Развитие, концепции и направления менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Содержание

Введение
Глава 1. Этапы развития менеджмента
1.1 Предпосылки и источники формирования менеджмента
1.2 Этапы развития менеджмента в мире
Глава 2. Развитие, концепции и направления менеджмента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовик Вова.docx

— 53.04 Кб (Скачать)

     А.И  Кравченко рассматривает 5 таких  революций:

     Первая - в период формирования рабовладельческих  государств на Древнем Востоке (Шумера, Египет и Аккада).

     Вторая  – связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (свод законов  управления).

     Третья  – достижения Навуходоносора -2 (эффективные  методы управления и контроля качества продукции).

     Четвертая – совпадает с великой индустриальной революцией 18-19 веков, которая стимулировала  развитие европейского капитализма.

     Пятая – эпоха монополистического капитализма, первые школы бизнеса и система  профессионального обучения руководителей.

     Первый  этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

     Второй  этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предположил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

     Третий  этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», зарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

     Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической науки, оказывающей решающее воздействие на человека в системе управления.

     Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории «X» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «У» - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

     Шестой  этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открыта система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходило установление взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И.Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г.Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д.

     Седьмой этап относится к 80-м гг., они ознаменовались появлением новых подвидов управления, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, который был успешно применен Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

     Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

  • возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
  • создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
  • усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Развитие, концепции и направления  менеджмента

  Управление  зародилось примерно семь тысяч лет  назад, но только с конца 19 века и  особенно в 20-м, с развитием социального  рыночного хозяйства, менеджмент выделился  в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации  и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем  и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как  достижение цели с учетом ресурсных  ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения  более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента  породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Поэтому  мы, если особо не оговаривается, будем  пользоваться термином управление - менеджмент как синонимичными (сближающимися  понятиями) и не становиться на позицию  ортодоксальности (существует, де мол, только классика - менеджмент предприятия - организации).

  Первая  управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры). На управленцев тех далеких  веков возлагалась необходимость  координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления.

     Древние греки большое внимание, помимо общегражданских  функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры  как титанический (основанный на силе) и политический.

     Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями  было со временем децентрализовано, что  улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших  определенную власть и права в  решении гражданских дел.

     Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя  Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными  группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

     Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также  эффективные методы организации  работы текстильных мануфактур и  контроля качества продукции.

     Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а  затем - строительно-производственным этапом.

     В средние века наиболее совершенной  была административная иерархия Римской  католической церкви, построенной по принципу функционализма.

     Заметный  вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный  и политический деятель Никколо  Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

     Созрела система акционерного капитала, руководитель-собственник  постепенно был заменен наемным  управляющим, а менеджмент превратился  в самостоятельную область жизнедеятельности.

     Обратите  внимание на содержание основных этапов развития менеджмента.

     Классическое  направление менеджмента включало в себя три области: собственно научный менеджмент, административный менеджмент и концепцию бюрократических организаций.

     Если  «донаучный менеджмент» (примерно с 1845 по 1900гг.) состоял в поисках управления фабриками и людьми на них работающими, причем это делалось относительно бессистемно, то 1-й этап его осмысленно зафиксированного формирования связывают с собранием  Американского общества инженеров - механиков в 1886г. На нем Генри  Тауном был прочтен доклад «Инженер в роли экономиста». В докладе-презентации  была высказана мысль, чтобы инженеров  должно интересовать нечто большее, чем техническая эффективность, а именно подсчет затрат, доходов  и прибылей. На презентации присутствовал  тот, чьи идеи заложили принципы и  направления развития американской промышленности. Это был Фредерик Уинсенд Тейлор (1856-1915г.), «отец научного менеджмента». Капитализм «на стыке веков» вступал в свою новую монополистическую стадию, полным ходом шла техническая революция, принесшая миру электричество в быту и электричество в производстве, телефонную связь, двигатели внутреннего сгорания (автомобили и самолеты), конвейер Форда и трубопроводы Нобеля, автоматические механизмы и оружие (пулемет Максима), жилье с «удобствами» и новый рост производительности труда. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленеческих «дедовских» методов.

     До  Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего, целью  же его подхода стало создание системы организации труда, базирующейся на экспериментальных данных по расчленению  физического труда и его организации на составные части и последующем анализе этих частей для определения наименьших затрат ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при достижении максимальных результатов.

     У классического научного менеджмента  были такие недостатки, как непризнание  различия между индивидами, отсутствие учета возрастающих потребностей рабочих, игнорирование предложений рабочих.

     Следующая область классического менеджмента  получила известность как административные принципы, приверженцы которых основное внимание уделяли организации в  целом и таким функциям менеджмента  как планирование, организация, командная  цепочка, координация и контроль.

     Основной  вклад в развитие административного  менеджмента внесли француз Анри Файоль (1841-1925гг.) и Мари Паркер Фоллет.

     В своей наиболее известной работе «Общее и промышленное управление» (1916г.) он выделяет 14 базисных принципов  управления, некоторые из них сохраняют  значимость и в наше время. Например, единовластие, единство направления - единый план - один менеджер, разделение труда, скалярная цепочка управления. Краеугольным камнем концепции Файоля являлось деление предприятия как  организма на две сферы: материальную и социальную. Первая была изучена, второй Файоль посвятил всю жизнь. Администрирование, составляя часть управления, тем не менее, по Файолю, весьма существенна. В значительной степени успех зависит от опыта администратора, его способностей и таланта, здесь не может быть строгой регламентации, наподобие хронометрирования. Деятельность по управлению есть администрирование, и оно подразделяется на такие операции как планирование, организация, контроль и мотивация.

     Из  качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно выделял компетентность и приобретение опыта.

     Заслуга Файоля заключалась и в том, что  он разделил все функции управления на общие (относящиеся к любой  сфере деятельности) и специфические.

     Фоллет  пыталась совместить концепции школ «научного управления», административную и школу человеческих отношений.

     Интересны и полезны были исследования Честера  Барнарда в области «неформальной  организации». Такая структура, как  считал автор, существует внутри любой  организации - ее образуют естественным образом сложившиеся социальные группы. Неформальные отношения представляют собой мощную силу, которая может  мешать, но и может быть использована в целях повышения эффективности  организации.

Информация о работе Развитие, концепции и направления менеджмента