Развитие студенческого самоуправления в образовательных учреждениях СПО в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни рассматривается как важнейшая составляющая развития общества, государства. Ориентиры развития российского общества сформулированы в формате «Стратегии - 2020», исходя из которой, одним из ведущих направлений в системе профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемого самоценного элемента целостного образовательного процесса. [11]

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 92.11 Кб (Скачать)

Нас также интересовал  вопрос,  касающийся мотивации возможного участия в работе органов студенческого  самоуправления и предпочтительные формы самоуправления. Стоит отметить, что большая часть респондентов – каждый восьмой  – ни при каких условиях не собирается принимать участия в существующих формах студенческого самоуправления.

Мотивы возможного участия в деятельности органов самоуправления приведены в таблице 3.

Таблица 3

Мотивы участия в деятельности органов студенческого самоуправления

ни при каких условиях не приму участия

12,8 (%)

хорошие отношения с руководителем  и коллективом 

10,3 (%)

любые условия

9,6 (%)

если интересна работа

6,2 (%)

приглашение

5,3 (%)

материальное поощрение

5,0 (%)

затрудняюсь ответить

7,1 (%)

нет ответа

43,5 (%)


 

Предпочтительные для  студентов формы студенческого  самоуправления выявлялись с помощью  вопроса: «В каких формах студенческого  самоуправления Вы участвуете?» (для  тех, кто принимает участие). Распределение  ответов на этот вопрос представлено в таблице 4.

Таблица 4

Предпочтительные для  студентов колледжа формы студенческого самоуправления

культурно-массовый сектор

12,8 (%)

спортивный сектор

4,8 (%)

старосты 

3 (%)


 

Таблица 4

учебный сектор

2,1 (%)

профком

0,9 (%)

студенческий совет

0,7 (%)

шефская комиссия

0,5 (%)

жилищно-коммунальный сектор (совет общежития)

0,5 (%)

нет ответа

6,4 (%)

не знаю о существующих формах студенческого самоуправления

68,3 (%)


 

Роль студенческого самоуправления в жизни молодежи была воспринята более чем половиной опрошенных (54,1%) как возможность реализации профессиональных возможностей. Каждый шестой респондент оценил роль самоуправления как возможность реализации социальных инициатив (15,8%); участие в студенческом самоуправлении с целью общения  – 17,1%; каждый десятый видит роль студенческого самоуправления в  форме проведения досуга  (11,2%). С  другой стороны, роль студенческого  самоуправления оценивалась с помощью  вопроса: «Как Вы полагаете, с какой  целью создаются различные формы  студенческого самоуправления?». Самыми популярными ответами на этот вопрос были: «для саморазвития, личностного  роста студентов» и «для того, чтобы  учиться самоуправлению». В целом  распределение точек зрения респондентов представлено в таблице 5.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы полагаете, с какой  целью создаются различные формы  студенческого самоуправления?»

для саморазвития, личностного  роста студентов

17,9 (%)

для того, чтобы учиться самоуправлению

14,7 (%)

чтобы разнообразить жизнь  студентов

9,2 (%)


 

Таблица 5

чтобы был порядок 

8,0 (%)

чтобы защитить свои права

6,0 (%)

для того, чтобы участвовать в общественной жизни

6,0 (%)

для организации внеучебной деятельности

6,0 (%)

просто это интересно

2,8 (%)

чтобы можно было влиять на работу администрации

2,8 (%)

затрудняюсь ответить

12,4 (%)

нет ответа

14,4 (%)


 

Изучая склонность студентов  к проявлению общественной активности, было выяснено, что почти половина опрошенных (47,9%) в понятие общественной активности вкладывают участие в  жизни колледжа, еще четверть студентов (25,7%) - разностороннее участие в жизни  города, общества в целом и совсем малая часть (3%) - деятельность в рамках политической партии или общественной организации. Остальные 6,2% студентов  не смогли сформулировать ответ на данный вопрос. Шестая часть респондентов (17,2%) не дали никакого ответа. Практически  две трети студентов (67,9%) считают  важным участие в общественной жизни, причем почти все они (66,1%) принимали  активное участие в школьной жизни, занимаясь спортом, участвуя в предметных олимпиадах, занимаясь художественной самодеятельностью или исполняя обязанности старосты и заместителя  старосты.

В настоящее время общественная активность студентов выражается в  участии в самоуправлении (15,6%), спортивных состязаниях (7,6%), творческих коллективах(14,3%). 40,2% опрошенных никак не проявляют  общественную активность.

Проведя анализ, мы смогли выделить слабые и сильные стороны студенческого  самоуправления, оценить имеющиеся  возможности и существующие угрозы для дальнейшего развития студенческого самоуправления в нашем колледже, понимая, что, формулируя проблему, мы уже наполовину её решаем.

Проведенный анализ позволяет  утверждать, что при осуществлении  деятельности органы студенческого  самоуправления испытывают объективные  и субъективные трудности. В числе  объективных продолжает оставаться низкий уровень демократической  культуры, неготовность общественных структур к самоорганизации, отсутствие положительной мотивации. Трудностей субъективного характера гораздо  больше. Во-первых это смешивание организационных форм участниками самоуправления, во-вторых – подмена деятельностью свойственной общественным организациям, в третьих - слабое значение уделяется студентами и преподавателями нормативно-правовой базе.

Анализ современных проблем развития студенческого самоуправления в колледже, позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций по их решению, оптимизации, совершенствованию и развитию существующих органов студенческого самоуправления и более полной самореализации его участников-студентов. Важнейшая роль в решении существующих проблем должна отводиться  администрации образовательного учреждения. Основной задачей в работе с органами студенческого самоуправления должно стать создание необходимых условий для формирования и эффективного развития самоуправления студентов, установления партнерских отношений со студенческими коллективами, органами студенческого самоуправления. Это позволит администрации сконцентрироваться на решении административных и хозяйственных вопросов, а те проблемы, которые легче и эффективнее могут быть решены непосредственно самими студентами, - передать студенческому самоуправлению.

Концептуально характер взаимоотношений студенческого самоуправления и администрации может быть закреплен в Уставе образовательного учреждения или Концепции воспитательной работы, а более подробно – в двух- или трехстороннем Соглашении сторон.

Полагаем, что для создания эффективной системы менеджмента органов студенческого самоуправления необходимо постоянно проводить обучение и тренинг студенческого актива. Для этого необходимы наставники, обладающие всем комплексом необходимых знаний, – привлеченные специально для этого работники, прежде всего из числа бывших руководителей студенческой организации, кураторов, представителей воспитательных структур, имеющих организаторские, педагогические и психологические умения и навыки.

В ССУЗах целесообразно создание специального подразделения (Центра развития личности студента, Центра поддержки студенческого самоуправления и т.д.), наличие которого позволит создать фундамент для формирования корпоративной культуры, соответствующей заявленным целям.

В целом система самоуправления в образовательном учреждении должна строиться с учетом научных концепций менеджмента, предполагающих наличие продуманной стратегии развития, четкой организационной структуры, корпоративной культуры и системы управления человеческими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги  проделанной работы, нужно отметить, что на современном этапе развития российского образования проблема развития студенческого самоуправления является одной из важнейших проблем профессиональной подготовки специалистов.

Проведенные исследования показывают, что современное понимание места и роли студенческого самоуправления в структуре целостного образовательного процесса в учреждениях ВПО и СПО предопределено существующими исторически сложившимися предпосылками. Анализ  сущности и характера основных тенденций функционирования и развития студенческого самоуправления в России позволяет сделать вывод о том, что набор основных функций студенческого самоуправления в целом определился на Советском этапе его развития, а  ядро этих функций, и связанные с ним методы работы органов самоуправления, до сих пор сохраняются в большинстве образовательных учреждений.

Анализируя  особенности и специфику  организации самоуправления в студенческих коллективах учреждений СПО можно сделать вывод о том, что его развитие должно основываться на появлении новых форм студенческой самоорганизации; на вовлечении студентов в соуправление учебным заведением; на решении проблем формирования профессиональной культуры, социального и духовно-нравственного развития завтрашних специалистов, раскрытия их творческого потенциала, что станет фундаментом в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов.

Изучение  проблем и  эффективности студенческого самоуправления в системе СПО на современном  этапе  позволило сформулировать ряд практических рекомендаций по его развитию. По нашему мнению, система самоуправления в образовательном учреждении должна строиться с учетом научных концепций менеджмента, предполагающих наличие продуманной стратегии развития, четкой организационной структуры, корпоративной культуры и системы управления человеческими ресурсами.

Тем не менее, совершенно очевидно, что проблематика развития студенческого самоуправления не может быть исчерпана в рамках одного исследования. Проведенная работа во многом лишь открывает данную нишу для проведения системных исследований. При этом для данной проблематики характерна многогранность и широкий спектр в проведении новых изысканий. С одной стороны, в условиях внедрения нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов приобретает особое значение развитие технологий интегрированного образовательно-воспитательного процесса в колледже. С другой стороны, фактически не отработаны в науке и в массовой практике теоретические и прикладные основы студенческого самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Боков Д.А. История развития студенческого самоуправления в отечественной высшей школе // Российский научный журнал. – 2008. – №5.
  2. Яхно В. Н. Студенческое самоуправление : становление и развитие в условиях перестройки / В. Н. Яхно: автореф. дис., канд. филос. наук. - Минск, 1989.- 16 с.
  3. О деятельности органов студенческого самоуправления и их роль в организации образовательного процесса: резолюция от 17.11.2006 // Официальные документы в образовании. 2006. - № 36. - С. 91-92.
  4. Верменская, Е. А.Педагогика ученического самоуправления: теория и опыт отечественной школы. — ПГЛУ, 2007. —156 с.
  5. Приходько, Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: кн. для учителя/ Н.И. Приходько.- М.: Просвещение, 2007. - 126 с.
  6. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие под общей ред. А.С. Прутченкова. – М., 2003.
  7. Иванов, В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами : кн. для старшеклассников / В. Д. Иванов. М. : Просвещение, 1991.- 128 с.
  8. Колмогорова, О.А. Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста/ О.А.Колмогорова.: автореф. дис., канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 182с.
  9. Антипенко Л.В. Особенности реализации модели студенческого самоуправления в учреждениях среднего профессионального образования. //Среднее профессиональное образование. 2010 - № 1. С. 22-25.
  10. Традиции и перспективы развития молодежного самоуправления в современных условиях : Сб. тез. докл. II окруж. студ. науч.-практ. конф., 29 марта 2003 г. Сургут : РИО СурГГТИ, 2003.
  11. http://ru.wikipedia

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Структура органов самоуправления в Салаватском индустриальном колледже

 

Приложение 2

 

Анкета исследования

Уважаемый (ая)!

Просим Вас принять  участие в исследовании, проводимом Центром социально-воспитательной работы колледжа. Нас интересует именно Ваше мнение о работе органов студенческого  самоуправления колледжа.

Информация о работе Развитие студенческого самоуправления в образовательных учреждениях СПО в современных условиях