Региональная экономика и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:45, дипломная работа

Описание работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение
1 Бюджет и бюджетные отношения.
1.1 Бюджетное устройство в РФ.
1.2 Региональный бюджет: роль, значение, формирование и использование.
2 Общая характеристика региона.
2.1 Экономико-географическое положение.
2.2 Анализ основных социально-экономических показателей.
3 Формирование доходов и расходов бюджета (…).
3.1 Анализ доходной и расходной частей бюджета.
3.2 Прогноз основных показателей бюджета.
3.3 Российский и зарубежный опыт использования бюджетных средств.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

контрольная (Автосохраненный).docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 

1 Бюджет  и бюджетные отношения.

1.1 Бюджетное  устройство в РФ.

1.2  Региональный  бюджет: роль, значение, формирование  и использование.

2 Общая характеристика  региона.

2.1 Экономико-географическое  положение.

2.2 Анализ  основных социально-экономических  показателей.

3 Формирование  доходов и расходов бюджета  (…).

3.1 Анализ  доходной и расходной частей  бюджета. 

3.2 Прогноз  основных показателей бюджета.

3.3 Российский  и зарубежный опыт использования  бюджетных средств.

Заключение 

Библиографический список

 

Введение

 

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

В последние годы субъекты Федерации получили определенные права  в области налогообложения и  распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость  доходной базы регионального бюджета  от эффективности управления процессом  формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники  нельзя признать исчерпывающими, и  это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения  полномочий субъектов РФ является важнейшим  условием укрепления российской государственности  на основе принципов финансовой самостоятельности  и федерализации.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В настоящее время  отсутствуют эффективные стимулы  роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное  выравнивание бюджетов за счет дотаций  и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной  инициативы. По сути, игнорируется принцип  функционирования финансовых кругооборотов  в рамках бюджета -  их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

 

1 Бюджет  и бюджетные отношения

1.2 Бюджетное устройство в РФ

 

Бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п. В юридическом смысле бюджет - это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

Бюджет не является центральным денежным фондом, а представляет собой финансовый план поступления и расходования денежных средств. Дело в том, что средства бюджета никогда не аккумулируются государством, а расходуются по мере их поступления. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, т.е. финансовый план государства.

Бюджет  является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме  него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически  все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для  некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.

Понятие бюджета как финансового плана  не тождественно бюджету как юридическому акту, принимаемому соответствующим  представительным органом, так как  такой акт (например, закон о федеральном  бюджете на какой-либо год) отражает лишь основные показатели соответствующего бюджета и, кроме того, решает некоторые  вопросы, которые, строго говоря, не относятся  к самому финансовому плану.

Законом предусмотрено понятие консолидированного бюджета, который представляет собой  сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие  бюджеты. Так, например, в федеральный  консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также  бюджеты субъектов РФ. Консолидированный  бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные  бюджеты используются для расчета  нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и  субвенций из вышестоящего бюджета  в нижестоящий.

Существует  также понятие муниципального бюджета, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые  соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих  органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в  любом случае, и соответственно гарантируют  поступление средств на эти расходы.

Бюджетная система - это основанная на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов государственных  и муниципальных образований, существующих на территории страны. Как видно  из определения, структура бюджетной  системы государства зависит  от государственного и административно-территориального устройства страны. Одно дело, если это унитарное государство, другое - если федеративное.

Российская  Федерация является федеративным государством, признающим права местного самоуправления. Поэтому бюджетную систему РФ можно определить как основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

Каждый  субъект РФ и муниципальное образование  самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему исходя из государственного и административно-территориального устройства своей территории. Взаимосвязь  элементов бюджетной системы  становится ясна при анализе второго  элемента бюджетного устройства РФ - принципов  построения бюджетной системы.

Закон устанавливает, что бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и  самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней  находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается:

  • единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации;
  • едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация - это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты предметная (отраслевая) и финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, доходов на постоянные и временные) классификации; единством формы бюджетной документации; предоставлением с одного уровня на другой необходимой информации;
  • единством денежной системы РФ.

Российская  Федерация устанавливает структуру  и общие принципы построения бюджетной  системы РФ, определяет состав доходных источников, поступающих в нижестоящие  бюджеты, устанавливает общий порядок  и принципы распределения доходов  в бюджетной системе, принципы и  основы бюджетного процесса, основы бюджетных  прав субъектов и муниципальных  образований. По отношению к бюджетам субъектов РФ Российская Федерация  утверждает размеры отчислений от федерального бюджета, определяет перечень минимально необходимых расходов субъектов  и др.

Субъекты  РФ участвуют в осуществлении  федеральных бюджетных прав (например, в форме представительства в  федеральных законодательных и  исполнительных органах). По отношению  к местным бюджетам субъекты РФ имеют  право предоставлять и получать процентные и беспроцентные ссуды, утверждают нормативы отчислений в  нижестоящие бюджеты, обеспечивают уровень доходов муниципальных  образований, позволяющий финансировать  их минимально необходимые расходы.

Муниципальные образования также обладают определенной бюджетной самостоятельностью. Так, они самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют местные  бюджеты, обладая правом устанавливать  местные налоги, самостоятельно определять направления и объем расходов. Муниципальные образования имеют  право получать и предоставлять  ссуды бюджетам других уровней.

 

 

 

 

 

1.2 Региональный бюджет: роль, значение, формирование и использование.

 

Финансовой  базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

Региональные  бюджеты являются одним из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов общественного  производства. Через эти бюджеты  общественные фонды потребления  распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются важным компонентом программы повышения  народного благосостояния.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется  в их назначении. Эти бюджеты выполняют  следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов  власти; распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное  значение имеют региональные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении  государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение до населения производимых благ осуществляется через бюджетную  систему. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%. В настоящее время число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консолидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы  региональных бюджетов.

На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственных  социально-экономических реформ. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения  в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление  государственной программы в  области социального развития требует  больших материальных и финансовых ресурсов.

Доходы  бюджета - это часть государственных  или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.

По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.

Кроме того, источники доходов бюджета можно  разделить на внутренние и внешние. К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являются процентными ссудами.

Информация о работе Региональная экономика и управление