Регион - это самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со своей средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, экономическими, культурно-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий механизмом демократической федерации". 3

     Также можно сказать, что регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического  и собственно пространственного  потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. 4

     Звучное слово "регион" стало в последнее  время очень модным и употребляется  сейчас чаще всего как синоним  субъекта Российской Федерации. В рамках государственной региональной политики это особенно актуально. В практике государственного управления России понятия "регион" и "субъект РФ" тождественны. 5

     Перейдем  к одной из ветвей государственной  политики - к государственной региональной политике. Это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. 6

     По  сути, государственная региональная политика является более широким  понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. 7

     Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями).

     Государственная региональная политика имеет своей  целью:

     реализацию  конституционно установленных принципов  федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.

     К задачам государственной региональной политики относятся:

     формирование  единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

     создание  условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого  экономического и социального развития каждого региона;

     создание  условий для обеспечения равного  качества жизни в различных регионах Российской Федерации. 8

     В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и  регионами, определяются права и  полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

     Участниками разработки и реализации государственной  региональной политики являются:

     Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах;

     Органы  законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;

Информация о работе Региональная политика Российской Федерации