Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:29, курсовая работа
Объектом исследования для выполнения курсовой работы являются учебные пособия разных авторов по менеджменту и управлению организацией, а также практические материалы РУП «Молодечненский завод металлоконструкций».
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Понятие и сущность организационных структур управления, эволюция видов и типов организационных структур управления, факторы, влияющие на изменение организационной структуры управления……………………..…5
1.1. Понятие и сущность организационных структур управления………..…...5
1.2. Эволюция видов и типов организационных структур управления, факторы, влияющие на изменение организационной структуры управления…….......................................................................................................8
2. Краткая организационно-экономическая характеристика РУП «Молодечненский завод металлоконструкций»; характеристика и анализ особенностей функционирования действующей организационной структуры управления, её эффективность.…………………………..….………………… 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика РУП «Молодечненский завод металлоконструкций»……………………………………….………….. 18
2.2. Характеристика и анализ особенностей функционирования действующей организационной структуры управления, её эффективность………….…… 25
3. Рекомендации, предложения по совершенствованию организационной структуры управления и пути их реализации ……………………………….. 30
3.1. Рекомендации и предложения по совершенствованию организационной структуры управления……………………………………………….………….30
3.2. Пути реализации мероприятий по совершенствованию организационной структуры………………………….……………………………………………..31
Заключение……………..………………………………………………………...33
Список использованных источников……………..…………………………….35
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Развитие организационных структур управления»
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и сущность
организационных структур
1.1. Понятие и сущность
организационных структур
1.2. Эволюция видов
и типов организационных
2. Краткая организационно-
2.1. Организационно-экономическая
характеристика РУП «
2.2. Характеристика и
анализ особенностей
3. Рекомендации, предложения
по совершенствованию
3.1. Рекомендации и
предложения по
3.2. Пути реализации
мероприятий по
Заключение……………..…………………………………
Список использованных
источников……………..…………………………….
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является проведение анализа эффективности организационной структуры РУП «Молодечненский завод металлоконструкций» и разработка мер по ее совершенствованию.
Известное исследование Бернса показывает, что работа в организации может быть разделена и скоординирована совершенно различными способами. Для того, чтобы это было сделано успешно, выбранные средства (то есть организационная структура) должны соответствовать обстоятельствам и условиям, сложившимся в данной организации и ее внешнему окружению. Таким образом, то, что является оптимальным для одной организации, может не быть таковым для другой, а также то, что хорошо для организации в этом году, может не устраивать ее в следующем, не говоря уже о том, что будет через 10 лет.
Это не означает, что существует одна и только одна подходящая для вашей организации структура: в зависимости от конкретных условий из нескольких различных структур одна может быть более, а другая менее подходящей. Ни одна из них, по всей видимости, не будет абсолютно эффективной, но некоторые из них будут отвечать нуждам Вашей организация больше, чем другие. Бернс определил два вида структур организации: механистические и органические. Он считал, что в разных случаях подходящими будут различные структуры. В органических структурах инструкций значительно меньше.
Предполагается, что люди, принимая во внимание относящуюся к делу информацию и советы, решают вместе, как наилучшим образом достичь целей компании.
Органические структуры поддерживают любые связи и взаимодействие, по вертикали или по горизонтали, которые содействуют выполнению работы. Континуум между механистической и органической структурами позволяет найти в его рамках место разным структурам, первая из которых пригодна при стабильных условиях, а вторая - при управлении инновациями и в условиях неопределенности.
Согласно Бернсу, организацию нужно рассматривать как совокупность трех социальных систем: формальная система руководства, структура карьеры и политическая система.
Если в организации будет выбрана одна из неподходящих структур, то в результате появятся структурные проблемы, которые приведут к снижению производственных характеристик организации и почти наверняка станут источником стрессов для сотрудников организации. Обычно вопрос не в том, “все или ничего”, “эта структура или другая”, значительно чаще имеет место случай, когда отдельные элементы структуры уже не годятся.
Эти утверждения представляют основные положения так называемой «ситуационной теории организационной структуры». Очень широко принятые сейчас, эти идеи противоположны многим ранее написанным работам по вопросам организации, целью которых было установление универсальных принципов правильного управления, применимых при любых обстоятельствах. Ситуационная теория направлена на изучение основных особенностей ситуации, в которой находится организация особенностей самой организации и ее окружения — которые будут определять тип структуры, более или менее подходящей для этой организации.
В целом, то, какие структуры будут подходящими, а какие - не будут, определяется рядом взаимосвязанных факторов, таких как: размер организации, тип рынка сбыта, технология - на которых основана деятельность организации.
Поэтому тема курсовой работы «Организационные структуры управления» является актуальной для всех организаций.
Для достижения этой цели необходимо:
- изучить понятие и сущность организационных структур управления;
- охарактеризовать виды
и типы организационных
- изучить факторы,
влияющие на выбор
- дать краткую организационную
характеристику РУП «
- проанализировать особенности
функционирования действующей
- разработать рекомендации
и предложения по
Объектом исследования для выполнения курсовой работы являются учебные пособия разных авторов по менеджменту и управлению организацией, а также практические материалы РУП «Молодечненский завод металлоконструкций».
Предмет исследования
Методы исследования
Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.
Первые суть отношения
по поводу принятия и реализации управленческих
решений и движения информации между
так называемыми линейными
Если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
Увеличение количества
элементов и уровней в ОСУ
неизбежно приводит к многократному
росту числа и сложности
Структура организации
включает в себя все средства, с
помощью которых
- распределение различных видов деятельности между компонентами организации;
- координация деятельности этих компонентов.
Действительно, без структуры, привлеченные к работе люди, были бы просто неуправляемой толпой, или, в лучшем случае, совокупностью независимых групп, а не организацией. Структура - одна из основных характеристик организации независимо от того, будь это теннисный клуб или благотворительное общество, рабочий кооператив или транснациональная корпорация.
Основными характеристиками организационной структуры являются разделение на отделы (отделения, секторы и т.д.), а также подотчетность и подчиненность.
Проблемы структуры
могут приобретать некоторый «
Изменение структуры обычно происходит медленно и спокойно, по мере того как выявляются новые проблемы и приходится модифицировать организационное устройство для того, чтобы с ними справиться. Например, должностные инструкции изменяются с целью включения новых обязанностей, появляется необходимость проконсультировать, какую-то часть персонала по некоторым вопросам, создается рабочая группа для решения определенных задач или происходит разделение обязанностей между, только что, образовавшимися секторами на основе традиций и практики.
Информация о работе Развитие организационных структур управления