Развитие студенческого самоуправления в образовательных учреждениях СПО в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни рассматривается как важнейшая составляющая развития общества, государства. Ориентиры развития российского общества сформулированы в формате «Стратегии - 2020», исходя из которой, одним из ведущих направлений в системе профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемого самоценного элемента целостного образовательного процесса. [11]

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 92.11 Кб (Скачать)

 Опираясь на современный опыт организации студенческого самоуправления в ряде отечественных вузов, колледжей [1], а также на исторически сложившиеся традиции школьного самоуправления, мы определили студенческое самоуправление в колледже как форму организации студенческого коллектива, обеспечивающую студентам право на самостоятельное руководство своей деятельностью, содержание которого составляют разработка, принятие и осуществление собственных решений по реализации разных направлений своей жизни и деятельности в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении.

На наш взгляд, важнейшими и отличительными признаками студенческого самоуправления в учреждениях СПО являются:

      • четкая организационная структурированность, а именно: наличие управляющего студенческого органа в виде центра (студсовет; студпрофком), во главе которого стоит студент-президент (председатель);
      • содержательная, организационная и профессиональная помощь активистам студенческого самоуправления со стороны преподавателей колледжа, выполняющих функцию консультантов;
      • представительство студентов от каждой учебной группы в центральном органе самоуправления;
      • содержательное отличие функциональной направленности и содержания деятельности органов студенческого самоуправления от функциональной направленности и содержания деятельности официальных административных органов колледжа;
      • обязательная аналитико-рефлексивная и корректирующая деятельность как по ходу, так и по завершении каждого дела, события, мероприятия, организуемого в рамках студенческого самоуправления;
      • поддержка студенческого самоуправления административными органами колледжа.

 Современная система средне-профессионального образования должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе локальных средств массовой информации и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права избирать и быть избранным в руководящие органы, а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Самоорганизация, являющаяся основой самоуправления, открывает  перед учащимися различных возрастов  возможность естественного вхождения  в систему гражданских отношений  общества. Через различные виды совместной деятельности у участников органов  самоуправления вырабатываются необходимые  навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и  определенные обязательства выполнять  их; с другой - подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, реальный статус надо заслужить (а не получить из рук преподавателя) и уметь постоянно поддерживать, молодой человек вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает ему чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.

Процесс демократизации в  учебных заведениях всех уровней  идет сегодня крайне медленно и неуверенно. И это понятно. Возникла принципиально  новая управленческая ситуация: одним  и тем же объектом должны управлять  два субъекта управления различной  социальной природы: директор, как представитель  административной власти, и орган  студенческого самоуправления (студенческий совет или иная какая-либо форма), как представитель власти общественности. Между тем, укоренившийся за долгие десятилетия авторитарный стиль  управления крепко сидит в сознании и привычках педагогов. Отказ от него и замена на демократический стиль- дело чрезвычайно сложное.

На пути создания студенческих активов сегодня возникает немало трудностей, вызванных как объективными, так и субъективными причинами. К проблемам, с которыми сталкиваются органы студенческого самоуправления в ССУЗах, можно отнести следующие [9]:

1. Невнимание общества  к процессу демократизации в   учебных заведениях.

2. Низкий уровень демократической  культуры в обществе: незаинтересованность  в общественной деятельности, безынициативность,  отсутствие чувства коллектива, команды, негативное отношение  основной массы студентов к  социально-значимой деятельности.

3. Недемократичность управления  образованием: отсутствие заинтересованности  администрации учебного заведения  в деятельности органов студенческого  самоуправления, ее пассивность  и желание всецело контролировать  процесс.

4. Отсутствие положительной  мотивации: нет поддержки и  понимания  со стороны администрации,  положительного отклика на проведенную  работу со стороны коллектива  студентов и педагогов, материального  стимула. 

5. Недостаточность нормативно-правовой  базы, нечетко сформулированные  цели и задачи органов студенческого  самоуправления в конкретном  учебном заведении.

6. Сложность демократического  механизма управления.

7. Отсутствие достаточного  научно-методического обеспечения  процесса демократизации студентов  и системы подготовки грамотных  кадров для органов студенческого  самоуправления.

8. Плохая информированность  студентов о деятельности органов  студенческого самоуправления в  конкретно взятом  учебном заведении  и о способах вовлечения молодежи в социальную практику.

9. Личный фактор: боязнь  ответственности, зависимость от  общественного мнения, неуверенность  в себе, неумение рационально  планировать свое время и сочетать  учебную нагрузку с общественной  деятельностью.

Несмотря на существующие проблемы в развитии и функционировании, в целом   студенческое  самоуправление  в ССУЗах можно  рассматривать  как особую форму инициативной,  самостоятельной общественной  деятельности студентов,  направленной  на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи,  развитие ее социальной  активности,  поддержку социальных инициатив.

Развитие же студенческого самоуправления в ОУ СПО  должно основываться на появлении новых форм студенческой самоорганизации; на вовлечении студентов в соуправление учебным заведением; на решении проблем формирования профессиональной культуры, социального и духовно-нравственного развития завтрашних специалистов, раскрытия их творческого потенциала, что станет фундаментом в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Развитие студенческого самоуправления в колледже в современных условиях

 

 

На современном этапе  развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что  студенты все больше чувствуют необходимость  объединения для реализации собственных  интересов и потребностей, защиты своих прав.

Наиболее лучшим образом  социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация  студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.

В педагогической науке ученые и практики отрабатывают модели самоуправления как средства результативности подготовки специалистов в разных звеньях. В  практику вошли такие структурные  элементы самоуправления, как: студенческие кафедры, факультетские советы старост (старостаты), общественные деканаты, студенческие советы (центры) и пр., сложились определенные модели студенческого самоуправления. Так,  в индустриальном колледже до недавнего времени функционировала модель студенческого самоуправления, в основу которой была положена деятельность студенческой профсоюзной организации. (См. Приложение 1)

В настоящее время самоуправление в студенческих коллективах разных уровней должно выйти   на новый  виток своего развития, что обусловлено  несколькими факторами. Во-первых, изменилась государственная политика в отношении  системы образования вообще и  среднего профессионального в частности;

во-вторых, обострился интерес  со стороны государственных органов  к организации, качеству и результативности воспитательной работы в ОУ, что  отражается в ряде официальных документов;

в-третьих, наблюдается повышение  деятельностной активности студентов в отношении своей жизни в период обучения;

в-четвертых, отмечается увеличение количества педагогов образовательных  учреждений (на примере колледжа), проявляющих  заинтересованность в жизни студентов;

и, наконец, владение навыками управления и самоуправления для  сегодняшних выпускников образовательных  учреждений разных уровней становится одним из необходимых условий  их успешной самореализации в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности.

Таким образом, возникает  объективная необходимость в  построении новой модели студенческого  самоуправления, способной послужить  средством  подготовки студентов к профессиональной деятельности в современных условиях.

С целью изучения мнения студентов о студенческом самоуправлении, выявления существующих проблем в его организации в колледже, нами было проведено анкетирование «Студенческое самоуправление: оценка состояния и перспективы развития» (См. Приложение 2).

В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:

  • Определить  информированность студентов колледжа о студенческом самоуправлении.
  • Определить мотивы участия/ неучастия студентов в самоуправлении
  • Выяснить отношение студентов к органам студенческого самоуправления.
  • Выявить предпочтительные для студентов формы студенческого самоуправления.
  • Определить, как студенты понимают роль студенческого самоуправления.
  • Выявить склонность студентов к проявлению общественной активности.

В проведении анкетирования  приняли участие студенты 1-5 курсов колледжа в количестве 283 чел.

Анализ результатов анкетирования  показал, что студенты колледжа не сомневаются в нужности и значимости студенческого самоуправления и вместе с этим высказывают определенную неудовлетворенность положением дел.

Абсолютное большинство  опрошенных студентов сходятся во мнении, что студенческое самоуправление является необходимой и неотъемлемой частью жизни учебного заведения (88,1% против 11,9%). При этом почти треть студентов (29,6%) принимают участие в работе органов самоуправления, остальные  студенты по тем или иным причинам не задействованы в их работе. (См. Табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Участвуете ли Вы в деятельности органов студенческого самоуправления?»

Да

29,6 (%)

Нет, но раньше участвовал

25 (%)

Не знаю о студенческом самоуправлении

22,7 (%)

Нет, мне это не надо

12,6 (%)

Нет, мало об этом знаю

10,1 (%)


 

Практически каждый третий студент  участвует в самоуправлении «для интереса», далеко немногие видят  на данный момент в этом возможность  саморазвития, личностного роста  и совсем малый процент опрошенных считает, что они сами способны принести пользу своему учебному заведению, участвуя в существующих формах студенческого самоуправления. (См. Табл. 2)

Таблица 2

Причины участия в деятельности органов самоуправления

это интересно

31,9 (%)

это способствует моему личностному  росту 

6,9 (%)

я могу принести пользу своему колледжу

3,2 (%)

затрудняюсь назвать конкретную причину

1,6 (%)

под давлением со стороны  администрации (преподавателей)

0,5 (%)

не знаю о формах самоуправлении в колледже

45,6 (%)

нет ответа

10,3 (%)


 

Информацию о формах и  деятельности органов студенческого  самоуправления примерно каждый третий студент (39,6%) узнает от представителей студенческого самоуправления, которые сами информируют о своей деятельности, каждый седьмой (13,9%) - из объявлений на стендах и листовок, каждый восьмой (12,8%) - от преподавателей, рассказывающих о самоуправлении в колледже, 2,5% - от знакомых, такое же число студентов (2,5%) – из других источников. В качестве других источников чаще всего указывалось: «я сам (-а) являюсь членом органов самоуправления». Больше четверти опрошенных (28,6%) игнорировали данный вопрос анкеты (по причине неосведомленности о деятельности органов самоуправления - 23%).

Вопрос, вязанный с оценкой  органов студенческого самоуправления в колледже, показал, что более 80% опрошенных считают, что результаты приносят огромную пользу для студентов и колледжа в целом, хотя есть и ответы, когда студенты указывают, что результаты видны лишь узкому кругу активистов и что-то делается, но хотелось бы лучше.

Информация о работе Развитие студенческого самоуправления в образовательных учреждениях СПО в современных условиях