Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:24, реферат
До недавнего времени бюджетный сектор составляли бюджетные учреждения (далее — БУ), каковыми являлись все государственные и муниципальные учреждения. Однако после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) более точно применительно к решаемым задачам говорить не о бюджетном секторе, который сейчас составляют только казенные учреждения (далее — КУ), а о секторе государственных и муниципальных учреждений (далее — СГиМУ).
Сложность формирования таких комплексных учреждений заключается в значительных различиях отраслевых законодательных и подзаконных актов, определяющих условия функционирования учреждений различных отраслей социально-культурной сферы. Кроме того, существует ряд законодательных норм, устанавливающих льготы определенным категориям работников отдельных отраслей. Этот факт должен быть учтен при подготовке законодательных актов, регулирующих вопросы создания и деятельности комплексных учреждений.
4.3. Присоединение «слабых» учреждений к «сильным»
Сегодня
целый ряд государственных и
муниципальных учреждений социально-культурной
сферы оказывает населению
Как показывает
опыт, указанную проблему не удастся
решить только путем направления
в социально-культурную сферу дополнительных
средств. Одна из причин — острая нехватка
квалифицированных
Вторая трудность — необходимо не просто отсечь услуги низкого качества и трудоустроить лишних работников, но и в разумной степени учесть интересы сложившихся коллективов, сохранив и развив все, что представляет реальную ценность. Такую, по сути, «штучную» работу крайне сложно осуществить из единого центра.
В качестве одного из перспективных способов решения указанных проблем предлагается использовать механизм объединения учреждений путем присоединения «слабых» учреждений к «сильным», создания университетских комплексов. В этом случае «сильное» учреждение, имеющее сформированные команды опытных менеджеров, может в короткий срок наладить эффективное управление присоединенными учреждениями и обеспечить высокое качество услуг в целом.
Организационно этот подход может реализовываться двумя способами:
1) создание
на базе объединяемых
2) объединение
учреждений при сохранении за
ними статуса юридического
Использование второго способа объединения учреждений соответствует положениям гражданского законодательства. Пункт 3 статьи 125 ГК РФ предусматривает, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать как государственные органы и органы местного самоуправления, так и юридические лица (в частности, учреждения).
Применение первого из этих способов создает условия для оперативного изменения структуры деятельности учреждений, оперативного перераспределения имеющихся ресурсов.
Второй обеспечивает проведение мягкой реструктуризации. Он в большей степени, нежели первый, ориентирован на сохранение и развитие всего ценного в деятельности «подведомственных» учреждений, а не на отсечение ненужного. Важно отметить, что данный способ объединения предотвращает риск резкого падения престижа головного учреждения из-за сравнительно низкого (на начальном этапе функционирования объединения) качества деятельности «подведомственных» учреждений.
Целесообразность применения первого или второго из рассмотренных способов определяется особенностями конкретной ситуации. Вместе с тем представляется, что во многих случаях окажется полезным их совместное применение, то есть когда одни учреждения, входя в объединение, теряют статус юридического лица, другие же его сохраняют.
Сегодня
законодательством
5. Развитие кадрового потенциала, повышение качества и эффективности труда работников учреждений
В рамках
данного направления
— переход
к «эффективному контракту» в
секторе государственных и
— совершенствование
системы оплаты труда работников
государственных и
— совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации прежде всего руководящих работников учреждений отраслей социально-культурной сферы.
5.1. Переход к «эффективному контракту» в секторе государственных и муниципальных учреждений
Рост бюджетного финансирования социально-культурной сферы не привел к кардинальному относительному росту уровня оплаты труда в СГиМУ: так, по данным Росстата среднемесячная заработная плата работников образования в 2010 г. составила 62 % к среднемесячной заработной плате по экономике в целом, работников здравоохранения и предоставления социальных услуг — 69 %, работников культуры и спорта — 76 %, т. е. отставание оплаты труда в бюджетном секторе от других секторов экономики сохранилось.
Относительно
низкий уровень оплаты труда препятствует
притоку в отрасли социально-
Для решения задач, стоящих перед сферой оказания социально значимых услуг, оплата эффективного труда в ней должна стать более конкурентоспособной по отношению к заработной плате в других секторах экономики.
Инструментом
повышения
36 Переход
на «эффективный контракт»
Реализацию
мер по повышению
5.2. Совершенствование системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
Внедрение новой системы оплаты труда (далее — НСОТ) было направлено на усиление ориентации на результативность и качество, однако вступление в действие закона № 83-ФЗ создало новую ситуацию, в которой пока не решены следующие проблемы:
— применимость
подходов, предусмотренных новой
системой оплаты труда, к автономным
и «новым» бюджетным
— сохранения при переходе на финансирование государственных заданий мер по стимулированию коллективов, отдельных работников и руководителей СГиМУ, а также ведомственных систем оценки эффективности деятельности автономных и «новых» бюджетных учреждений, предусмотренных НСОТ.
Необходимо
обеспечить поэтапное совершенствование
системы оплаты труда в секторе
государственных и
Предстоит внести уточнения, связанные с изменением типа учреждений бюджетного сектора, в такие основополагающие документы, регулирующие системы оплаты труда, как «Трудовой кодекс Российской Федерации», «Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений»38, Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений39 и Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
5.3. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации прежде всего руководящих работников учреждений отраслей социальной сферы
Попытки решения проблем бюджетного сектора за счет увеличения его бюджетного финансирования в полной мере выявили проблему нехватки квалифицированных управленческих команд, которые могли бы эффективно использовать выделяемые государством средства. Сейчас уже очевидно, что результативность расходов зависит, в том числе, от квалификации управленческих кадров, которую необходимо кардинально повышать.
Кадровый
состав государственных и
Потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров отраслей социально-культурной сферы определяются необходимостью обеспечить государственные и муниципальные учреждения квалифицированными управленцами, а также компенсировать естественное выбытие руководящих работников.
По предварительным
оценкам, для сектора государственных
и муниципальных учреждений социально-культурной
сферы России в целом только для
компенсации выбытия
Помимо
того, качественный рост квалификации
управленческих кадров может быть обеспечен
при условии охвата переподготовкой
и повышением квалификации порядка
60 % численности административно-
6. Сценарии развития бюджетного сектора
Сценарии развития сектора оказания социально значимых услуг определяются, с одной стороны, динамикой ВВП в период 2011—2020 гг., долей бюджетных расходов на социально-культурную сферу в валовом внутреннем продукте, а с другой — глубиной и интенсивностью проводимых в ней реформ.
Всего
рассматривается три сценария, которые
условно можно назвать
6.1. Инерционный сценарий
Данный
сценарий исходит из консервативного
варианта экономического развития, обусловленного
сравнительно низкой динамикой ВВП
Российской Федерации в 2011—2020 гг., что
не позволяет существенно
Информация о работе Реформирование бюджетного сектора экономики