Реализация функций управления на примере компании ЗАО «СИБУР ХОЛДИНГ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будут изучены сущность и содержание функций управления, их развитие в современных условиях, рассмотрены точки зрения раз-личных специалистов относительно функции мотивации работников, также функ-ции управления будут проанализированы на конкретном предприятии ЗАО «СИБУР ХОЛДИНГ» и предложены рекомендации по усовершенствованию реализации функций управления на данном предприятии.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

     1 Теоретические основы реализации функций управления в современных условиях

     1.1 Сущность и содержание функций  управления 

     Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов [10].

     Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [7].

     Процесс управления состоит из циклически повторяющейся во времени последовательности видов управленческой деятельности, которые получили название функций управления (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Процесс управления 

     Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль [9].

     1. Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

     2. Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

     3. Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

     4. Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения [7].

     Некоторые авторы к числу функций относят  также прогнозирование, анализ, руководство, координацию и т.д. Однако принципиальным является не число выделенных функций, а трактовка их содержания. Все функции управления взаимосвязаны, образуют систему. Исходный пункт разработки плана - обоснование стратегии развития организации на основе прогнозов. Необходимо также учитывать анализ выполнения плана в предшествующем периоде на основе информации, полученной в ходе контроля. Мотивация исполнителей требует ресурсов, которые должны быть предусмотрены в ходе их планового распределения. Организация как функция менеджмента должна обеспечить реализацию разработанных планов. В то же время и сама организационная структура является результатом планирования [6].

     В содержании управленческой деятельности в различных организациях можно  выделить общие черты и особенные.

     Общее заключается в том, что в современных условиях управленческая деятельность:

     - должна осуществляться в любых  организациях;

     - обусловлена внутренней и внешней  причинами;

     - может представлять многоуровневую  систему, включая, как правило,  высший (институциональный), средний и низший уровни управления;

     - становится решающим фактором  обеспечения конкурентоспособности  организации;

     - имеет качественную определенность  содержания и включает выполнение  ряда функций.

     Эти функции могут относиться к управлению организацией в целом или отдельными сферами. Здесь различают управление производством и сбытом, исследовательскими работами и поставками ресурсов, финансами и персоналом.

     Особенное в содержании управленческой деятельности обусловлено ситуационным подходом. В каждой конкретной ситуации данная организация имеет определенную внешнюю среду. Меняются и внутренние переменные организации. Ясно, что все это должно учитываться в управленческой деятельности, имеющей дело с конкретными ситуациями, для которых нет универсальных рецептов.

     Перечень  функций управления  обусловлен кругом решаемых проблем. К их числу можно отнести:

     - обоснование системы целей организации (конкретный набор, система приоритетов, последовательность достижения задач и т.д.);

     - выделение задач, которые необходимо  решить для достижения поставленных  целей, а также обоснование методов и способов решения задач;

     - определение потребности в ресурсах и сроков решения задач;

     - обоснование структуры организации,  видов деятельности и обязанностей  отдельных работников и подразделений;

     - мотивация групп и конкретных  работников выполнить порученные  работы в запланированные сроки;

     - осуществление контроля за решением поставленных задач [8].

     Взаимосвязи, формирующиеся в процессе выполнения менеджером основных функций управления, представлены ниже (рис. 2).

     

     Рис. 2. Менеджер в системе управления 

     Решение задач осуществляется в процессе выполнения основных функций менеджмента его при помощи определенных методов и инструментов. Выполнение управленческих функций связано с принятием решений, включающим сбор информации, выявление и анализ возможных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решения и анализ его эффективности [1].

     Функции управления образуют единый процесс управленческой деятельности, где каждая функция относительно самостоятельна, имеет свои специфические методы, инструменты. Содержание каждой из функций также развивается.

     Выполнением основных функций менеджмента занят  весь аппарат управления. Однако определяющее значение имеет деятельность руководителя, который выполняет различные роли. Эти роли взаимосвязаны (рис. 3). 

     

     Рис. 3. Схема управленческих ролей (по Минцбергу) 

     Ведущая роль руководителя связана с принятием  решений. Для обоснования принятия решений необходим обмен информацией внутри организации и с внешней средой. Определяющей характеристикой менеджмента является то, что это управление людьми. Отсюда - значимость межличностных ролей руководителя [8].

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение основных функций управления и ролей руководителя является одной из центральных проблем менеджмента. В связи с этим рассмотрим основные тенденции развития функций управления в современных условиях. 

     1.2 Основные тенденции развития  функций управления в современных  условиях

     Понятие «функции управления» появилось еще в эпоху становления основ научного менеджмента. С тех времен значение функций управления организацией постоянно изменялось. Рассмотрим значение функции планирования в процессе управления организацией в современных условиях.

     Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.

     1. Вновь возникшие частные фирмы. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес - это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке.

     2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия. Имеющийся у них опыт планирования относился в основном к периоду централизованно управлявшейся экономики, а, следовательно, не предполагал серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития [4].

     К основным факторам возрастающей роли планирования в современных рыночных условиях можно отнести следующие.

     1. Увеличение размеров фирмы и  усложнение форм ее деятельностиНесмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующее положение на современном рынке занимают крупные фирмы.

     В российской экономике исторически  сложилось преобладание очень крупных предприятий почти во всех сферах хозяйства. Конечно, такой гигантизм имеет немало отрицательных последствий, однако он является реальностью отечественной экономики наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникших частных фирм. С другой стороны, усложняется структура деятельности коммерческих организаций. Причинами этого являются стремление к росту и необходимость перераспределения риска, а значит, инвестирование в новые сферы бизнеса.

     2. Подвижность внешней среды.

     Современная внешняя среда бизнеса характеризуется  высокой скоростью изменений. Постоянно меняющиеся требования со стороны спроса диктуют сдвиги других факторов внешней среды: технологий, средств связи - коммуникаций, социальных отношений и т.д. Следовательно, такие же быстрые и глубокие изменения вынужден совершать бизнес.

     3. Новый стиль руководства персоналом.

     Фирма индустриального периода относилась к работнику как к простому исполнителю, элементу общего механизма управления. Такой стиль руководства предполагал, что работники получают развернутые, детализированные инструкции действий, рассчитанные на короткий отрезок времени (не более чем на неделю).

     Новый стиль управления предоставляет  работнику гораздо большую свободу  действий, высвобождает его инициативу и творческие возможности. Теперь инструкции имеют более общий характер, чем раньше, а задание рассчитано на более длительный период (до одного месяца). Такой подход к определению рабочих задач требует от управляющего полного и точного представления о будущем, ясного осознания целей хозяйственной деятельности, что повышает значимость планирования.

     4. Усиление центробежных сил в организации.

     Чтобы лучше приспособиться к сложной  и неопределенной внешней среде, лучше реагировать на запросы  различных секторов рынка, которые  обслуживает фирма, осваивать новые  прибыльные виды деятельности, коммерческая организация предоставляет высокую степень автономии и самостоятельности своим отдельным подразделениям и менеджерам фирмы.

     Такая организация деятельности увеличивает  гибкость и предпринимательскую активность подразделений.

     Автономия подразделений находит свое выражение  в моделях, которые называют плоскостным и венчурным менеджментом. Положительные качества таких моделей управления объясняются высокой степенью адаптации к изменяющейся среде [7].

     Далее рассмотрим функцию организации  в современных условиях.

     В мировой экономике и науке управления весьма велик диапазон взглядов и образцов организации деятельности коллективов и предприятий (вплоть до государства в целом). Разработаны и практически реализованы множество методов организации управления при различных подходах к вопросам собственности и разной степени демократизации общества. С исторической точки зрения совсем недавно, всего лишь около ста лет назад, владельцы собственности распоряжались ею единовластно и были вправе вводить любые формы управления, не считаясь при этом с мнением общества. Владелец мог продать свое предприятие или его часть, закрыть его, изменить его ориентацию на выпуск другой продукции, внедрить новую технологию, средства механизации и автоматизации, уволив при этом сотни рабочих. Судьба целых регионов и даже стран зависела от воли владельца (как было, например, с Аляской) [2].

Информация о работе Реализация функций управления на примере компании ЗАО «СИБУР ХОЛДИНГ»