Региональная экономика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение
1 Бюджет и бюджетные отношения.
1.1 Бюджетное устройство в РФ.
1.2 Региональный бюджет: роль, значение, формирование и использование.
2 Общая характеристика региона.
2.1 Экономико-географическое положение.
2.2 Анализ основных социально-экономических показателей.
3 Формирование доходов и расходов бюджета (…).
3.1 Анализ доходной и расходной частей бюджета.
3.2 Прогноз основных показателей бюджета.
3.3 Российский и зарубежный опыт использования бюджетных средств.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

контрольная (Автосохраненный).docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Башкортостан является одним из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации. Республика - один из основных нефтедобывающих  районов страны, центр химической промышленности и машиностроения.

Ведущими отраслями специализации  являются топливная промышленность, химия и нефтехимия, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная, легкая и пищевая промышленности.

В республике созданы научно-производственные кластеры в энергетике, химии, машиностроении и ряде других отраслей, включающие в себя центры подготовки кадров, исследовательские  институты, опытные производства и  промышленные комплексы.

За последние годы в агропромышленном комплексе республики появились  новые птицеводческие комплексы, цеха по переработке мяса, молочно-товарные фермы, обновлялось поголовье скота. Благодаря работе МТС все полевые  работы проводятся с использованием лучших мировых образцов специализированных машин и технологий.

Республика имеет крупный строительный и транспортный комплексы, активно развивает отрасли производственной и социальной инфраструктуры.

Ведущие международные и национальные рейтинговые агентства подтверждают устойчивую инвестиционную привлекательность  республики. 31 марта 2011 года в рамках процедуры наблюдения и пересмотра кредитного рейтинга республику посетили аналитики компании Standard & Poor's.

В результате проведенного рейтинговым  агентством аналитического обследования изменен прогноз по рейтингу Республики Башкортостан со «стабильного» на «позитивный» и в очередной раз подтвержден  долгосрочный кредитный рейтинг  «ВВ+».

В настоящее время Республика Башкортостан имеет также долгосрочный кредитный  рейтинг, присвоенный международным  рейтинговым агентством "Moody's" на уровне "Ва1" (прогноз "стабильный").

В 2010 году в Москве VIII Российском региональном конгрессе "Региональные институты  развития и инвестиционная привлекательность  регионов: возможности, проблемы, практика" Республика Башкортостан заняла 1-е  место в номинации "За минимальные  экономические риски инвестирования".

Башкортостан поддерживает внешнеэкономические  связи с 90 странами мира. Крупнейшими  торговыми партнерами традиционно  являются Чехия, Великобритания, Казахстан, Нидерланды, Китай, Лихтенштейн, Италия, Германия, Финляндия, Украина и другие страны.

15 июля 2010 года Указом Президента  Российской Федерации Д.А.Медведева  Р.З.Хамитов был назначен временно  исполняющим обязанности Президента  Республики Башкортостан. 19 июля 2010 года депутаты Государственного  Собрания - Курултая Республики Башкортостан  одобрили предложенную Президентом  Российской Федерации кандидатуру  Р.З.Хамитова и наделили его  полномочиями Президента Республики  Башкортостан.

Республика Башкортостан является признанным научным центром России в области технологий трубопроводного  транспорта, сверхпластичности металлов, авиационного и нефтяного машиностроения, глазной хирургии, медицины труда  и экологии человека, молекулярной биологии, тонкого органического  синтеза и металлокомплексного  катализа.

Основной вклад в обеспечение  роста промышленного производства внесли предприятия металлургического  и машиностроительного комплексов, химического производства, производства резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности, где индексы варьировались от 112,6% до 136,8%. Не преодолен порог падения 2009 года только в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, и производстве прочих неметаллических минеральных продуктов.

В 2010 году осуществлялась государственная  поддержка агропромышленного комплекса. Среди основных направлений государственной поддержки:

  • выплата субсидий и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и финансирование мероприятий в области сельскохозяйственного производства – 7432,9 млн. рублей, из них субсидии на возмещение части ущерба сельхозтоваропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельхозкультур вследствие аномальных гидрометеорологических условий – 555,3 млн. рублей;
  • повышение плодородия почв, землеустройство и землепользование – 60,2 млн. рублей;
  • обеспечение личных подсобных хозяйств сельскохозяйственной техникой и оборудованием на условиях рассрочки платежа – 200,0 млн. рублей;
  • заготовка и приобретение кормов, покупка семян озимых и яровых культур, горюче-смазочных материалов и проведение посева озимых – 455,0 млн. рублей;
  • приобретение товарного крупного рогатого скота, лошадей и овец из районов Зауралья с последующей их передачей сельхозтоваропроизводителям на условиях рассрочки платежа – 64,9 млн. рублей.

 

2.2 Анализ основных социально-экономических показателей региона

 

Таблица 1 Основные социально-экономические показатели в 2009 г.

Показатели

РФ

ФО

Субъект федерации

1 Численность населения, млн. чел.

141909244

30133616

4061642

в том числе: городское

103697871

21176398

2431081

                      сельское

38211373

8957218

1630561

2 Численность населения в трудоспособном  возрасте, млн. чел.

89265887

18935991

2553418

3 Среднегодовая численность занятых  в экономике, тыс.чел.

75658

16035

2067

4 Численность безработных, млн. чел.

     

5 Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

     

6 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб.

     

7 ВРП, млрд. руб.

0,032

0,049

0,0006

8 ВРП на душу населения, тыс.  руб.

226,01

163,27

158,93

9 Число предприятий и организаций  на конец года, тыс.

     

10 Число малых предприятий (на  конец года), тыс.

     

11 Объем промышленной продукции (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

     

12 Продукция сельского хозяйства,  млрд. руб.

     

13 Ввод в действие жилых домов,  тыс.кв.м общей площади

     

14 Протяженность автомобильных  дорого общего пользования с  твердым покрытием, тыс. км

     

15 Грузооборот автомобильного транспорта  отраслей экономики, млрд. т/км

     

16 Оборот розничной торговли, млрд.руб.

     

17 Объем платных услуг населению,  млрд. руб.

     

18 Инвестиции в основной капитал,  млрд.руб.

     

19 Сальдированный финансовый результат  деятельности предприятий и организаций,  млрд.руб.

     

20 Индекс потребительских цен  (декабрь к декабрю прошлого  года), %

     

21 Стоимость минимального набора  продуктов питания, руб.

     

22 Территория, тыс.кв.км

     

23 Плотность населения, чел. на 1 кв.км

     

 

 

3 Формирование  доходов и расходов бюджета  г. Уфы, Республики Башкортостан.

3.1 Анализ доходной и расходной частей бюджета.

 

За 2009 год в бюджетную систему  Российской Федерации по территории Республики Башкортостан поступило  доходов в сумме 227 250 млн. рублей. Из них в доход федерального бюджета  и государственных внебюджетных фондов России перечислено 138 676,3 млн. рублей (61%), консолидированного бюджета республики – 88 573,7 млн. рублей (39%).По информации Министерства финансов РБ, в основном – на 89,1% — доходы бюджетной системы России по республике (без учета таможенных платежей) обеспечили Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Кумертау, а также Уфимский, Туймазинский, Учалинский, Белебеевский, Ишимбайский, Белорецкий и Мелеузовский районы. Консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2009 год исполнен по доходам на 114 095,7 млн. рублей, по расходам — на 117 458,8 млн. рублей. Бюджет Башкортостана за прошлый год исполнен по доходам на 93 219,7 млн. рублей. Из них налоговые и неналоговые доходы составили 67 428,2 млн. рублей, безвозмездные и иные поступления — 25 791,5 млн. рублей. Расходы же профинансированы в сумме 96 298,8 млн. рублей – это на 11 615,8 млн. рублей, или на 13,7%, больше уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета Республики Башкортостан расходы на оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам составили 30 438,3 млн. рублей — 32% всех расходов. На оплату труда работников республиканских учреждений направлено 12 317,9 млн. рублей (13%). На приобретение медикаментов, продуктов питания, коммунальные услуги, на реализацию мер социальной поддержки граждан, на выплату пособий, доплат к пенсиям и другие меры социального обеспечения пошло 12 300,4 млн. рублей (13%). На медицинское страхование неработающего населения израсходовано 6 756,2 млн. рублей (7%). На финансирование дорожного хозяйства и капитальных вложений направлено 23 576,1 млн. рублей (25%). В целом на перечисленные направления приходится 90% всех расходов бюджета Республики Башкортостан. Доходы местных бюджетов (муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений) в 2009 году исполнены в сумме 51 606,1 млн. рублей, из них налоговые и неналоговые доходы – 21 145,5 млн. рублей. Расходы местных бюджетов составили 51890,1 млн. рублей. Положительные итоги исполнения республиканского бюджета-2009, накопленные централизованные резервы позволили обеспечить выполнение в полном объеме запланированных социальных обязательств бюджета республики. Без задержек выплачивались пособия, компенсации, заработная плата работникам бюджетной сферы, повышенная с 1 января 2009 года в результате введения новых систем оплаты труда. При этом в целом расходы на социальное обеспечение граждан увеличились, по  сравнению с уровнем 2008 года, на 50,1%. Расходы на медицинское страхование неработающего населения возросли на 30,2%. Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы в 2009 году составили 45 253 млн. рублей. Это больше, чем в 2008 году, на 3 049,2 млн. рублей. Таким образом, среднемесячная заработная плата работников социальных отраслей выросла на 23,3 процента. Наряду с решением социальных задач Правительство РБ в 2009 году принимало меры по стабилизации ситуации в экономике и поддержке ключевых отраслей реального сектора. На государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2009 году направлено 15 млрд. рублей, в том числе на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования – 2 млрд. рублей. На поддержку жилищного строительства и обеспечение жильем отдельных категорий граждан в 2009 году было выделено 5,7 млрд. рублей – в 1,6 раза больше, чем годом ранее. На мероприятия, связанные с подготовкой жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурного назначения к работе в осенне-зимний период 2009-2010 годов, направлено 16,1 млрд. рублей. 4,1 миллиарда из них пошло на капитальный ремонт многоквартирных домов. Для стабильного функционирования транспортной системы из бюджета республики на содержание, ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в 2009 году выделено 5,4 млрд. рублей. На приобретение коммунальной техники, автобусов, троллейбусов, автотранспортных средств для подразделений милиции и для грузоперевозок направлено 1,4 млрд. рублей. На государственную поддержку предпринимательства было израсходовано 1,1 миллиарда рублей. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса — один из приоритетов государственной политики в экономической сфере.

 

3.2 Прогноз  основных показателей бюджета

 

Прогнозируемый разрыв между доходами и расходами бюджета Башкортостана  вырос до 7,4 миллиарда рублей. На первом заседании весенней сессии Государственного Собрания РБ депутаты пересмотрели главные  статьи финансового плана региона.

В настоящее время городской  администрацией ведется активная работа по сокращению задолженности хозяйствующих  субъектов по налоговым платежам. Так, в первом квартале этого года проведено 61 заседание комиссии, на которых была рассмотрена ситуация по 756 налогоплательщикам, допустившим  недоимку по платежам в бюджет, и  предложены меры по исправлению ситуации. В результате работы комиссии в бюджет поступило 44,6 миллиона рублей, в том  числе в бюджет городского округа – девять миллионов.

Картина исполнения бюджета постоянно  изменяется. Если по итогам первого  квартала наблюдалось недопоступление  доходов, то по итогам первых четырех  месяцев 2009 года собственные доходы городского округа составили 2,5 миллиарда  рублей – 103,5 процента плана. При этом произошел рост к соответствующему показателю прошлого года по налоговым доходам, а неналоговые доходы продолжали снижаться.

Для более эффективного использования  бюджетных средств было принято  решение о сокращении расходов на финансирование органов управления, услуг связи, транспорта, командировочных  расходов, а также ужесточен анализ расходов на содержание и ремонт помещений  и приобретение оборудования. Если ситуация в дальнейшем будет развиваться крайне неблагоприятно, следующими претендентами на экономию могут стать такие статьи расходов, как строительство новых объектов и программные мероприятия. Однако об этом говорить пока рано. Сейчас уже можно практически со стопроцентной вероятностью утверждать, что полугодовой план городского бюджета будет выполнен. О выполнении годового плана более определенно можно будет говорить осенью. Но если и будет недовыполнение, по прогнозам, оно не должно составить более семи-восьми процентов.

В соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию – Курултаю РБ, при исполнении городского бюджета учтены приоритетные статьи расходов. Это выплаты работникам бюджетных учреждений, социальная защита населения, закупка медикаментов и  продуктов питания. Благодаря этой мере город в настоящее время  не имеет задолженностей по заработной плате перед работниками бюджетных  организаций.

По итогам первых четырех месяцев  текущего года отмечен рост расходов на образование на 19 процентов и  расходов на здравоохранение на 21,3 процента по отношению к соответствующему периоду прошлого года. В то же время  расходы на финансирование органов  управления снижены на 26,7 процента.

В 2008 году в Уфе было развернуто строительство важных объектов социальной направленности – детских садов, поликлиник, инженерных сетей. Финансирование их из городского бюджета продолжилось и в первом квартале текущего года. На эти цели было направлено 96,4 миллиона рублей, или 11 процентов собственных доходов бюджета за первый квартал.

В условиях финансового кризиса  городской администрацией разработана  и выполняется программа антикризисных  мероприятий. Так, помимо снижения расходов на управление, экономия будет достигнута за счет перевода отдельных муниципальных  учреждений в статус автономных и  перехода на отраслевые системы оплаты труда. Кроме того, чтобы не допустить  дефицита, планируется возобновить  выпуск ценных бумаг – на сумму 778,1 миллиона рублей.

 

3.3 Российский и зарубежный опыт использования бюджетных средств.

 

Действенность и практическая ценность универсальных  методов управления финансами предприятия, разработанных западными школами  финансового менеджмента, признаются всеми исследователями в теоретической  и практической сфере. Механическое копирование и использование  зарубежных моделей управления денежными  потоками в современных российских условиях малоэффективно, но их изучение позволит построить собственные  модели управления денежными потоками, адаптированные к российским условиям хозяйствования.

С позиций зарубежных школ финансового  менеджмента основной целью управления денежными средствами является « ... поддержание их на минимально допустимом уровне, достаточном для осуществления  нормальной деятельности фирмы

В качестве основного метода управления денежными средствами предлагается составление бюджета денежных средств, который показывает предполагаемые фирмой денежные поступления и выплаты  за рассматриваемый период. В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бюджет давно занял достойное  место. Королевский институт управленческого  учета Великобритании определяет бюджет следующим образом: «Бюджет это  план, представленный в денежном выражении, подготовленный и принятый на определенный период времени в будущем, в котором  обычно указывается, какой доход  должен быть получен и/или какие  затраты должны быть сделаны в  течение этого периода, а также  какой капитал предполагается использовать для достижения данной цели».

Как показал анализ зарубежных источников, бюджет денежных средств может быть составлен в нескольких вариантах с использованием следующих методов:

1. Метод гибких бюджетов или метод бюджетного контроля.

Информация о работе Региональная экономика и управление