Развитие, концепции и направления менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Содержание

Введение
Глава 1. Этапы развития менеджмента
1.1 Предпосылки и источники формирования менеджмента
1.2 Этапы развития менеджмента в мире
Глава 2. Развитие, концепции и направления менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Вова.docx

— 53.04 Кб (Скачать)

     Еще одна научная школа классического  направления менеджмента разработана  немецким ученым Максом Вебером (1864-1920гг.), она предполагала анализ компании как  бюрократической организации.

     Бюрократические правила и процедуры являют собой  стандартный способ взаимодействия: к каждому из сотрудников предъявляются  одни и те же требования, все они  руководствуются одними и теми же правилами. Именно бюрократия позволила  многим организациям добиться высокой  эффективности деятельности, и не носила в подходе Вебера негативного смысла.

     В целом период доминирования классического  направления менеджмента был  плодотворным - появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность. Следует обратить внимание на развитие школы человеческих отношений (гуманистический менеджмент). Приверженцы этого направления уделяли основное внимание психологии отношений, поведению людей, их потребностям, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Обычно выделяют три области гуманистического направления менеджмента: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм.

     Классическая  школа менеджмента в недостаточной  степени учитывала человеческий фактор как основополагающий элемент  эффективности организации. Поэтому  в 30-50гг. XX в. получила распространение  неоклассическая школа, а в ее составе - школа человеческих отношений, перенесшая центр тяжести в управлении с выполнения производственных задач  на отношения между людьми.

     Возникновение этой школы непосредственно связано  с именем немецкого психолога  Гуго Мюнспгербергера (1863-1916гг.), переехавшего в США. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов, был одним из основателей психотехники (отбор кадров, тестирование, совместимость  и т.д.). В своей работе «Психология  и промышленная эффективность», получившей широкую известность, он сформулировал  принцип отбора людей на руководящие  должности.

     Особая  заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит  психологу Элтону Мейо (1880-1949гг.), проведшему «хатторнские эксперименты» в городке  Хатторн вблизи г. Чикаго на предприятиях фирмы «Вестерн Электрик». Они продолжались с 1927 по 1933 гг. и не имеют аналогов по масштабности и длительности.

     Суть  концепции, развивающейся в русле  человеческих отношений, состоит в  разработке рабочих заданий в  соответствии с принципом мотивации, когда работники получают возможность  полностью реализовать свой потенциал  и тем самым удовлетворить  свои высшие потребности.

   К наиболее известным представителям относят Абрахама Маслоу (1908-1970гг.). Психоаналитик и ученый-теоретик, он пришел к выводу, что существует иерархия потребностей, основу которой  образуют физиологические потребности, на которые опираются потребности  в безопасности, принадлежности, самоуважения и, наконец, само актуализации. Основываясь  на этой теории Дуглас Макгрегор сформулировал  Теорию Х и Теорию У. Классический менеджмент основывается на первой из них, а вторая - более реалистична  и полна. Предположения теории У  сводятся к тому, что нет врожденной неприязни к труду, внешний контроль и санкции - не единственный и не самый эффективный способ контроля (мотивации), большинство работников способны проявлять изобретательность  и что, наконец, потенциал интеллекта «среднего» индивида используется далеко не полностью. Их исследования способствовали возникновению в 60-е годы особой управленческой функции "управление персоналом". Теория Маслоу была использована в качестве основы многих моделей  мотивации труда, в том числе  поведенческих подходов (бихевиоризма).

     Эта одна из областей гуманистического менеджмента  предполагает использование научных  методов для изучения поведения  людей. Корни подхода уходят в  психологию, социологию, экономику. Главная  задача бихевиоризма - идентификация  и анализ движущих мотивов поведения, взаимодействие работника с другими  людьми в организационной среде.

     Появление нового направления непосредственно  связано с переходом от экстенсивных к интенсивным методам управления производством.

   Также следует обратить внимание на количественную школу науки управления.

   Эта школа сформировалась в 50-е гг. XX в. и существует, совершенствуясь, до настоящего времени. Она привела  к углублению понимания сложных  управленческих проблем, благодаря  разработке и применению моделей. Широко использованы количественные методы в  помощь руководителям, принимающим  решения в сложных ситуациях.

     Наиболее  известными представителями этой школы  являются Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер, Р. Люс, Л. Клейн и др.

     В школе науки управления различают  два главных направления: производство рассматривается как «социальная  система», во-первых, и используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ («РС»), во-вторых.

     Школой  было разработано большое количество принципов, правил, подходов и т.д. Ученые считают, что внедрение новых  методов менеджмента отражает стремление компаний к достижению высоких результатов  в условиях НТР, усиления социальных начал, росту постиндустриальных элементов  жизнедеятельности фирм - информационных, безотходных, космических, биологических  технологий, расширение и усложнение правовой базы, новых форм конкуренции, типов послепродажного обслуживания и т.д.

     Назовем лишь некоторые новые эффективные  подходы: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация (конгломераты), теория Z, бюджетирование (с нулевой  базой), кружки качества, портфельный  менеджмент, интрапренерство.

     Системный подход рассматривает процессы и  явления в виде совокупных целостных  элементов, структур, движущих ими. Системы  имеют иерархическое устройство, горизонтальные и вертикальные связи, системам присущи определенные функции, центростремительные и центробежные тенденции, обратные связи (помимо прямых), экзогенные и эндогенные факторы  развития.

     Системы делятся на закрытые, функционирующие  изолированно (независимо) от внешней  среды, и открытые - связанные с  метасистемой, внешним воздействием. Простые и сложные системы  различаются деревом целей.

     Системный подход в 60-70-е гг. становится универсальной  идеологией менеджмента, а системный  анализ - общепризнанным инструментарием.

     Ситуационный  или кейзовый подход (кейз-ситуация) является и способом мышления и набором  конкретных действий. Разработанный  в Гарвардской школе бизнеса (США) этот подход направлен на выработку  ситуационного мышления и непосредственное использование полученных теоретических  знаний, ведет к анализу реальных ситуаций и принятию типологичных решений. Ситуационный подход, в отличие от процессного и даже системного, чаще используют в нестандартных случаях, в ситуациях неопределенности, неожиданного нестандартного реагирования окружающей среды. Подход такого рода воспитывает  у менеджеров особые качества: гибкость, предвидение, умение принять запрограммированные  решения в нестандартных ситуациях, быть оригинальными в достижении целей. Это управление антикризисного типа, массовых расстройств типичного  хода процесса, катаклизмов и т.п.

     Рассмотрение  ситуации как важного явления  было предвосхищено еще Мери П. Фоллет в 20-е гг. Однако лишь значительно  позже это вошло в «жизнь менеджмента».

     Учет  ситуаций очень важен и при  сравнении стилей управленческой культуры в различных странах.

     В описываемый период появились заметные различия и в национальных (страновых) подходах. Наиболее ярко это видно  при сравнении американской, японской и европейской традиции.

     Исходя  из исторической периодизации развития менеджмента, можно выделить 3 основных направления развития теории и практики менеджмента - это товарная концепция (конец ХIX- начало ХХ века), сбытовая (30-50-е годы) и маркетинговая (с конца 50-х, начала 60-х годов). Подобные деление достаточно условно, ибо в настоящее время даже в развитых странах можно встретить отдельные отрасли, строящие свою деятельность на всех перечисленных концепциях.

     Период  господства товарной концепции характеризовался тем, что менеджмент занимался главным  образом производственными проблемами, касающимися мощности производства, способов организации труда и  количества выпускаемой продукции. Это направление связано, прежде всего, с классическими теориями менеджмента, научной организации  труда (Тейлор, Мейо). Менеджеры этого  направления, уделяли определенное внимание рынкам своей продукции, но вопросы, относящиеся к производству, считались более важными, чем  вопросы определения и развития рынков. Для этого периода характерным  являлось то, что обычно спрос превышал предложение и сбыт продукции  не требовал специальных усилий.

     Поворот к сбытовой концепции происходит тогда, когда предложение начинает превышать спрос. В течение этого  периода проблемы сбыта – в  широком понимании - приобретает  наибольший вес. Позиции сбытчиков  и маркетолов усиливается, их функции  пересматривается главным образом  в сторону расширения ответственности. Мерой эффективности работы сбытовика, а, следовательно, и вознаграждения, чаще всего оказывается объем продаж, которого ему удалось добиться. Хотя прибыль и не игнорируется, сбытовик не несет за её размеры прямой ответственности. Считается, что повышение объема продаж автоматически ведет к увеличению прибыли. Наиболее значительным результатом развития сбытовой фазы является сознание значимости рыночных проблем и начало широкого проведения рыночных исследований.

     Переход к маркетинговому направлению связан с заинтересованностью менеджмента  в прибыли и отдаче капитала, а  не только в объеме продаж. Сдвиг  в представлениях об управлении производством, произошедший вследствие перехода от сбытовой концепции к маркетинговой, можно представить как переход  от системы «качество на риске  покупателя» к системе «качество  на риске продавца». Сбытовая концепция  была связана только с объемом  продаж. Маркетинговая же означает ориентацию на потребителя.

     В рамках традиционной сбытовой концепции  инженеры разрабатывают продукт, производственники  создают его, а сбытовики должны его продать. Современная маркетинговая  концепция же предполагает, что производственный процесс необходимо начинать с исследования рынка и покупательского спроса, чтобы обеспечить надежную, достоверную  базу для планирования всей производственной деятельности, её ориентацию на покупателя. При этом подразделения, ответственные  за сбыт, должны участвовать во всех стадиях менеджмента – планировании, организации, руководстве (мотивации) и контроле.

     Таким образом, исторически периодизация менеджмента показывает зависимость  его развития, прежде всего от внешних  условий и, прежде всего от исторического  этапа общества. С другой стороны, менеджмент, как специфическая область знаний о законах управления организациями начинает складывается в конце ХIХ- начале ХХ веков.

     Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

     С промышленной революцией связано выделение  трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих.

     На  этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных  основах.

     Промышленная  революция дала толчок развитию теоретических  исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

     Нельзя  не отметить огромного вклада английского  социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

     В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.

     Однако  до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается  в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.

Информация о работе Развитие, концепции и направления менеджмента