Развитие малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Стратегия развития малого бизнеса на предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

1. Стратегия развития малогобизнеса………………………………………...…5

1.1. Понятие и сущность стратегии развития малого бизнеса…………………5

1.2. Виды и типы стратегий развития малых предприятий…………………….7
1.3. Выбор стратегии развития малого бизнеса………………………………..14


2. Стратегия развития ООО«Спецмонтажстрой»……………………………..18
2.1. Характеристика деятельности ООО «Спецмонтажстрой»……………….18
2.2. Стратегия развития предприятия…………………………………………..23
2.3. Предложения по совершенствованию стратегии развития ООО «Спецмонтажстрой»……………………………………………………………..26


Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы...……………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Стратегия_развития_малого_бизнеса (2).docx

— 81.51 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………….………..3
1. Стратегия развития малогобизнеса………………………………………...…5
1.1. Понятие и сущность стратегии развития малого бизнеса…………………5
1.2. Виды и типы стратегий развития  малых предприятий…………………….7

1.3. Выбор стратегии развития малого бизнеса………………………………..14

2. Стратегия развития ООО«Спецмонтажстрой»……………………………..18

2.1. Характеристика  деятельности ООО «Спецмонтажстрой»……………….18

2.2. Стратегия  развития предприятия…………………………………………..23

2.3. Предложения  по совершенствованию стратегии  развития ООО «Спецмонтажстрой»……………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………32
Список  литературы...……………………………………………………………35
 
 

 

Введение 

      Развитие  малого бизнеса в России может  стать мощным рычагом для решения  комплекса политических, финансово-экономических  и социальных проблем: формирования прогрессивной структуры экономики  и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, увеличения валового внутреннего продукта, снижения уровня безработицы и обеспечения  занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих  мест, уменьшения размера социальных трансфертов, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами.

      В настоящее время наиболее значительным сдерживающим фактором дальнейшего  стратегии развития малого бизнеса в России является острая нехватка собственных финансовых средств у субъектов малого бизнеса, а также граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, для восполнения оборотных средств и расширения предпринимательской деятельности.

     Условия рыночной экономики, организация производства с различными формами собственности и хозяйствования требуют более тщательного и системного подхода к анализу состояния предприятия и необходимости разработки стратегии. В условиях рыночных отношений, самостоятельности, ответственности предприятий за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций ориентации в возможностях и перспективах, оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Предприятие нуждается в выработке внутренней стратегии на основе современных принципов менеджмента.

     Основное  назначение стратегии создание комплекса  конкурентных преимуществ для достижения успеха бизнеса в долгосрочной перспективе.

     На  каждом предприятии должна быть разработана  система стратегического управления с ее центральной частью при руководстве  и соответствующими группами в основных структурных единицах. Назначение системы - своевременно формулировать цели развития, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей.

     Успех стратегии предприятия гарантируется  при взаимном уравновешивании теории и практики экономической стратегии; при соответствии стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию стратегического руководства.

     Для любого предприятия необходима разработка стратегии (цели) его развития, что  является достаточно сложной задачей  для руководства. Процедура формирования целей включает в себя: постановку целей, которые определяют промежуточные  этапы в достижении стратегической цели предприятия. При внутреннем использовании  с помощью планирования персонал управления предприятия проводит выработку  стратегии деятельности предприятия  на действующем или новом рынках, а также определяет круг проблем  и задач для достижения намеченных целей.

      Цель  исследования данной курсовой работы – стратегия развития малого бизнеса на примере малого предприятия ООО «Спецмонтажстрой».

      Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    • рассмотреть теоретические основы стратегии развития малого бизнеса;
    • проанализировать стратегию развития малого предприятия ООО «Спецмонтажстрой»;
    • предложить пути совершенствования стратегии развития ООО «Спецмонтажстрой».

      Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 

 

  1. Стратегия развития малого бизнеса
    1. .  Понятие и сущность стратегии развития малого бизнеса
 

     Слово «стратегия» греческого происхождения  и означает «искусство развертывания  войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел  в обиход специалистов, теорию и  практику менеджмента.

       В менеджменте стратегия рассматривается  как долгосрочное качественно  определенное направление развития  организации, касающееся сферы,  средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.

       Задача стратегического управления  состоит в обеспечении такого  взаимодействия организации со  средой, которое позволяло бы  ей поддерживать ее потенциал  на уровне, необходимом для достижения  ее целей, и тем самым давало  бы ей возможность выживать  в долгосрочной перспективе.

     Стратегическое  планирование не является второстепенной задачей управления, а стоит на первом месте, когда речь идет о распределении  финансовых, материальных и трудовых ресурсов фирмы [11, c. 72].

       Стратегия распадается на множество  конкурентоспособных действий и  подходов к бизнесу, от которых  зависит успешное управление  фирмой.

       Суть стратегического управления  заключается в том, что в  организации, существует четко  организованное комплексное стратегическое  планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

     Каждая  фирма, разрабатывая индивидуальную стратегию  или группу стратегий, стремится  организовать свою деятельность таким  образом, чтобы эффективность всех внутренних процессов была наивысшей.

       Для того чтобы определить  стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление не  только о внутренней среде  организации, ее потенциале и  тенденциях развития, но и о  внешней среде, тенденциях ее  развития и месте, занимаемом  в ней организацией. При этом  внешнее окружение изучается  стратегическим управлением в  первую очередь для того, чтобы  вскрыть те угрозы и возможности,  которые организация должна учитывать  при определении своих целей  и при их достижении.

       Безусловно, тот факт, что у предприятия  имеется стратегия, очень важен,  но на этом нельзя поставить  точку, так как необходимо выяснить, насколько эффективна имеющаяся  стратегия.

       Выбор конкретного направления  изменения стратегии означает, что  из всех возможных путей корректировки  стратегии, открывавшихся перед  предприятием, решено выбрать одно  направление, которое больше всего  подходит. Новые действия и подходы  покажут возможные пути изменения  и преобразования текущей стратегии. 

     Но  единой стратегии для всех организаций  не существует. Каждая организация  уникальна в своем роде, поэтому  и процесс выработки стратегии  для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации  на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик  производимого ею товара или оказываемых  услуг, состояния экономики, культурной среды и т. д. [8, c. 25].

       Таким образом, разработка стратегии  предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия.

      1.2. Виды и типы стратегий развития малых предприятий

 

     В конкурентной борьбе с крупными фирмами  малый бизнес использует свои главные  преимущества: гибкость, мобильность, территориальную маневренность. При  этом можно выделить четыре основных стратегии малых фирм, цель которых  состоит в том, что бы свести к  минимуму остроту конкуренции с  крупными фирмами и наилучшим  образом использовать свои преимущества. Первые две стратегии относятся к самостоятельному развитию малой фирмы, две другие связаны с возможностями встраивания малой фирмы в деятельность крупной [7, c. 63].

      1. Стратегия копирования. В рамках  данной стратегии малая фирма  может пойти по одному из  двух путей: выпускать по лицензии  марочный продукт крупной фирмы  или осваивать и выпускать  «копию», прообразом которой является  какой-нибудь оригинальный продукт.

      2. Стратегия оптимального размера.  Она заключается в освоении  мелкомасштабных и специализированных  рынков, тех областей деятельности, в которых крупное производство  неэффективно, а оптимальным является  малое предприятие (например, небольшие  магазины, кафе, предприятия в сфере  бытовых услуг, ориентированные,  в частности, на удовлетворение  узкоспециализированного или особого  спроса: единичные заказы, индивидуальные  и элитные товары, услуги и  стили; выпуск нестандартного  оборудования или малосерийных  изделий, реализация начальных  этапов высокорискованных проектов  и т. д.). В этих сферах деятельность  крупных фирм затруднена в  силу недостаточной прибыли, высоких  расходов на заработную плату,  высокого риска, нетехнологичности.

      3. Стратегия участия в продукте  крупной фирмы. В рамках крупного  производства наибольшие издержки  приходятся на участки мелкого  и малотехнологичного производств.  Крупной фирме часто выгоднее  отказаться от этих видов работ,  закупая отдельные детали и  комплектующие у малых предприятий.

       Малая фирма получает возможность  гарантированного субподрядного  заказа и связанные с этим  преимущества. Чтобы избежать опасной  зависимости от крупной фирмы,  малые предприятия часто используют  тактику «ограничения доли оборота,  приходящейся на одного крупного  клиента», согласно которой они  стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, двадцати процентов.

     4. Стратегия использования преимуществ  крупной фирмы. Исследования показали, что более половины вновь созданных  предприятий распадается из-за  недостатка финансовых ресурсов, из-за неумения управлять и  планировать, ориентироваться в  ситуациях рыночной экономики.  Решение этой ситуации может  быть найдено с помощью системы  взаимовыгодного партнерства крупного  и малого предпринимательства  – франчайзинга [7, c. 72].

     Франчайзинг – это система договорных отношений  между крупной и малой фирмой, согласно которой крупная фирма обязуется снабжать малую фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса: предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях: сдает в аренду свое оборудование. Малая фирма обязуется иметь деловые контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес по правилам последней и перечислять ей определенную договором долю от суммы продаж.

       Как правило, крупная фирма  требует от такого малого предприятия  первоначального крупного вознаграждения  за право оперировать на рынке  от ее имени и под ее торговой маркой. Франчайзинг чаше всего используется в сфере розничной торговли, ресторанах быстрого обслуживания.

       Термин «франчайзинг» (от франц. franchise) означает «льгота, привилегия».  Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю,  — это возможность использовать  уже отработанные и оправдавшие  себя технологии, уже известную  и популярную марку, возможность  обучаться и получать по ходу  дела необходимые консультации. Все эти возможности могут  предоставить, то есть, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т. е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать. Система ведения бизнеса под названием «франчайзинг» как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации. Возникнув в автомобильной промышленности в виде передачи фирме-дилеру исключительного права на сбыт продукции автомобильной корпорации «Дженерал Моторс», франчайзинг стал широко использоваться в торговле и общественном питании, автосервисе, гостиничном бизнесе, бытовом обслуживании и ремонтно-строительных работах, деловом и профессиональном обслуживании [7, c. 74].

Информация о работе Развитие малого бизнеса