Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:46, курсовая работа
Духовно-нравственное становление молодежи, подготовка ее к самостоятельной жизни рассматривается как важнейшая составляющая развития общества, государства. Ориентиры развития российского общества сформулированы в формате «Стратегии - 2020», исходя из которой, одним из ведущих направлений в системе профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемого самоценного элемента целостного образовательного процесса. [11]
Введение
Духовно-нравственное становление
молодежи, подготовка ее к самостоятельной
жизни рассматривается как
Содержание и ориентиры
Актуальность проблемы развития самоуправления в учреждениях среднего профессионального образования отмечена в таких государственных документах, как «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»; «Приоритетный Национальный проект «Образование». [11]
Практика показывает, что учреждения профессионального образования во многом сохранили опыт, традиции воспитательной работы. В колледжах города Салавата продолжают функционировать студенческие советы, но при этом их деятельность характеризуется недостаточной результативностью студенческого самоуправления, необходимостью изменений в структуре, отсутствием практических навыков. Все это повышает требования к развитию самоуправления в учреждениях среднего профессионального образования.
Таким образом, актуальность проблемы развития студенческого самоуправления в учреждениях среднего профессионального образования обусловлена:
Цель курсовой работы – на основе
анализа сущности и особенностей
студенческого самоуправления в
образовательных учреждениях
Задачи:
1 Сущность и формы развития студенческого самоуправления в России
История развития студенческого самоуправления России тесно связана с развитием высшей школы и имеет свою специфику. [2]
Различные «прообразы» студенческого
самоуправления стали появляться в
1755 г., когда по указу Елизаветы
был открыт Московский университет.
Немного позднее студенческое самоуправление
получило развитие в Санкт-Петербургском,
Дерптском и Казанском
В начале XIX в. положение и статус высшего образования в Российской империи существенно изменились. В 1804 г. правительство предоставило университетам автономию. С 20-х гг. ХIХ в. власти, опасаясь распространения среди молодёжи революционных идей, начали ограничивать автономию и вмешиваться в быт студентов. После подавления восстания декабристов и воцарения Николая I к дисциплинарным мерам добавился жёсткий контроль над умами студентов и преподавателей. По новому уставу 1835 г. университетская автономия отменялась. Развитие студенческого самоуправления в целом, правовое положение университетской молодёжи соответствовали правовому состоянию общества в самодержавной России, где отсутствовала свобода слова, собраний, союзов, печати и др. Устав рассматривал студентов как «отдельных посетителей университета» и не допускал любых коллективных действий, в том числе и создания касс взаимопомощи, библиотек, читален. Запрещались землячества - традиционные объединения учащихся, выходцев из одной местности или выпускников одного учебного заведения. Администрация вмешивалась в частную жизнь студентов. Власть старалась не оставить никакой возможности для развития студенческого самоуправления.
Бурное развитие капитализма в России заставило самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы. Устав, утверждённый Александром II в июне 1863 г., восстановил автономию университетов, определил правила поведения студентов в учебном заведении и вне его стен, отменил форменную одежду, но при этом студенты не получили корпоративных прав и подлежали суду, избираемому из состава профессоров университета. Коллективные действия студентов были запрещены. Создание любых студенческих организаций представляло собой протест против существующего строя, что приводило и к активной политической борьбе.
Начиная с первых студенческих волнений в 1861 г., власти относились к университетам как источнику "беспорядков". Предотвратить выступления молодёжи правительство пыталось не только запретами и репрессиями. В 1901 и 1905 гг. оно пошло на некоторые уступки: в университетах были введены «временные» правила и «временная» автономия; студентам разрешили устраивать собрания, создавать организации и т. д. Продолжение политики в этом направлении открывало возможность и для законного развития студенческого самоуправления.
Формы студенческого самоуправления претерпевали значительные модификации: общества, корпорации, конвенты, позже появляются институт старост, студенческая милиция, студенческий суд чести, студенческие «сходки».
В России самоуправление привлекло педагогов как форма развития демократических обществ, отношений. В начале XX в. теоретические и практические основы самоуправления были разработаны С. Т. Шацким, А. У. Зеленко, Н. Н. Иорданским, В. П. Кащенко, Д. И. Петровым, Г. И. Россолимо, И. Г. Розановым и др.
Октябрьская революция 1917 года, приведшая к изменениям в политической, экономической и культурной жизни России, не могла не затронуть системы образования, что в свою очередь предопределило основные тенденции в развитии студенческого самоуправления. Политика Советского государства, с первых дней ориентированная на модернизацию высшей школы, предполагала достижение нескольких целей, в том числе привлечение молодежи к организации внутривузовской жизни, т.к. это должно было ускорить процесс формирования советской системы высшего образования. В этот период были предприняты меры по предоставлению студенчеству более широких прав в управлении делами вуза.
Дальнейшее становление и развитие студенческого самоуправления характеризуется, во-первых, значительным усилением влияния студентов (выходцев из рабочих и крестьян) на все сферы внутривузовской жизни, и, в первую очередь, на учебно-воспитательный процесс. Во-вторых, приобретением студенческим самоуправлением нового направления в своем развитии. Пролетаризация высшей школы создала благоприятные условия для внедрения постулатов социалистических идей и моноидеологизации высшей школы. Теперь оно способствовало подготовке молодежи к участию в управлении производством, системой образования, в том числе высшей школой и другими сферами. В-третьих, усилением влияния ячеек Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ) и профсоюзных секций, начавших концентрировать в своих руках функции, свойственные, в современном представлении, органам студенческого самоуправления. В дальнейшем эта тенденция привела к полному и окончательному поглощению органов студенческого самоуправления комсомольскими и профсоюзными организациями, что явилось закономерным результатом влияния политической системы, сложившейся в государстве.
Анализируя процесс развития студенческого самоуправления, основываясь на ряде документов, а также исследованиях, проведенных В.В. Украинцевым, Н.Л. Сафразян, А.И. Кривеньким и др., можно сделать вывод, что до конца 1980-х полноценного студенческого самоуправления, в авторском понимании, в вузах Советского Союза фактически не было.
В конце 1980-х гг. интерес к проблемам студенческого самоуправления также был актуальным и отвечал уже новым социальным настроениям общества, связанным с перестройкой и демократизацией. [10]
Это было время интенсивных
поисков оптимальной модели
Студенчество того времени воспринимало участие в самоуправленческих процессах как весьма острое и значимое. Однако преодоление технократического подхода к высшему образованию и, соответственно, к воспитанию студенчества осуществлялось достаточно медленно. Медленно утверждалось понимание: студент - основной объект и активный субъект учебно-воспитательного процесса в вузе, вуз существует для его обучения и развития.
Среди форм студенческого самоуправления наиболее распространёнными стали: орган общественной самодеятельности (студенческий совет, студенческий клуб, студенческий деканат); самостоятельная общественная организация; студенческая профсоюзная организация; отделение городской, региональной, всероссийской общественной организации.
Основными направлениями деятельности органов студенческого самоуправления в вузе являлись: организация и проведение культурно-массовых мероприятий; организация и проведение спортивных мероприятий; информационное обеспечение; организация научно-исследовательской работы; социальная защита; содействие в решении социально-бытовых вопросов; содействие в трудоустройстве; оказание юридических консультаций. [6]
Современные исследования показывают, что набор основных функций студенческого самоуправления в целом определился на Советском этапе его развития, а ядро этих функций, и связанные с ним методы работы органов самоуправления, до сих пор сохраняются в большинстве образовательных учреждений.
2 Содержание понятия «студенческое самоуправление», особенности и специфика организации в учреждениях СПО
Современная педагогическая литература дает нам следующее толкование термина «студенческое самоуправление» - это форма управления, предполагающая активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся жизнедеятельности образовательного учреждения или его отдельных подразделений, защите прав и интересов обучающихся, включение студентов в различные виды социально значимой деятельности. [3]
Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед образовательным учреждением. [8]
А.С. Прутченков в целом определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности ребенка (иными словами - способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности). [7]
В настоящее время проблема студенческого самоуправления является одной из важнейших проблем профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Это обусловлено тем, что выпускник ССУЗа, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать не только знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими умениями как неотъемлемым результатом профессиональной подготовки.
Анализ современных
Изучение роли самоуправления в студенческих коллективах [5] показывает, что в качестве одного из главных факторов, стимулирующих рост коллектива, выступает осознание субъектами своей ответственности и самостоятельности, что возможно лишь при известной степени зрелости коллектива в целом и каждого его члена в отдельности. Однако для того, чтобы переход к самоуправлению как более высокой форме организации коллектива стал реально возможен, необходимо с самого начала, формировать студенческий коллектив как педагогический; всемерно укреплять его на первых стадиях его жизни, проводя через разные виды усложняющейся деятельности, способствующей развитию самостоятельности; постепенно изменять методы руководства коллективом, переходя от прямых к косвенным.