Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний в области коммерческой деятельности, а также рассмотреть последовательность развития коммерческой деятельности.
Исходя из поставленной цели, в курсовой работы основными задачами будут:
- изложить понятия и сущности коммерческой деятельности;
- описать роль коммерческой деятельности в развитии экономических отношений;
- представить историю развития коммерческой деятельности в России;
- показать пример коммерческой деятельности на основе имеющейся информации.
Введение 3
1. Теоретические аспекты развития коммерческой деятельности в России 5
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности 5
1.2 Место коммерческой деятельности в истории развития экономических отношений 10
1.3 Зарождение коммерческой деятельности на Руси 12
1.4 Внешняя торговля России XV – XVII вв 21
1.5 Развитие коммерции в России начала XIX – конца XX вв 29
2. Особенности коммерческой деятельности в сфере услуг на примере рекламного агентства ООО «Балтик - Медиа» 34
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия ООО «Балтик-медиа» 34
2.2 Сущность коммерческой деятельности рекламного агентства «Балтик - Медиа» 38
2.3 Организационная структура ООО «Балтик-медиа» 41
2.4 Процесс оказания рекламных услуг 43
2.5 Основные технико-экономические показатели деятельности организации 46
2.6 Анализ и рекомендации по совершенствованию организации коммерческой деятельности ООО «Балтик - Медиа» 50
Заключение 53
Список использованных источников 55
По мере развития рыночных отношений, составляющие элементы коммерческой деятельности будут подвергаться качественным изменениям. С переходом к рынку усиливается значимость овладения работниками торговли знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности.
1.2 Место коммерческой деятельности в истории развития экономических отношений
Коммерческая деятельность как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Коммерческая деятельность – это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной коммерческой идее. Коммерсантом-предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.
Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места. Коммерческая деятельность – это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное – чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.
Коммерческая деятельность – историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие коммерческой деятельности, являющейся продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего.
Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах, перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных не равновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.
По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамично социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в коммерческой деятельности становится неприспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Непросто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Коммерческая деятельность все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.
1.3 Зарождение коммерческой деятельности на Руси
Первые упоминания о российских предпринимателях относятся к IХ – X вв. По данным древнерусских летописей, на которые ссылается Н. М. Карамзин в своей работе «История государства российского», основным занятием в то время была торговля с иноземцами. В России становление торговли относят к IX-XIII вв. Центрами древнерусских городов были рынки («торг», «торжище»). В IX в. в Киевской Руси с возникновением товарно-денежных отношений ускорилось развитие торговли. Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников, внешнюю - купцы. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X-XI вв. торговых посредников (посреднических групп) - прасолов, офеней, коробейников, купцов. Эти термины российского происхождения трактуются следующим образом.
Прасол - посредник, который собирает товар непосредственно от производителей и направляет его в определенные торговые или сортировочные пункты, откуда этот товар поступает в более крупные распределительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, медь, воск, смола, меха, лен, т.е. товары главным образом природного происхождения со сравнительно небольшими трудовыми затратами на добычу и переработку и характерными преимущественно для России.
Офеня (коробейник) - странствующий торговец, развозящий повсюду мелочный товар. Если прасол максимально был приближен к производителям продукции, то офеня - к конечному потребителю (покупателю).
Купечество - особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
В Древней Руси применительно к купеческому сословию употреблялись в основном два термина - «купец» и «гость». Предпринимателей, занимающихся внешней торговлей, называли в то время «гостями», а горожан, ведущих торговлю в пределах страны, – «купцами». Таким образом, можно говорить о наличии в княжеской Руси начала Хв. как внутренней, так и внешней торговли. Однако внутренняя торговля не давала «барышей», так как существовавший натуральный обмен товарами производился более или менее близко к их стоимости.
Стоимость иностранных товаров назначалась «гостями». Широкий спрос на пряности, дорогие ткани, вина со стороны богатых земельных собственников позволял получать огромные торговые прибыли. Интенсивный товарный обмен происходил в центрах ремесленного производства древнерусских городах.
Ремесленники Киевской Руси были мелкими предпринимателями. Он и не только производили изделия, но и выполняли предпринимательские функции: закупали сырье, сбывали готовую продукцию. А поскольку их благосостояние зависело от выручки за реализованную продукцию, то они были заинтересованы в ее увеличении, т. е. в получении прибыли. А в XI–XII вв. ремесло начинает переходить на более высокую стадию товарного производства: ремесленнику жене работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы.
Кроме ремесла, а в это время на Руси рождались более высоко организованные формы производства, которые стали характерны для России – артели и подряды.
В XI–XII вв. торговые люди обособляются в привилегированную группу городского населения, выделяющуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, возникают первые купеческие общества.
Энергично скупая сырье на внутренних рынках, новгородские купцы вывозили его в Западную Европу.
Но коммерческая деятельность правящей верхушки не ограничивалась внешней торговлей. Организацию княжеских и боярских сел X–XI вв. некоторые историки прямо называют «предпринимательством». Когда мы говорим, что в X–XI вв. появляются первые очаги частного землевладения, сначала княжеские, а потом и боярские села, прежде всего, возникает представление, что это крестьянские селения по аналогии с современными селами. Однако это охотничьи и рыболовные хозяйства. Таким образом, исторической предпосылкой развития коммерческой деятельности на Руси было образование класса земельных собственников, желающих и имеющих возможность обменивать свои натуральные продукты на товары иностранного происхождения. Данную потребность удовлетворяли предприниматели - гости и купцы, отбиравшиеся из военного сословия. За счет внешнеторговой деятельности, приносившей огромную торговую прибыль, происходило первоначальное накопление капитала. Местом для купли-продажи товаров натуральным способом были города, а время торговли ограничивалось специальными ярмарочными днями.
Купцы объединялись в купеческие артели, каждая из которых имела своего старосту – хранителя общего капитала. Татаро-монгольское иго, разорившее Русь и резко затормозившее торговлю с Византией и странами юго-восточного направления, практически не нанесло вреда северу страны. Новгородцы в этот период достигли величайшего торгового процветания и стали единственными посредниками между Западной Европой и всем населением Северного Востока.
В северо-восточной Руси со второй половины XIV века торговым центром стала Москва. В образовании Русского централизованного государства в XV - XVI вв. имела значение торговля между княжествами. Во внутренней торговле участвовали многие социальные группы (ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре), а также монастыри. Основной формой торговли в городах стали ежедневные рынки вместо еженедельных базаров. Возникли гостиные дворы. Развивались различные формы передвижной торговли, которой занимались скупщики, прасолы, коробейники и т.п. Однако остатки феодальной раздробленности и многочисленные внутренние таможенные пошлины задерживали развитие внутренней торговли. Для новгородского купечества наступают тяжелые времена. В ноябре 1494 г. Иван Грозный начинает кровавый поход против новгородского купечества. Наблюдается резкое сокращение численности предпринимателей в следствие политики массовых репрессий со стороны государства. Лишь очень небольшому количеству посчастливилось перебраться в Москву. По предварительным подсчетам, за годы правления Ивана IV Грозного погибло от репрессий около 60 тыс. человек при общем населении Руси 4,3 миллион человек. Происходит слияние предпринимательского сословия с другими слоями городского населения в одно сословие посадских людей. Естественно, все это тормозило развитие городского ремесла. Кроме того, от монгольского нашествия ремесла пострадали больше, чем сельское хозяйство. Монголы разрушали города, угоняли в плен ремесленников.
Когда в период нашествия монголов ремесло на время почти перестало существовать, а нужда в ремесленных изделиях осталась, крестьянам приходилось самим делать необходимые вещи. Естественно, стали выделяться люди, которые готовили изделия не только для себя, но и по заказам соседей или на продажу.
Таким образом, промыслы заняли «экономическую нишу» ремесла, заняли то место в хозяйстве, которое в западной Европе занимало городское ремесло. Этому способствовало еще одно обстоятельство – климатические условия российского сельского хозяйства. Полгода крестьянин свободен от сезонных полевых работ. С другой стороны, из-за тех же климатических условий урожайность была низкой, не обеспечивала крестьянина и его семью продуктами питания. Чтобы докупать их, надо было заработать деньги.
Началась специализация промыслов, а не ремесла. Специализация промыслов начинается уже в XVI в. И усиливается в XVII в. Промыслы напрямую зависели от феодалов. Иногда феодал выступал в качестве организатора – предпринимателя. Примером может служить много отраслевое хозяйство боярина Морозова.
В хозяйстве Морозова сочеталось использование крестьянских промыслов с организацией новых железоделательных, поташных и винокуренных заведений, достигавших иногда стадии мануфактуры. Эти заведения возникли в отраслях, связанных с государственным хозяйством и государственными потребностями. Естественно, на предприятиях Морозова использовался крепостной труд, а в традиционных промыслах практиковалась барщина, или продукция поступала боярину в виде оброка.
Промышленное предпринимательство Морозова сочеталось с оптовой торговлей. Он не только продавал хлеб, производимый в собственных имениях, но занимался также скупкой, перепродажей зерна и других сельскохозяйственных продуктов и вел экспортную торговлю хлебом и кожами. Морозов к тому же был еще и одним из крупнейшим ростовщиков.
Таким образом XVI–XVII вв. – это время становления частного промышленного предпринимательства. и, да их руководителями в голову не приходил вопрос о рентабельности. Промышленное предпринимательство позволило зародиться в России мануфактурному производству. Эти предприятия использовали наемный труд: работники получали окладное жалование.
В России путь к становлению самостоятельного и систематизированного торгового законодательства был намечен уже Соборным Уложением 1649 г. В XVII в. начинают объединяться небольшие местные рынки в один всероссийский рынок. Москва была центром формирования этого рынка. Оптовая и розничная торговля велась на ярмарках. Сбором налогов с торговли и таможенными сборами ведал Приказ Большой Казны. Развитию торговли содействовал Торговый устав, принятый 25 октября (4 ноября) 1653 г. царём Алексеем Михайловичем был подписан Указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров», положивший начало созданию единой таможенной системы на Руси.
Рост внутренней и внешней торговли России требовал установления определённых правил провоза товаров и уплаты государственной казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых из страны товаров. Основой для выработки уставной таможенной грамоты (Торгового устава) стала челобитная торговых верхов, поданная в августе 1653 г. Торговые люди Москвы и других городов требовали предоставления им права конфискации товаров, не объявленных в таможне; обязательной выдачи «выписей» с перечислением товаров торговцам, едущим в другие города; предоставления права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.
Информация о работе Развитие коммерческой деятельности в России