Региональная экономика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение
1 Бюджет и бюджетные отношения.
1.1 Бюджетное устройство в РФ.
1.2 Региональный бюджет: роль, значение, формирование и использование.
2 Общая характеристика региона.
2.1 Экономико-географическое положение.
2.2 Анализ основных социально-экономических показателей.
3 Формирование доходов и расходов бюджета (…).
3.1 Анализ доходной и расходной частей бюджета.
3.2 Прогноз основных показателей бюджета.
3.3 Российский и зарубежный опыт использования бюджетных средств.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

контрольная (Автосохраненный).docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Наибольшее  практическое значение имеет классификация  по - порядку и условиям зачисления доходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные и регулирующие, дотации, субвенции  и ссуды.

Закрепленные  доходы - это такие доходы, которые  в полном объеме или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе в установленном  порядке зачисляются в соответствующие  бюджеты. Законодательство устанавливает, что закрепленные доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальных  бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований. Кроме того, такой способ распределения доходов между  бюджетами различных уровней, как  их закрепление (закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетов всех уровней. Все  это повышает значение закрепленных доходов и делает их долговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельность элементов  бюджетной системы.

Закрепление доходов за бюджетами различных  уровней осуществляется бюджетным  и налоговым законодательством.

Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты  нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня их доходной части.

Регулирующие  доходы - это доходы, которые в  целях сбалансированности доходов  и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей поступают  в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов  государственной или местной  власти, принимаемых при утверждении  ими своих бюджетов. Другими словами, регулирующие доходы - это те, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных, фиксируемых на более длительный срок.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и доходов региональных бюджетов. Таким образом, в число этих доходов входят:

  • процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
  • дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;
  • субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;
  • средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой  системы" (в ред. Законов РФ от 16.07.1992 N 3317-1, от 22.12.1992 N 4178-1, от 21.05.1993 N 5006-1) в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; от акцизов; от налога на прибыль предприятий, хозяйства, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными органами власти в зависимости от общей  суммы расходов регионального бюджета  и объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение  в доходах региональных бюджетов.

Их роль заключается не только в обеспечении  финансовыми ресурсами региональных органов власти, но и в повышении  их заинтересованности в мобилизации  средств в вышестоящий бюджет, и в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Представительные  органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит в форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

Кроме того, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетами  нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).

Если  распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы  бюджетного регулирования, как дотации  и субвенции, а также бюджетные  ссуды.

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов  недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение  дотаций осуществляется на безвозмездной  и безвозвратной основе, а их использование  не имеет целевого назначения.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Бюджетные ссуды -это денежная сумма, предоставляемая  в тех же случаях, что и дотации  и субвенции, однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда может предоставляться  из бюджета любого уровня бюджету  любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

Превышение  расходной части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит  неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит  бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют  дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

Покрытие  дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска - государственных займов или использования кредитных  ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный  долг и подлежат возврату, чаще всего  на возмездной основе. Поэтому использование  таких источников из года в год  представляется достаточно бессмысленным.

В том  случае, если происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим  представительным органом при принятии бюджета.

Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению соответствующим  представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.

Расходы региональных бюджетов.

Развитие  экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации  являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно  связан с урбанизацией, т. е. расширением  социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее  ярко последствия экономических  и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства  и улучшению благоустройства  населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание  расходов связано как с новым  строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной  деятельности и другие затраты, связанные  с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических  программ и т.п.

В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального  хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.

Практическое  значение этой классификации заключается  в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

При составлении  бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней  является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

В настоящее  время одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как  основы для получения в будущем  собственных доходов.

Региональным  органам подведомственна подавляющая  часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных  и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - 60-86%.

Развитие  урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного  хозяйства. Эти расходы имеют  тенденцию к увеличению в связи  с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального  строительства, повышением стоимости  основных фондов коммунального хозяйства  и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к  удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов.

Преимущественный  рост крупных городов, где расходы  в расчете на одного жителя выше, - также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнорировать и тот факт, что с развитием  урбанизации растут потребности  жителей малых городов, поселков и сельских поселений, где все  в больших масштабах развивается  коммунальное хозяйство, торговля и  т. д.

Развитие  производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической  продукции, химизация сельского  хозяйства, увеличение числа городов  и городского населения усиливают  нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это  отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в  свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Одной из актуальных проблем является улучшение  благоустройства наших городов  и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование  выделяемых на эти цели бюджетных  ассигнований. Целесообразно разбить  городские территории на участки  и давать подряды на их обслуживание на конкурсной основе городским специализированным организациям по благоустройству, кооперативам. Конкурсность и состязательность между  ними не только будут содействовать  экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

 

2 Общая характеристика региона.

2.1 Экономико-географическое  положение.

 

Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, названный по имени коренного народа – башкир. Республика расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Код региона – 02.

23 марта 1919 г. была создана  Башкирская Автономная Советская  республика — первая национальная  автономия в России. Республика  образована 11 октября 1990 года, а с  февраля 1992 г. было принято  название Республика Башкортостан.

Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км или 0,8 % от общей площади  страны. На севере Башкортостан граничит с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областями, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой.

Протяженность территории с севера на юг составляет 550 км, с запада на восток - более 430 км.

Республика занимает 7 место в  России по численности населения  – 4 млн. 051,6 тыс. человек, плотность  населения - 28,3 человека на один квадратный километр территории против 8,3 человек  в среднем по России.

Столица Башкортостана – город  Уфа с населением 1 млн. 050 тысяч  человек. В Башкортостане 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города –  Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский.

Климат республики континентальный  с влажным, тёплым летом и умеренно суровой зимой. Средняя температура  января — −18°, июля — +18°.

Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки. Башкортостан - многонациональный край, где проживают представители более ста народностей.

Главой республики и ее высшим должностным  лицом является Президент Республики Башкортостан. Высший законодательный  и представительный орган - Государственное  Собрание - Курултай. Высший орган исполнительной власти - Правительство Республики Башкортостан.

Информация о работе Региональная экономика и управление