Развитие персонала на предприятии ОАО «Сибиряк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ управление персонала на предприятии «Сибиряк»
Задачи: дать определение персонал, управление персонала, классификация персонала, формы обучения, методы обучения, дать анализ предприятию, дать рекомендации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1.Развитие персонала – основа эффективной деятельности предприятия …………………………………………………………………5
1.1. Понятие связанные с предметом исследования ………………………5
1.2 Функции управления персонала……………………………………….10
1.3 Направление, методы и программы профессионального обучения………………………………………………………………………..11
1.4 Формы обучения и повышения квалификации персонала…………14
2. Управление развитием персонала на предприятии на примере «ОАО»
«Сибиряк»……………………………………………………………………16
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………16
2.2 Организационная структура предприятия…………………………….20
2.3 Профессиональное обучение персонала предприятия………………..25
3. Рекомендации относительно развития трудового потенциала……….28
3.1 Виды и цель обучающей деятельности предприятия…………………28
3.2 Подготовка и переподготовка рабочих кадров………………………...29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список используемой литературы…………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

курсовик сибиряк.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Перечисленные задачи процесса обучения определяют многие сферы его применения. Приоритетность тех или иных задач в обучении будет зависеть от того, какие ставит перед собой организация.

Повышение квалификации работников предприятия осуществляется разными методами.

Методы обучения персонала – это способы, при которых достигается овладение знаниями, учениями, навыками, методами.

В результате повышения квалификации рабочие могут получить вторую профессию, либо специальность.

Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и практических навыков.

В пределах профессии выделяют специальности – вид деятельности, требующий дополнительных знаний и навыков для выполнения работы на конкретном участке производства.[11, 23с.]

Трудовой потенциал – означает возможности, как отдельного лица, так и всего общества, в какой-либо области, которые могут быть использованы для достижения определенной цели. Таким образом, трудовой потенциал характеризует не только возможности человека, но и наличие у него определенных созидательных способностей, которые при необходимости могут быть им реализованы.

С теоретической и практической точки зрения, трудовой потенциал – это конкретные работники, трудовые, творческие и предпринимательские способности которых рассматриваются не как определенная данность и постоянная величина, но как непрерывно изменяющийся и развивающийся в заданных условиях резерв роста производительности труда, повышения конкурентоспособности организации.

Совокупность учебных мероприятий в концерне объединяют долговременные программы, разовые семинары, учебно-информационные беседы с руководителем, учебная практика, самообразование.

Инструктаж – разъяснение и демонстрация приемов работы непосредственно на рабочем месте. Он является, как правило, непродолжительным и ориентирован на освоение конкретных операций и процедур.

Ротация – самостоятельное обучение сотрудника за счет перемещения на другую должность с целью приобретения новых навыков.

Наставничество – метод изучения профессии за счет работы с профессионалом либо под наблюдением опытного человека.

Лекция – традиционный способ обучения, представляющий собой монолог преподавателя для нескольких учеников.

Практические ситуации – анализ и групповое обсуждение конкретных ситуаций.

Деловые игры – обучение в ходе коллективного действия в модельных ситуациях. Они эффективны для выработки практических навыков. [8, 385-386с.]

 

 

1.2. Функции управления  персоналом

Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на  удовлетворение определённых потребностей предприятия.

В современной литературу выделяется достаточно много функций управления персоналом. На основе анализа имеющийся литературы можно выделить следующие функции управления персоналом:

- планирование персонала, определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а так же времени их использования. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку по времени она опережает все другие его функции;

- определение способов привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне, а сколько изнутри;

- маркетинг персонала – обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны наиболее подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров;

- подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников;

- адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие;

- планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника;

- мотивация персонала - побуждение работников к добросовестному и инициативному труду, реализации организационных целей;

- руководство персоналом;

- управление расходами на персонал (сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, соц. расходы  и т.д.);

- организация рабочего места, позволяющая оптимально использовать потенциал сотрудника и дающая ему возможность проявить себя в трудовой деятельности;

- обеспечение оптимального распорядка работы: составление графиков работы, отпусков, замены в случае болезни или прогулов и т.п.;

- кадровое делопроизводство: сбор, хранение и учёт анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т.д.;

-  управление информацией;

- оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала;

- контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организация порядка;

- управление конфликтами, создание в организации климата исключающего возникновение деструктивных конфликтов;

- правовое регулирование трудовых отношений;

- налаживание партнёрских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал;

- обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников;

- социальное обеспечение сотрудников;

- обеспечение репутации фирмы, её позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами власти [10, с 29-32].

1.3Направления, модели и программы профессионального обучения

Основными причинами, обуславливающими необходимость профессионального обучения и переподготовки персонала, являются:

      недостаток квалифицированной рабочей силы или региональном уровне;

      увеличивающаяся стоимость рабочей силы как важнейшего производственного ресурса;

      конкуренция, требующая сокращения затрат и более эффективного использования трудовых ресурсов;

      технологические изменения, предполагающие новыми знаниями и переподготовку работников;

      появление новых производственных процессов;

      укрупнение производства, требующее новых навыков управления и координации деятельности внутренних подразделений предприятия;

      подготовка к занятию новой, более высокой должности;

      развитие потенциала работников;

      рост объема производства и реализации продукции;

      социальная ответственность предприятия за своих работников.      [6, 182с.]

Цели обучения с точек зрения работодателей и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В.Барц и Х. Шайбл считают, что позиции работодателя целями непрерывного обучения являются: организация и формирование персонала управления; овладение умением определять, понимать и решать проблемы; воспроизводство персонала; гибкое формирование персонала; адаптация; внедрение нововведений. [7, 297с.]

Точка зрения наемного работника. Барц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования: поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации; приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности; приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы.

Мотивацией непрерывного обучения является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации. Обучение уже сложившегося профессионала, работающего в организации, важно в первую очередь для самой организации. [7, 298с.]

Существуют различные направления профессионального обучения, каждое из которых нацелено на решение специфических проблем организации. Основными направлениями являются:

1) первичное обучение в соответствии с задачами и спецификой работы предприятия. Хорошо разработанная и четко продуманная система первичного профессионального обучения, которая осуществляется на двух уровнях: среднее профессиональное образование (ПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы). Создавались при соответствующем крупном предприятии, что позволяло обучающимся совмещать обучение с прохождением производственной практики, формировать целостную картину производственного процесса. Предприятия, в свою очередь, осуществляли целенаправленную подготовку специалистов, учитывая собственные нужды. Это помогало удовлетворять потребность в новых работниках, а совмещение обучения и практики существенно сокращало сроки адаптации новичков на рабочем месте.

После экономических реформ, данная система была частично утрачена. Большинство предприятий находились в плачевном финансовом состоянии и не могли позволить содержать на своем балансе учебные заведения на фоне массового сокращения рабочих мест и производства, но теперь, когда ощущается острая нехватка работников рабочих специальностей и инженерно-технического персонала, некоторые крупные предприятия и промышленные холдинги приступают к возрождению системы первичного обучения, открывая ПТУ и ВУЗы.

2) обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и возможностями исполнителя. Даже в том случае, если подбор и найм работника произведен по всем правилам, остается разрыв между требованиями рабочего места и возможностями исполнителя. Это связано, прежде всего, с тем, что каждая организация имеет специфические черты в системе распределения труда. В погоне за укреплением своих позиций на рынке компании стремятся разработать более эффективную систему организации производства, укрупнить рабочие места, увеличивая нагрузку. Это, в свою очередь, создает необходимость непрерывного совершенствования исполнителей.

3) обучение для получения общей квалификации. Темпы развития современного бизнеса, переход от функциональной к процессной модели организации производства предъявляют повышенные требования к общей деловой эрудированности подготовленности специалистов. Доказано, что чем выше сотрудник поднимается по служебной лестнице, тем большее значение приобретает широта его профессиональной подготовки. Узкая специализация важна, в первую очередь, для специалистов исполнительского уровня, в то время как руководители должны уметь продемонстрировать стратегическое мышление, умение принимать решения с учетом всех аспектов деятельности предприятия. [1, 233-234с.]

4) обучение по новым направлениям деятельности организации. Данный вид обучения становится особенно актуальным тогда, когда организация готовится изменить направление своей деятельности или добавить новые виды деятельности. В этом случае многие организации предпочитают осуществить дополнительную переподготовку уже имеющихся сотрудников вместо того, чтобы нанимать новых. Это обусловлено тем, что старые сотрудники уже знакомы с правилами поведения в организации, имеют более высокий уровень лояльности (приверженности) к ней, разделяют её корпоративные ценности;

5) обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций. Этот вид обучения применяется масштабно перед внедрением новых технологий в организации. Например, широкое распространение компьютеров привело к необходимости дополнительного обучения сотрудников практически всех специальностей по овладению компьютерной грамотностью. То же самое касается и массового использования Интернета как способа получения и распространения информации. [1, 235с.]

Применяют пять базовых моделей обучения:

1) обучение без отрыва от производства в специализированных учреждениях;

2) обучение в специализированных учебных заведениях с отрывом от производства;

3) самостоятельное обучение с аттестацией через экстернат в специализированных учреждениях;

4) самообразование через аттестации;

5) обучение на рабочем месте; [8, 387с.]

Можно выделить несколько программ обучения:

      церемония приема;

      вводное обучение для вновь принятых;

      подготовка специалистов для занятия управленческих должностей;

      переподготовка для получения новой специальности;

      повышение квалификации при сохранении должности;

      расширение знаний в смежных областях;

      психологический тренинг;

      обучение посредством выполнения ответственных поручений;

      стажировка в различных отделах фирмы;

      заграничная стажировка;

      систематическая оценка;

      привлечение к семинарам и конференциям. [8, 388с.]

1.4Формы обучения и повышения квалификации персонала

Помимо направлений профессионального обучения и повышения квалификации. Выделяют несколько форм повышения квалификации, которые отличаются друг от друга по разным параметрам. Рассмотрим основные из них:

1. в зависимости о того, кто проводит программу повышения квалификации, выделяют повышение квалификации работников на фирме (внутрипроизводственное) и за её пределами (внешнее). Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются для работников собственной фирмы, называются внутренними. При этом не имеет значения, где именно проводятся эти мероприятия. К внутрифирменному повышению квалификации относятся самообучение, обмен опытом, организация семинаров силами собственных сотрудников.

Информация о работе Развитие персонала на предприятии ОАО «Сибиряк»