Реализация функций управления на примере компании ЗАО «СИБУР ХОЛДИНГ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут изучены сущность и содержание функций управления, их развитие в современных условиях, рассмотрены точки зрения раз-личных специалистов относительно функции мотивации работников, также функ-ции управления будут проанализированы на конкретном предприятии ЗАО «СИБУР ХОЛДИНГ» и предложены рекомендации по усовершенствованию реализации функций управления на данном предприятии.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     Сегодня владелец собственности, будь это один хозяин или группа лиц, при реализации принципиальных, стратегических планов обязан считаться с интересами коллектива своего предприятия и обеспечивать такую организацию работ, которая отвечала бы правовым положениям, действующим в стране, решениям профсоюзов или других общественных организаций. Участие коллектива в организации управления принимает самые различные формы (концепция "народного капитализма", при которой каждый работник является акционером предприятия и все его члены имеют общие интересы; шведская идея "участия в собственности", когда часть прибыли компании переводится в фонды, подконтрольные профсоюзным организациям; японский метод перевода части акционерного капитала в пенсионный фонд, принадлежащий рабочим, и т.д.). Современная концепция организации управления подразумевает решающую роль коллектива в принятии стратегических управленческих решений. Член коллектива имеет право знать финансовое состояние, цели предприятия и контролировать методы реализации этих целей [1].

     Что касается мотивации работников, то она традиционно изучалась как  средство повышения производительности труда. Но для цивилизованного общества работа должна быть организована так, чтобы она приносила человеку радость и удовлетворение, и лишь как следствие реализации этого будет достигнута высокая производительность труда, эффективность деятельности и рост доходов предприятия.

     Искусство руководителя особенно наглядно проявляется в умении стимулировать участие работников в принятии деловых решений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциал организации и удовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении и в признании результатов своего труда.

     Каждый член коллектива имеет право получить возможность не только обеспечить свое материальное благополучие, но и реализовать свои профессиональные знания, полностью проявить свои индивидуальные способности. Реализация этого права является лучшей формой социальной мотивации [3].

     Необходимо отметить, что в настоящее время социологи различных стран с тревогой констатируют увеличение числа людей, которые вообще не имеют мотивации к общественно полезной деятельности или избегают различными способами любого вида работы [5].

     Контроль - следующая функция, которую необходимо рассмотреть. Современная теория управления выработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. С другой стороны, контроль, если говорить о его психологических аспектах, не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности. И, наконец, контроль должен быть экономически целесообразным.

     Сегодня большинство крупнейших корпораций мира глубоко изучают японские методы управления производством, где в основе работы технологических линий стоит не контроль, а бездефектная работа: усилия специалистов направлены на ликвидацию самой возможности появления брака, и возможные дефекты устраняются еще на промежуточных производственных этапах, а не при контроле качества готового изделия [4].

     Также стоит отметить, что к традиционным функциям менеджмента в современных условиях добавляются новые:

     1. Умение менеджера вдохновлять  людей своим примером.

     2. Делегирование полномочий. Что означает  распределение ответственности  и наделение подчинённых самостоятельностью.

     3. Умение создавать мотивирующую  обстановку для работы. Подчинённые  должны чувствовать, что им  позволено пойти на определённый риск. Необходимо создавать атмосферу доверия, искренности и открытости. Персонал должен стремиться самостоятельно решать возникающие проблемы.

     4. Информирование.

     В современных условиях менеджеры  отказываются от принципа командования и контроля в пользу управления неопределённостью и создания быстрых, гибких, адаптирующихся, ориентированных на взаимоотношения организаций.

     Лидерство распределяется по всей организации - менеджеры передают подчинённым дополнительные властные полномочия, чтобы стимулировать их творческие способности и для того, чтобы генерировать новые идеи.

     Если  раньше все усилия менеджеров были сфокусированы на получении прибыли, то современные руководители должны сознавать важность установления и поддержания связей с работниками и покупателями. С развитием Интернета потребители получают всё большие объёмы информации, что означает увеличение их рыночной власти, поэтому организации обязаны сохранять гибкость и способность к адаптации, быстрее реагировать на изменения спроса или ужесточение конкуренции.

     Большое значение для современных менеджеров имеют навыки управления командами. Команды работников передней линии, контактирующих непосредственно с покупателями, становятся фундаментом, на котором держится вся организация. Если раньше менеджеры руководили своими отделами, то теперь многие из них выступают в роли лидеров команд, формируемых для выполнения конкретных проектов [10].

     Одной из наиболее важных задач современного менеджмента состоит в создании обучающейся организации, в которой ценятся эксперименты и готовность идти на риск, применяются новейшие технологии, допускаются ошибки и неудачи, вознаграждается нетрадиционное мышление, происходит обмен знаниями. Идентификация и решение проблем становится обязанностью всех членов обучающейся организации, что позволяет постоянно экспериментировать, совершенствоваться, приобретать и развивать способности [11].

     Следует отметить, что в новых условиях успех зависит от прочности и качества взаимоотношений и сотрудничества. Залогом победы считаются партнёрства, как внутри организации, так и за её пределами - с покупателями, поставщиками, с конкурентами, также немаловажен и фактор мотивации персонала. Ниже рассмотрим особенности мотивации как функции управления.

     1.3 Особенности мотивации как функции управления

     Квалифицированные работники сегодня в дефиците практически в любой отрасли. Для преодоления главных проблем нынешней кадровой ситуации необходима разработка организационной системы, охватывающей все аспекты управления персоналом, где ключевую роль играют разнообразные инструменты мотивации сотрудников.

     В ходе изучения данной темы мной была рассмотрена  статья Татьяны Богатовой «Управление ИТ – персоналом в современных условиях. Мнения экспертов», в которой излагались мнения специалистов по поводу управления персоналом с помощью мотивации. Ознакомимся с основными из них.

     Основными инструментами для управления персоналом эксперты считают материальное стимулирование и нематериальную мотивацию. Правда, их соотношение они видят по-разному: “То и другое важно в равной степени” (Владимир Химаныч); “Есть ощущение, что 60% - это деньги, а 40% - нематериальная составляющая: поощрение инициативы, совместная работа, сложные задачи “а-ля вызов"” (Ольга Пантелеева); “Всё зависит от конкретного бизнеса. Там, где более востребован интеллектуальный труд, - очень важно, как выстроена система нематериальной мотивации” (Алексей Казарезов, Михаил Панченко); “Соотношение зависит от человека: есть люди, которые трудятся с полной отдачей независимо от материального стимулирования (в разумных пределах), а есть такие, что работают плохо независимо от размера оплаты. То же самое можно сказать и про нематериальную мотивацию” (Сергей Замковой). Однако, несмотря на некоторые расхождения эти оценки не противоречивы, а отмеченные различия говорят лишь о том, что использование данных инструментов - дело очень тонкое и требует от руководителя внимания и умения. Некоторые эксперты даже считают, что к этому у руководителя должны быть врожденные способности.

     Часть экспертов считают, что к нематериальной мотивации относятся стимулы, которые так или иначе не приводят к материальным затратам для работодателя, но тем не менее важны для работника. И Алексей Казарезов приводит такие примеры: “Большинство из них можно коротко выразить так - если не можете дать денег, дайте больше свободы”. Там, где специфика производства позволяет, работодатели предоставляют сотрудникам возможность работать по гибкому графику. Это важно для работников - если их такой возможности лишить, нужно будет думать о какой-то адекватной замене материальным стимулом.

     Продолжают список нематериальных стимулов Михаил Гусев (“признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, деловые льготы, система поощрений - награды, грамоты и пр.”), Владимир Химаныч (“возможности применить свои знания в компании, добившейся лидерства на рынке, реализовать свои амбиции в международном бизнесе, работая с передовыми продуктами и, самое главное, в прекрасной команде с талантливыми людьми”) и Сергей Замковой (“должностное повышение, повышение уровня ответственности, возможность принимать решения”).

     Также есть несколько иной подход к определению понятия нематериальной мотивации (НМ) - относить сюда все остальные способы поощрения и стимулирования сотрудника, кроме собственно денег (зарплаты, премии, бонусы, кредиты и прочие выплаты). Подобного взгляда придерживаются многие рекрутеры. Официальное определение, с их точки зрения, выглядит так: нематериальной мотивацией персонала называется совокупность позитивных, применяемых строго индивидуально способов, методов, приёмов управления персоналом (помимо прямой оплаты труда), направленных на привлечение, закрепление и повышение эффективности деятельности наёмного работника. Ольга Сабинина, например, считает, что НМ - это некие дополнительные возможности, которые предоставляет компания; всё, что компания предлагает сотруднику, кроме денег. Причем, несмотря на то, что такое стимулирование называется нематериальным, практически любое из этих благ для компании стоит денег. “Это в первую очередь так называемый социальный пакет, - пояснила она, - который существует во многих компаниях, хотя его объем и наполнение могут существенно различаться. В него, к примеру, могут входить оплата детского сада, совместные занятия спортом, корпоративные праздники, обучение, медицинская страховка, бесплатная еда. В качестве НМ могут использоваться и весьма нетривиальные вещи — так, одна компания очень гордится тем, что она предлагает такую возможность: у сотрудника дома устанавливается видеокамера, и он, не отвлекаясь надолго от работы, может общаться с женой, наблюдать за играми детей, контролируя уровень безопасности своей семьи. Другая фирма серьёзно занимается решением социально-бытовых вопросов, созданием общей жизненной инфраструктуры: люди вместе отдыхают на море, катаются на лыжах. Из такой компании человека “утащить”, “переманить” практически невозможно, потому что не только он сам, но и жена и ребенок будут лишены привычного круга общения - а это настолько значимо, что должно случиться нечто чрезвычайное, чтобы человек ушел. Однако подобная атмосфера не возникнет сама собой - над ее созданием должен работать талантливый, опытный и достаточно высокооплачиваемый HR-специалист или даже целая команда. На самом деле правильно построить корпоративные мероприятия (совместно отметить день рождения или праздник) очень непросто: они должны адекватно встраиваться в общую политику и стиль жизни компании; наконец, это требует немалых затрат. Для компаний с грамотно простроенной корпоративной политикой они вполне оправданы, поскольку приносят нужный результат. Однако есть фирмы, где не ведется системной работы с персоналом, и тогда деньги на подобные акции тратятся бессмысленно: отдачи нет, потому что всеми сотрудниками подобные мероприятия воспринимаются негативно, как “обязаловка»” [2].

     Главный вывод таков: нематериальные факторы стимулирования очень важны, но это тонкий инструмент, эффективный только при строго индивидуальном подходе к условиям конкретной компании, с конкретными задачами, конкретными сотрудниками и конкретной кадровой политикой. Причём сама политика может изменяться в широких пределах.

     В ходе дальнейшего рассмотрения и изучения функций управления следует проанализировать, как они реализуются на конкретном предприятии, определить недостатки реализации этих функций и впоследствии предоставить рекомендации по устранению выявленных недостатков.   

     2 Анализ функций управления на примере компании ЗАО «СИБУР ХОЛДИНГ»

     2.1 Общая характеристика компании

     «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания» была создана постановлением правительства РФ от 7 марта 1995 года. Государственную регистрацию компания получила 17 июля 1995 года.

     Преобразование  государственных предприятий нефтехимической  и нефтеперерабатывающей отраслей в акционерные общества началось в России в 1992 году и определялось специальным указом президента РФ Бориса Ельцина. В соответствии с ним 38% акций предприятий системы «Сибнефтегазпереработки» (сегодня — газоперерабатывающие заводы «СИБУРТюменьГаза»), «Пермского газоперерабатывающего завода» (сегодня входит в состав «Сибур-Химпрома») и НИПИ «Газпереработка» на три года были закреплены в федеральной собственности.

     Эти пакеты вошли в состав АК «СИБУР» — предшественницы нынешней компании. Остальные акции — 62% — подлежали продаже за приватизационные чеки.

     В сентябре 1995 года АК «СИБУР» была зарегистрирована в Нижневартовске. Согласно еще одному постановлению правительства от 18 сентября 1995 года 51 процент голосующих акций АК «СИБУР» был закреплен в федеральной собственности как акции компании, чья продукция «имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны». Однако уже через два года СИБУР был исключен из списка «стратегического значения», и акции, закрепленные в федеральной собственности, были разрешены к продаже на специализированных денежных аукционах. В 1997–1998 годах Российский фонд федерального имущества реализовал государственный пакет акций. Акции СИБУРа были скуплены компаниями, подконтрольными Якову Голдовскому.

     С осени 1998 года АК «СИБУР» приступает к преобразованию своей структуры в вертикально-интегрированныйнефтехимический холдинг, охватывающий полный производственный цикл — от углубленной переработки сырья до выпуска конечных продуктов. В основу интеграции легла производственная кооперация нефтехимических предприятий бывшего СССР.

Информация о работе Реализация функций управления на примере компании ЗАО «СИБУР ХОЛДИНГ»