Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:32, контрольная работа
Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
Гипотеза: государственная региональная политика предполагает наличие законодательной базы, ресурсов и имеет четко очерченные границы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ АСПЕКТЫ
1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им.И.И.Ползунова»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
дисциплина:
«Государственное и
муниципальное управление»
тема:
«Региональная политика Российской Федерации»
Выполнила
ст.гр. Ал(з)-МО-92 М.А. Панова
Проверила
О.В. Селиванова
г.Алейск 2010
Оглавление
Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.
Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики был забыт при распаде СССР. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами.
В
системе правового и
В
условиях современной социально-
Разработанность темы в литературе. Государственная региональная политика на сегодняшний день является методологически наименее разработанным направлением государственной политики России. Литературы по этой теме практически нет. Проблемы региональной политики отраслевого регулирования нашли свое отражение в работах А.В. Пикулькина, А.С. Малина, Ю.Н. Гладкого, А.К. Ландабасо, Г.В. Атаманчук.
Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать
определение государственной
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
Гипотеза: государственная региональная политика предполагает наличие законодательной базы, ресурсов и имеет четко очерченные границы.
Эмпирическая база, использованная в ходе исследования - статистические данные,
Государство - центральная часть политики. А словосочетание "государственная политика" имеет более узкое значение, хотя в ходе ее изучения возникло немало определений. Для того, чтобы наиболее полно дать определение, необходимо взглянуть на множество мнений по этому поводу. Нужно из основных концепций выделить свойства, те самые, которые и образуют определение.
Можно выделить следующие особенности государственной политики:
реагирование на реальные потребности или проблемы общества в целом или его групп;
направленность на достижение цели;
выработанный курс действий;
решение о "действии" или о "не действии";
объяснение причин, обоснование действий, лежащих в основе госполитики;
принятие решений, а не намерение.
Таким образом, государственная политика - это полномочное действие органа власти.
Государственная политика в определенной сфере - система взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности. Анализ понятия предполагает сопоставление политики с другими видами управления: рутинным управлением, единичными мерами, программным (программно-целевым) и стратегическим управлением. Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной государственной идеологии. Если государство не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то идеологию массам могут навязать СМИ или чиновники. Отказ от идеологии - тоже идеология, только такая идеология лишает государственную политику содержания.
Наиболее
распространенный способ изучения и
планирования государственной политики
- представление ее через обязательные,
последовательные этапы. Эти этапы
в целом соответствуют
Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права.
Государственная политика, как наука, включает в себя большой комплекс междисциплинарных исследований. С одной стороны, они являются проекцией политологии на региональный и федеральный уровни, т.е. представляют собой особое направление политической науки, изучающее аспекты политических институтов, процессов, партий, элит и пр. в рамках некоего государства. Политические явления могут рассматриваться в разных ракурсах: в отдельно взятых регионах, в рамках компаративного анализа для группы регионов и в срезе отношений между центром и регионами. Ученые-политологи привлекают обширный материал по экономике, правоведению, этнологии, культурологии, используя наработки других гуманитарных дисциплин. Только таким путем можно получить комплексное знание о развитии политического процесса в регионе и в стране в целом, поскольку политика там определяется многими неполитическими факторами.
Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. В современном правовом поле, научной литературе используются близкие по смыслу понятия - "государственная политика" и "общественная политика".
Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна. Государственные и политические институты, общественные организации, социальные группы, отдельные граждане выступают и субъектами политики, и ее объектами. 1
В
современной России утверждается понимание
трех уровней государственной
Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям. 2
Попытки определить "регион" встречаются в литературе весьма часто и далеко не всегда бывают удачными. Скажем, Л.Г. Олех дает пример определения региона, которое невозможно операционализировать: "Регион - это самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со своей средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, экономическими, культурно-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий механизмом демократической федерации". 3
Также можно сказать, что регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. 4
Звучное слово "регион" стало в последнее время очень модным и употребляется сейчас чаще всего как синоним субъекта Российской Федерации. В рамках государственной региональной политики это особенно актуально. В практике государственного управления России понятия "регион" и "субъект РФ" тождественны. 5
Перейдем к одной из ветвей государственной политики - к государственной региональной политике. Это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. 6
По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. 7
Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями).
Государственная региональная политика имеет своей целью:
реализацию конституционно установленных принципов федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности и неразрывности России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления.
К
задачам государственной
формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;
создание
условий для обеспечения
создание
условий для обеспечения
В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.
Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:
Президент Российской Федерации и его полномочные представители в федеральных округах;
Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
Информация о работе Региональная политика Российской Федерации