Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:42, курсовая работа
Цель данной работы заключается в теоретическом и практическом исследовании контроля на предприятии, что требует решения определённых задач:
1) выявить сущность и необходимость контроля;
2) изучить процесс осуществления контроля в организации;
3) рассмотреть контроль как функцию управления в менеджменте;
4)рассмотреть на практике, на примере вагонного депо Краснодар Краснодарского отделения, эффективность применения контроля на этом предприятии.
Контроль как функция менеджмента
Сущность и необходимость контроля
1.2 Процесс осуществления контроля в организации
1.3 Контроль как основная функция управления в менеджменте
2 Реализация и описание практики применения контроля на примере предприятия Вагонное депо Краснодар
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Основные направления контроля в Вагонном депо Краснодар
Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации, в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.
Основными требованиями для принятия эффективного объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация, т.е. процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Прочность и качество отношений между людьми - будь это друзья, члены семьи или коллеги - в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения.
Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять. Обычно если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на эту организацию. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.
В целом данная система управления и контроля деятельности предприятия Краснодарского вагонного депо за последнее десятилетие позволяет судить об эффективном управлении.
Однако если рассматривать контроль за деятельностью железнодорожного транспорта всей железнодорожной отрасли можно отметить следующий аспект.
Во многом деятельность каждого отдельно предприятия железнодорожной отрасли зависит от профессионального опыта работы. И не на всех предприятиях складывается вышеуказанная схема контроля, следовательно, на руководство ОАО «Российские железные дороги» в лице президента компании Якунина Владимира Ивановича ложится вся полнота ответственности за деятельностью и контролем всей железнодорожной отрасли. Именно поэтому в октябре 2002 года правительством РФ было принято постановление о реорганизации системы железнодорожного транспорта. Вся эксплуатационная деятельность по текущему обслуживанию подвижного состава, которая была оставлена в сфере деятельности Министерства путей сообщения. Основные доходные части были переведены в распоряжение вновь созданного АО «Российские железные дороги» («РЖД»). Причём правовой статус данного акционерного общества следующий: 100% пакет акций находится в руках государства в лице председателя Правительства РФ, являющимся учредителем ОАО «РЖД». Президент ОАО «РЖД» назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Контроль за деятельностью ОАО «РЖД» ведётся советом директоров, ревизионной комиссией и советом учредителей. В состав акционерного общества включены департаменты по различным отраслям деятельности железнодорожного транспорта. Департаменты возглавляют руководители, назначаемые на должность Президентом ОАО «РЖД», который в свою очередь и осуществляет контроль за деятельностью последних. Президент ОАО «РЖД» контролирует также в свою очередь начальников ЖД дорог. Филиалов - ОАО «РЖД».
В подчинении у начальников ЖД дорог руководители служб и отделов ЖД хозяйства, которые напрямую контролируются начальниками ЖД дорог и руководителями департаментов ОАО «РЖД». Контроль исполнения решений и указаний Президента ОАО «РЖД» осуществляется следующим образом: после выхода в свет ведомственного указания касающегося конкретного вопроса ЖД отрасли оно доводится до сведения путём направления телеграммы в адрес всех руководителей департаментов ЖД дорог, предприятий и отделов. Для исполнения полученного указания устанавливаются конкретные конечные сроки. Контроль за исполнением указания в конкретные сроки возлагаются на контрольные отделы. На предприятиях ЖД транспорта введена информационная система, автоматизированная система исполнения указаний (АСИУ) в которую автоматически вводятся поступающие на предприятие исполнительные документы с указанием даты выполнения указанного задания. В случае нарушения установленных сроков исполнитель может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Данный метод контроля позволяет улучшить психологически, воздействовать на мотивацию поведения работника, поскольку специалист предприятия в дальнейшем будет чувствовать ответственность за исполнением порченного ему задания.
Также одним из эффективных методов контроля за деятельностью предприятия является общественное собрание из представителей предприятия. На данном собрании разбираются конкретные случаи, произошедшие на предприятии. Такой метод осуществления контроля имел действенные результаты в 70 - 80 годы. К сожалению, данный метод контроля теряет свою актуальность и только в редких случаях общественное порицание имеет место на предприятии. Хотя как показывает практика после проведения подобных мероприятий значительно улучшается психологический климат в коллективе.
Контроль за деятельностью Вагонного депо осуществляется руководителем на ряду с повышением мотивации и качества труда работников Вагонного депо Краснодар. Большое внимание уделяется постоянному оснащению цехов, пунктов новой техникой и технологиями. Совершенствуются подвижной состав. В тележечном цехе введены в эксплуатацию фрезерные станки ГСКБ «Фрест», для обработки наклонных поверхностей надрессорных балок. В автоконтрольном пункте введены автоматические стенды, для испытания воздухораспределителей. Проводимая реконструкция и оснащение цехов современным оборудованием позволит развить производственные мощности депо и увеличить выпуск вагонов из плановых видов ремонта.
В работе по обеспечению безопасности движения на участках Краснодарского вагонного депо задействовано 47 постов безопасности. Пункты технического обслуживания оснащены самыми современными техническими средствами: централизованным ограждением и устройствами зарядки и отпуска тормозов с регистрацией показаний , воздухопроводами и специализированными ремонтными путями.
Для сбора информации по количеству неисправных вагонов, количеству вагонов, выпущенных из текущего ремонта, количеству вагонов, находящихся в запасе МПС, и т.д. рабочие места операторов ПТО и ПКТО оснащены компьютерами, что позволяет технику по учету ПКТО ст. Краснодар-1 оперативно владеть информацией по линейным подразделениям.
Особое внимание в Краснодарском вагонном депо уделяется техническому обучению и повышению уровня профессионализма осмотрщиков вагонов. На пунктах технического обслуживания имеются технические классы, оснащенные пособиями, плакатами, натурными образцами различных типов вагонных узлов и деталей, также вагонами - тренажерами.
В депо приходят квалифицированные специалисты. По состоянию на 01.09.2010 г. - 1735 работающих, из них: 112 человек - с высшим образованием, 230 человека - с техническим образованием. В депо работают 6 почётных железнодорожников, 3 заслуженных работника транспорта Кубани, в том числе и сам начальник Вагонного депо Краснодар.
Также
руководство и профком
В
конечном итоге, после того как работнику
созданы все условия для
Это
всё что касается утверждённой и
действующей структуры
В предлагаемой структуре управленческие блоки можно разделить по территориальному принципу, к которому относятся: заместитель начальника по оперативной работе у которого в подчинении находятся заместитель ВЧД по эксплуатации Краснодарского участка, заместитель ВЧД по эксплуатации Новороссийского участка, заместитель ВЧД по эксплуатации Белореченского участка и центрально-обслуживающему принципу, к которому относятся те блоки, которые осуществляют основную деятельность на предприятии. Также следует чётко разграничить обязанности, для того чтобы в конечном итоге было с кого спрашивать.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы: вагонное депо Краснодар - одно из наиболее перспективных и стабильно развивающихся предприятий Краснодарского края. В данной организации контроль осуществляется:
- путём проведения ежедневных утренних планерок, дней безопасности, дней охраны труда, дней качества, дней мастера, а также проведение кадровых дней.
- проведения анализа хозяйственной деятельности, которая формирует информацию обратной связи в системе управления Вагонного депо.
- благодаря процессу коммуникации между людьми. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться.
- при помощи ревизионной комиссии и советом учредителей.
- за счёт контрольных отделов, которые осуществляют контроль над исполнением указаний в конкретные сроки.
- благодаря общественному собранию из представителей предприятия. На данном собрании разбираются конкретные случаи, произошедшие на предприятии.
- при помощи
средств автоматического контроля.
2.3 Заключительные положения. Методы усовершенствования контроля на предприятии Вагонного депо Краснодар
Контроль на производстве – это достаточно сложный процесс, который требует от руководителя отлаженных, скоординированных действий, направленных на повышение уровня эффективности работы каждого из сотрудников и в конечном итоге предприятия в целом.
В реальной жизни на предприятии возникают следующие проблемы, которые могут быть устранены только при наличии эффективного контроля.
Необходима
координация деятельности организации,
т.е. процесс распределения
Таким образом, руководитель должен произвести распределение обязанностей (ответственности). В секторе Вагонного депо в г. Краснодаре все работники знают друг друга, в связи с этим легко создается рабочий коллектив, в котором осуществление контроля над их работой не представляется сложной проблемой. Но на линиях Вагонного депо с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение требуемого уровня контроля потребует от руководителя Вагонного депо определенных усилий. Следовательно, контроль должен быть возложен на заместителей руководителя, которые будут контролировать определённые участки Вагонного депо
Обязательно должна быть создана на предприятии координация деятельности и средств связи. Руководитель производства будет передавать указания или иную информацию через средства связи, и будет уверен, что его сообщение правильно понято и своевременно получено. Также важным является и обратный процесс передачи информации - от подчиненного к руководителю. На этом этапе не должно быть сбоев, низшее звено всегда должно знать, какая информация нужна руководству для принятия тех или иных решений. Поэтому необходимо решать проблему повышения квалификации профессиональных работников предприятия.
Необходимо создать один из видов контроля - это надзор над деятельностью с помощью комиссий. Комиссия будет представлять собой группу лиц, на которых будет возложено решение специальных задач, в том числе и контроль над работниками и самим руководителем по отдельным вопросам. Например, реализация активов предприятия, понижение дебиторской задолженности и т.д.
Следует избегать чрезмерного контроля. Руководство не должно перегружать персонал многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все его внимание. Контроль должен осуществляться не чаще и не тщательнее, чем это необходимо. Иначе, по понятным причинам, это может раздражать сотрудников.
Нужно устанавливать высокие, но реальные, достижимые цели. Четко поставленная цель уже сама точно говорит, чего ждет от персонала руководство. Однако согласно мотивационной теории ожидания, нельзя ориентировать сотрудников на такие цели, которые они считают нереальными. Завышенный стандарт воспринимается персоналом как нереальный, несправедливо высокий; он может разрушить мотивацию работников на эффективный труд. Заниженная цель может оказывать демотивирующее воздействие на персонал, так как достижение ее не составляет никакого труда. Хороший руководитель должен иметь чувство меры и устанавливать цели высокие, но достижимые.