Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:46, курсовая работа
Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни рассматривается как важнейшая составляющая развития общества, государства. Ориентиры развития российского общества сформулированы в формате «Стратегии - 2020», исходя из которой, одним из ведущих направлений в системе профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемого самоценного элемента целостного образовательного процесса. [11]
Опираясь на современный опыт организации студенческого самоуправления в ряде отечественных вузов, колледжей [1], а также на исторически сложившиеся традиции школьного самоуправления, мы определили студенческое самоуправление в колледже как форму организации студенческого коллектива, обеспечивающую студентам право на самостоятельное руководство своей деятельностью, содержание которого составляют разработка, принятие и осуществление собственных решений по реализации разных направлений своей жизни и деятельности в процессе профессиональной подготовки в образовательном учреждении.
На наш взгляд, важнейшими и отличительными признаками студенческого самоуправления в учреждениях СПО являются:
Современная система средне-профессионального образования должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе локальных средств массовой информации и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права избирать и быть избранным в руководящие органы, а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.
Самоорганизация, являющаяся
основой самоуправления, открывает
перед учащимися различных
Процесс демократизации в учебных заведениях всех уровней идет сегодня крайне медленно и неуверенно. И это понятно. Возникла принципиально новая управленческая ситуация: одним и тем же объектом должны управлять два субъекта управления различной социальной природы: директор, как представитель административной власти, и орган студенческого самоуправления (студенческий совет или иная какая-либо форма), как представитель власти общественности. Между тем, укоренившийся за долгие десятилетия авторитарный стиль управления крепко сидит в сознании и привычках педагогов. Отказ от него и замена на демократический стиль- дело чрезвычайно сложное.
На пути создания студенческих
активов сегодня возникает
1. Невнимание общества к процессу демократизации в учебных заведениях.
2. Низкий уровень
3. Недемократичность управления
образованием: отсутствие заинтересованности
администрации учебного
4. Отсутствие положительной
мотивации: нет поддержки и
понимания со стороны
5. Недостаточность нормативно-
6. Сложность демократического механизма управления.
7. Отсутствие достаточного
научно-методического
8. Плохая информированность
студентов о деятельности
9. Личный фактор: боязнь
ответственности, зависимость
Несмотря на существующие проблемы в развитии и функционировании, в целом студенческое самоуправление в ССУЗах можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.
Развитие же студенческого самоуправления в ОУ СПО должно основываться на появлении новых форм студенческой самоорганизации; на вовлечении студентов в соуправление учебным заведением; на решении проблем формирования профессиональной культуры, социального и духовно-нравственного развития завтрашних специалистов, раскрытия их творческого потенциала, что станет фундаментом в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов.
3 Развитие студенческого самоуправления в колледже в современных условиях
На современном этапе развития общества неуклонно возрастает общественная активность студенческой молодежи. И, прежде всего, она выражается в развитии студенческого движения. Это происходит по той причине, что студенты все больше чувствуют необходимость объединения для реализации собственных интересов и потребностей, защиты своих прав.
Наиболее лучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление.
В педагогической науке ученые и практики отрабатывают модели самоуправления как средства результативности подготовки специалистов в разных звеньях. В практику вошли такие структурные элементы самоуправления, как: студенческие кафедры, факультетские советы старост (старостаты), общественные деканаты, студенческие советы (центры) и пр., сложились определенные модели студенческого самоуправления. Так, в индустриальном колледже до недавнего времени функционировала модель студенческого самоуправления, в основу которой была положена деятельность студенческой профсоюзной организации. (См. Приложение 1)
В настоящее время самоуправление в студенческих коллективах разных уровней должно выйти на новый виток своего развития, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, изменилась государственная политика в отношении системы образования вообще и среднего профессионального в частности;
во-вторых, обострился интерес
со стороны государственных
в-третьих, наблюдается повышение деятельностной активности студентов в отношении своей жизни в период обучения;
в-четвертых, отмечается увеличение количества педагогов образовательных учреждений (на примере колледжа), проявляющих заинтересованность в жизни студентов;
и, наконец, владение навыками
управления и самоуправления для
сегодняшних выпускников
Таким образом, возникает объективная необходимость в построении новой модели студенческого самоуправления, способной послужить средством подготовки студентов к профессиональной деятельности в современных условиях.
С целью изучения мнения студентов о студенческом самоуправлении, выявления существующих проблем в его организации в колледже, нами было проведено анкетирование «Студенческое самоуправление: оценка состояния и перспективы развития» (См. Приложение 2).
В качестве задач исследования были выдвинуты следующие:
В проведении анкетирования приняли участие студенты 1-5 курсов колледжа в количестве 283 чел.
Анализ результатов
Абсолютное большинство опрошенных студентов сходятся во мнении, что студенческое самоуправление является необходимой и неотъемлемой частью жизни учебного заведения (88,1% против 11,9%). При этом почти треть студентов (29,6%) принимают участие в работе органов самоуправления, остальные студенты по тем или иным причинам не задействованы в их работе. (См. Табл. 1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Участвуете ли Вы в деятельности органов студенческого самоуправления?»
Да |
29,6 (%) |
Нет, но раньше участвовал |
25 (%) |
Не знаю о студенческом самоуправлении |
22,7 (%) |
Нет, мне это не надо |
12,6 (%) |
Нет, мало об этом знаю |
10,1 (%) |
Практически каждый третий студент участвует в самоуправлении «для интереса», далеко немногие видят на данный момент в этом возможность саморазвития, личностного роста и совсем малый процент опрошенных считает, что они сами способны принести пользу своему учебному заведению, участвуя в существующих формах студенческого самоуправления. (См. Табл. 2)
Таблица 2
Причины участия в деятельности органов самоуправления
это интересно |
31,9 (%) |
это способствует моему личностному росту |
6,9 (%) |
я могу принести пользу своему колледжу |
3,2 (%) |
затрудняюсь назвать конкретную причину |
1,6 (%) |
под давлением со стороны администрации (преподавателей) |
0,5 (%) |
не знаю о формах самоуправлении в колледже |
45,6 (%) |
нет ответа |
10,3 (%) |
Информацию о формах и деятельности органов студенческого самоуправления примерно каждый третий студент (39,6%) узнает от представителей студенческого самоуправления, которые сами информируют о своей деятельности, каждый седьмой (13,9%) - из объявлений на стендах и листовок, каждый восьмой (12,8%) - от преподавателей, рассказывающих о самоуправлении в колледже, 2,5% - от знакомых, такое же число студентов (2,5%) – из других источников. В качестве других источников чаще всего указывалось: «я сам (-а) являюсь членом органов самоуправления». Больше четверти опрошенных (28,6%) игнорировали данный вопрос анкеты (по причине неосведомленности о деятельности органов самоуправления - 23%).
Вопрос, вязанный с оценкой
органов студенческого