Реформирование бюджетного сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:24, реферат

Описание работы

До недавнего времени бюджетный сектор составляли бюджетные учреждения (далее — БУ), каковыми являлись все государственные и муниципальные учреждения. Однако после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) более точно применительно к решаемым задачам говорить не о бюджетном секторе, который сейчас составляют только казенные учреждения (далее — КУ), а о секторе государственных и муниципальных учреждений (далее — СГиМУ).

Работа содержит 1 файл

доклад..docx

— 56.12 Кб (Скачать)

Заработная  плата работников отраслей социально-культурной сферы по отношению к средней  по экономике, хотя и вырастет (в  образовании с 62 % в 2010 г. до 70—72 % в 2020 г., в здравоохранении с 69 % в 2010 г. до 80—85 % в 2020 г.), но недостаточно, чтобы  предотвратить «отрицательный отбор» кадров в данную сферу и старение кадрового корпуса.

Качество  социально значимых услуг в целом  будет снижаться, одновременно произойдет углубление его дифференциации, что  приведет к более быстрому падению  качества для социально незащищенных групп населения.

В среднем  ресурсное обеспечение выполнения социальных обязательств государства  из бюджетов всех уровней в расчете  на 1 гражданина Российской Федерации  вырастет к 2020 г. в 2,9 раза в номинальном  и в 1,6 раза в реальном выражении  по сравнению с 2010 г. При этом, несмотря на выраженные демографические тенденции (старение населения), доля расходов на здравоохранение и социальное обслуживание в общем объеме бюджетных расходов на оказание социально значимых услуг увеличится незначительно (с 33 и 31 % в 2011 г. до 34,5 и 32 % в 2020 г. соответственно).

В рамках инерционного сценария заметного роста  предложения социально значимых услуг со стороны негосударственного сектора не произойдет.

6.2. Стабилизационный  сценарий 

Стабилизационный  сценарий базируется на инновационном  варианте экономического развития, который  предполагает более быстрый рост ВВП Российской Федерации в период 2011—2020 гг. по сравнению с консервативным. В рамках данного сценария доля бюджетных расходов на оказание социально значимых услуг вырастет в 2020 г. на 3,1 % по сравнению с 2010 г. При этом предполагается, что наиболее существенный рост данной доли произойдет до 2015 г. (на 2,5 %) с тем, чтобы обеспечить значительный рост заработной платы в отраслях социально-культурной сферы (до уровня «эффективного контракта»), переломить тенденцию «отрицательного отбора» кадров и стимулировать улучшение качественного состава работников государственных и муниципальных учреждений, оказывающих социально значимые услуги населению. Существенные бюджетные средства будут использованы на повышение квалификации и переподготовку руководящего состава указанных учреждений. Это повлечет за собой переход значительной части учреждений в АУ, создание, в том числе на базе АУ, некоммерческих организаций с участием государства и (или) муниципалитетов и (или) бизнеса (на федеральном уровне доля АУ и таких организаций в общем числе некоммерческих организаций с государственным участием составит не менее 40 % в 2020 г.). Вместе с тем относительная стабилизация доли бюджетных расходов на социально-культурную сферу в ВВП после 2015 г. не позволит в полной мере закрепить положительные тенденции.

Качество  социально значимых услуг в целом  стабилизируется, и создадутся условия  для его роста, расширится доступ к более качественным услугам  социально незащищенных групп населения, прежде всего в здравоохранении  и социальном обслуживании, доля которых  в общем объеме бюджетных расходов на оказание социально значимых услуг  возрастет соответственно с 33 и 30 % в 2011 г. до 36 и 33 % в 2020 г.

Вместе  с тем, повышение качества услуг  будет, тем не менее, не в полной мере удовлетворять потребности среднего класса несмотря на расширение перечня предоставляемых за бюджетные средства услуг. Частично компенсироваться указанная неудовлетворенность будет за счет развития ассортимента и повышения качества платных услуг, в том числе посредством роста предложения со стороны некоммерческого сектора и коммерческих организаций.

В среднем  ресурсное обеспечение выполнения социальных обязательств государства  из бюджетов всех уровней в расчете  на 1 гражданина Российской Федерации  к 2020 г. вырастет в рамках данного  сценария почти в 3,4 раза в номинальном  и в 1,85 раза в реальном выражении  по сравнению с 2010 г.

6.3. Модернизационный сценарий

Модернизационный сценарий, как и стабилизационный, базируется на инновационном варианте экономического развития Российской Федерации и ориентирован на приоритетную поддержку социально-культурной сферы на уровнях Российской Федерации, ее субъектов и муниципалитетов. По сравнению с 2010 г. доля расходов на оказание социально значимых услуг в ВВП вырастет на 3,9 % (на 6 % по сравнению с 2007 г.). Это позволит существенно улучшить кадровую ситуацию в СГиМУ и обеспечить за счет лучшего управления повышение эффективности бюджетных расходов в государственных и муниципальных учреждениях. Доля АУ (а также некоммерческих организаций с участием государства и (или) муниципалитетов и (или) бизнеса) в общем числе некоммерческих организаций с государственным (муниципальным) участием превысит 50 %, в том числе на федеральном уровне составит более 70 %. Сфера станет значительно более открытой для участия в ней НКО и коммерческих организаций.

В среднем  ресурсное обеспечение выполнения социальных обязательств государства  из бюджетов всех уровней в расчете  на 1 гражданина Российской Федерации  к 2020 г. вырастет в рамках данного  сценария почти в 4 раза в номинальном  и в 2,1 раза в реальном выражении  по сравнению с 2010 г.

Заработная  плата в государственных и  муниципальных учреждениях социально-культурной сферы превысит среднюю по экономике, существенно укрепится их материально-техническая база, что позволит перейти к современным технологиям оказания социально-значимых услуг.

Рост  ресурсной базы и повышение эффективности  управления государственными и муниципальными учреждениями позволит обеспечить повышение  качества социально значимых услуг, при этом существенно расширится доступ к качественным услугам социально  не защищенных групп населения. С  учетом демографических тенденций  доля расходов на здравоохранение и  социальное обслуживание повысится  в 2020 г. в общем объеме бюджетных  расходов на оказание социально-значимых услуг до 37 и 34 %, соответственно, по сравнению с 33 и 30 % в 2011 г.

Деятельность  государственных и муниципальных  учреждений будет все более ориентироваться  на удовлетворение потребностей различных  социальных групп, расширяя предоставление востребованных ими услуг. Это позволит обеспечить удовлетворение быстро растущих потребностей среднего класса как в ассортименте услуг, так и их качестве. Значительную роль сыграет увеличение участия в этом процессе некоммерческого сектора, поддерживаемого государством (в том числе путем системного предоставления налоговых льгот), а также коммерческих организаций.

Перечень  ключевых мер государственной  политики по реформе  бюджетного сектора  в экономике 

Полномасштабное и качественное проведение реформы учреждений

1. Разработка  и принятие законопроекта, направленного  на предотвращение угроз и  рисков поворота реформы вспять  и ее формального проведения, предусматривающего внесение изменений  в законодательство, регулирующее  вопросы создания и деятельности  государственных и муниципальных  учреждений (ГК РФ, БК РФ, ФЗ «О  некоммерческих организациях», ФЗ  «Об автономных учреждениях», Закон  № 83-ФЗ, ряд отраслевых и иных  законов).

2. Проведение  мониторинга хода реформы и  внесение корректировок в ход  реформы по результатам мониторинга.  

Создание  открытой социальной сферы: конкуренция  по качеству, развитие государственно-частного партнерства 

3. Совершенствование  законодательства, регулирующего создание  и деятельность НКО, в т.  ч. принятие ФЗ «О некоммерческом  обществе». 

4. Внесение  в законодательство изменений  по устранению неоправданных  ограничений деятельности КО в социальной сфере.

5. Разработка  и принятие (2013 г.) Правительством  Российской Федерации концепции реформирования механизмов бюджетного финансирования социально значимой деятельности.

6. Введение  грантового финансирования оказания социально значимых услуг (работ), предоставляемого на конкурсной основе (в т. ч. разработка и принятие ФЗ «О государственном (муниципальном) гранте»).

7. Формирование на основе конкретизации социальных гарантий и обязательств государства пакетов социально значимых услуг, включение их в законодательство в т. ч. с целью четкого отделения платных услуг от бесплатных и уточнения состава социальных обязательств государства с учетом потребностей отдельных групп населения.

8. Содействие  потребителю в выборе поставщика  социально значимых услуг, защита  его интересов, в т. ч. реализация  мер по обеспечению информационной  открытости учреждений, привлечению  к контролю качества услуг  профессиональных сообществ и  организаций потребителей, запрет  недобросовестной рекламы социально  значимых услуг. 

9. Совершенствование  налогового законодательства в  части упорядочения налоговых  льгот социально ориентированным  НКО (прежде всего, созданным  в форме некоммерческого общества).

10. Принятие  законопроекта, предусматривающего  внесение изменений в ФЗ о  целевом капитале.

11. Последовательное  расширение сферы применения  субсидирования организаций по  факту оказания социально значимых  услуг (субсидии включают все  виды затрат).

12. Принятие  ФЗ, регулирующего создание и  деятельность корпоративных НКО  с участием государства, муниципалитетов,  бизнеса.  

Развитие  и совершенствование  сети учреждений

13. Инвентаризация  и оптимизация сети ГиМУ, предусматривающая в т. ч. присоединение «слабых» учреждений к более «сильным».

14. Внесение  изменений в федеральное законодательство  для обеспечения возможности  интеграции (комплексирования) учреждений  различных отраслей социальной  сферы (а также межрегиональных  и межмуниципальных учреждений) в комплексные государственные  (муниципальные) учреждения.

15. Разработка  и реализация федеральных программ (разделов программ), стимулирующих  совершенствование сети массовых  учреждений.  

Развитие  кадрового потенциала, повышение качества и эффективности  труда работников учреждений

16. Переход  на «эффективный контракт» с  работниками ГиМУ с учетом особенностей региональных рынков труда и преодоление на этой основе «отрицательного отбора» и низкой мотивации работников ГиМУ.

17. Создание  в университетах магистратур  по подготовке управленцев для  учреждений социально-культурной  сферы. 

18. Реализация  широкомасштабных мероприятий по  повышению квалификации и переподготовке  управленцев. 

19. Введение  образовательного кредитования  в сочетании с субсидированием  возврата кредитов при условии  отработки по направлению (распределение  не по принуждению, а на основе экономических стимулов).


Информация о работе Реформирование бюджетного сектора экономики