Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа
Всемирная туристическая организация определяет туризм как деятельность лица, которое путешествует по всей стране или за пределами всей страны, на срок, не превышающий 1 год, в целях отдыха, деловых целях или по другим мотивам, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
- по возрасту (детский, молодежный, среднего возраста, третьего возраста);
- по составу (индивидуальный, семейный, групповой);
- по социально-экономическому статусу (бизнес-туризм, конгрессный, образовательный, шопинг);
- по месту отдыха (внутренний, зарубежный);
- по ведущему занятию во время отдыха (альпинизм, спелеотуризм, рыболовный, охотничий и т.п.).
Классификация, в основе
которой лежит сочетание
- используемый транспорт (автобусный, авиационный, железнодорожный, водный, пешеходный, треккинг);
- роль в валютных трансферах (въездной, выездной);
- сезонность (летний, зимний, межсезонный).
1.3 Структура индустрии туризма
Индустрия туризма – крупный самостоятельный хозяйственный комплекс, состоящий из групп отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и постоянно возрастающего спроса на различные виды отдыха и развлечений в свободное время.
Оборот в индустрии туризма растет быстрыми темпами: 1950 г. – 55 млрд. экю, 1987 г. – 2000 млрд. экю. Сейчас оборот индустрии туризма равен ВНП Японии и составляет около 3 трлн. долларов США.
Индустрию туризма составляют предприятия, выпускающие товары и услуги, производство которых не может существовать без туризма:
- гостиничные предприятия;
- предприятия питания;
- транспортные предприятия;
- экскурсионные, туристские бюро и агентства;
- предприятия по производству сувениров;
- учебные заведения туристского профиля;
- информационные и рекламные службы;
- научно-исследовательские и проектные организации;
- туристского профиля;
- предприятия по производству туристских товаров.
Предприятия индустрии туризма производят конкретные туристские услуги, которые востребуются благодаря труду туроператоров, формирующих туристский продукт из всего многообразия туристских услуг. Поэтому можно сказать, что индустрия туризма – ресурсная база для деятельности туроператоров.
Специфические свойства индустрии туризма:
- ресурсная ориентация
в размещении туристских
- сезонный цикл в производстве туристских услуг;
- высокие требования
к уровню развития социальной
инфраструктуры и
Индустрию туризма характеризуют
самые высокие темпы роста
среди производственно-
Индустрия туризма играет важную роль в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как:
- увеличивает местный доход;
- создает новые рабочие места;
- развивает все отрасли,
связанные с производством
- развивает социальную
и производственную
- активизирует деятельность народных промыслов и развитие культуры;
- увеличивает валютные поступления;
- обеспечивает рост уровня жизни местного населения.
ГЛАВА 2 ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
2.1 Демографическая обстановка в России
Существенным
фактором, способным оказать большое
влияние на развитие детского туризма,
является демография, причем основной
интерес для данного
По данным Госкомстата, общая численность населения России составляет 143954391 человек. Численность населения моложе трудоспособного возраста (до 15 лет) – 26765307 человек (примерно 18,6% от общей численности), из них 17791856 (66,5%) – возрастная группа от 7 до 15 лет и 8973451 (33,5 %) – до 6 лет («Численность населения РФ по полу и возрасту», статистический бюллетень, Госкомстат России, М., 2002 г.) (см. таблицу №1)
Данные Госкомстата РФ на 1 января 2002 г., приведенные в таблицах, позволяют сделать следующие выводы:
- Удельный вес численности молодежи в общей численности населения России составляет 18,6%, причем более чем на половину (66,5%) данная возрастная группа представлена детьми 7-15 лет.
- Наиболее высокая численность детей в возрасте 7-15 лет преобладает в таких федеральных округах РФ, как Приволжский (22,8%), Центральный (22,4%) и Южный (16,4%). Однако если посмотреть по регионам, входящим в состав федеральных округов, картина несколько меняется. Наиболее высокой численностью обладают Москва и Московская область Центрального округа (8,5%), Санкт – Петербург и Ленинградская область Северо-Западного округа (3,6%), Краснодарский край Южного округа (3,5%), Республика Башкортостан Приволжского округа (3,3%) и Свердловская область Уральского округа (3%).
- Численность детей в возрасте 7-15 лет как в целом по России, так по отдельным ее регионам, является на сегодняшний день хорошим показателем для рынка детского туризма России. Как правило, туристский рынок России ориентируется на две возрастные группы: 7-15 лет и 16-54-59лет. Туристский рынок экономически развитых стран рассматривает и третью составляющую – пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 г. на тысячу лиц трудоспособного возраста приходится 306 детей, что составляет 30,6%, а значит, почти треть рынка потребителей – дети.
Таблица 1
Пятерка регионов по каждому федеральному округу РФ с наибольшей численностью населения в возрасте моложе трудоспособного | |||||||
Регион |
Все население чел. |
0-15лет |
Уд. вес в общей численности, % |
0-6 лет |
Уд. вес в возрастной гр., % |
5-17 лет |
|
Центральный федеральный округ | |||||||
Москва и Московская область |
14948893 |
2339879 |
15,7 |
821192 |
35,1 |
1518687 |
64,9 |
Воронежская область |
2414654 |
408451 |
16,9 |
130938 |
32,1 |
277513 |
67,9 |
Белгородская область |
1498046• |
272081 |
18,2 |
88058 |
32,4 |
184023 |
67,6 |
Тульская область |
1690025 |
261924 |
15,5 |
84525 |
32,3 |
177399 |
67,7 |
Владимирская область |
1573853 |
260718 |
16,6 |
83398 |
32,0 |
177320 |
68,0 |
Северо-Западный федеральный округ | |||||||
город Санкт-Петербург |
6245798 |
949246 |
15,2 |
303171 |
31,9 |
646075 |
68,1 |
и Ленинградская область |
|||||||
Архангельская область |
1428944 |
265673 |
18,6 |
86113 |
32,4 |
179560 |
67,6 |
Вологодская область |
1301148 |
239365 |
18,4 |
77759 |
32,5 |
161606 |
67,5 |
Республика Коми |
1117212 |
214022 |
19,2 |
70632 |
33,0 |
143390 |
67,0 |
Мурманская область |
977559 |
164789 |
16,9 |
55581 |
33,7 |
109208 |
66,3 |
Южный федеральный округ | |||||||
Краснодарский край |
4987583 |
947077 |
19,0 |
325669 |
34,4 |
621408 |
65,6 |
Ростовская область |
4286156 |
760726 |
17,7 |
252944 |
33,3 |
507782 |
66,7 |
Республика Дагестан |
2179485 |
685577 |
31,5 |
276329 |
40,3 |
409248 |
59,7 |
Ставропольский край |
2642643 |
524337 |
19,9 |
177758 |
33,9 |
346579 |
66,1 |
Волгоградская область |
2636495 |
475016 |
18,0 |
156572 |
33,0 |
318444 |
67,0 |
Приволжский федеральный округ | |||||||
Республика Башкортостан |
4090601 |
888812 |
21,8 |
300578 |
33,8 |
588234 |
66,2 |
Республика Татарстан |
3768212 |
769340 |
20,4 |
256081 |
33,3 |
513259 |
66.7 |
Нижегородская область |
3598257 |
600910 |
16,7 |
196594 |
32,7 |
404316 |
67,3 |
Пермская область |
2923733 |
563021 |
19,3 |
191566 |
34,0 |
371455 |
66,0 |
Саратовская область |
2676432 |
478167 |
17,9 |
154025 |
32,2 |
324142 |
67,8 |
Уральский федеральный округ | |||||||
Свердловская область |
4544882 |
808090 |
17,8 |
268587 |
33,2 |
539503 |
66,8 |
Тюменская область |
3272198 |
693732 |
21,2 |
241038 |
34,7 |
452694 |
65,3 |
Челябинская область |
3628689 |
674104 |
15,6 |
224015 |
33,2 |
450089 |
66,8 |
Курганская область |
1074422 |
209522 |
18,5 |
67386 |
32,2 |
142136 |
67,8 |
Сибирский федеральный округ | |||||||
Красноярский край |
3015251 |
592171 |
19,6 |
197449 |
33,3 |
394722 |
66,7 |
Иркутская область |
2712858 |
572401 |
21,1 |
194372 |
34,0 |
378029 |
66,0 |
Кемеровская область |
2940521 |
540088 |
18,4 |
181426 |
33,6 |
358662 |
66,4 |
Новосибирская область |
2717427 |
480946 |
17,7 |
159481 |
33,2 |
321465 |
66,8 |
Алтайский край |
2620988 |
479633 |
18,3 |
162157 |
33,8 |
317476 |
66,2 |
Дальневосточный федеральный округ | |||||||
Приморский край |
2124730 |
388798 |
18,3 |
126677 |
32,6 |
262121 |
67,4 |
Хабаровский край |
1485765 |
279700 |
18,8 |
89404 |
32,0 |
190296 |
68,0 |
Республика Саха |
982910 |
253905 |
25,8 |
93043 |
36,6 |
160862 |
63,4 |
Амурская область |
982163 |
198256 |
20,2 |
65767 |
33,2 |
132489 |
66,8 |
Сахалинская область |
584730 |
109353 |
18,7 |
36037 |
33,0 |
73316 |
67,0 |
На развитие
рынка детского туризма существенное
влияние может оказать
Существует прогноз численности населения до 2016 г., сделанный Госкомстатом РФ («Предположительная численность населения РФ до 2016 года», Статистический бюллетень, Госкомстат России, М., 2002). Расчет предположительной численности населения осуществлялся по трем вариантам, с учетом показателей рождаемости, смертности и миграции.
С учетом долговременных
тенденций и последних
Таблица 2
Прогноз численности по возрастной группе 0-15 лет | |||
Год |
Численность, тыс. чел |
Общая численность населения, тыс. чел |
Удельный вес в общей |
2002 |
26765 |
143 954 |
18,6 |
2004 |
24 542 |
142 410 |
17,2 |
2005 |
23 604 |
141 725 |
16,6 |
2006 |
22866 |
141 065 |
16,2 |
2007 |
22 319 |
140 405 |
15,9 |
2008 |
21966 |
139 748 |
15,7 |
2009 |
21 822 |
139 092 |
15,7 |
2010 |
21 909 |
138 453 |
15,8 |
2011 |
21 961 |
137 804 |
15,9 |
2012 |
22 067 |
137 141 |
16,1 |
2013 |
22229 |
136 473 |
16,3 |
2014 |
22400 |
135 771 |
16,5 |
2015 |
22532 |
135 053 |
16,7 |
2016 |
22698 |
134 298 |
16,9 |
детский туризм отдых
Таблица 3
Прогноз численности населения младших возрастных групп | ||||
Год |
0-6 лет, тыс. чел |
Удельный вес в общей |
5-17 лет, тыс. чел |
Удельный вес в общей |
2002 |
8 973 |
33,5 |
17792 |
66,5 |
2004 |
9090 |
37,0 |
15452 |
63,0 |
2005 |
9 244 |
39,2 |
14360 |
60,8 |
2006 |
9389 |
41,1 |
13477 |
58,9 |
2007 |
9 625 |
43,1 |
12694 |
56,9 |
2008 |
9829 |
44,7 |
12137 |
55,3 |
2009 |
9999 |
45,8 |
11823 |
54,2 |
2010 |
10097 |
46,1 |
11812 |
53,9 |
2011 |
10 188 |
46,6 |
11773 |
53,4 |
2012 |
10253 |
46,5 |
11814 |
53,5 |
2013 |
10286 |
46,3 |
11943 |
53,7 |
2014 |
10277 |
45,9 |
12123 |
54,1 |
2015 |
10 223 |
45,4 |
12309 |
54,6 |
2016 |
10123 |
44,6 |
12575 |
55,4 |
Высокий вариант исходит из того, что наметившийся подъем рождаемости – долговременное явление. Согласно этому сценарию уровень рождаемости составит 1,57 рождений в 2015 г. при условии оптимистического варианта социально-экономического развития страны: роста экономической активности, повышения уровня и качества жизни.
Низкий сценарий
исходит из пессимистического варианта
социально-экономического развития. Предполагается,
что сохранение или ухудшение
сложившейся экономической
Средний вариант также исходит из того, что рост уровня рождаемости в 2000-2002 гг. – закономерное явление, и предполагает, что рост рождаемости постепенно замедлится, а ее уровень стабилизируется на отметке 1,4 рождения на 1 женщину.
После получения
окончательных результатов
Однако сегодня в разрезе возрастных групп данные по предположительной численности населения России приводятся по среднему варианту.
По данным, приведенным в таблицах, наблюдается следующая тенденция: численность детей возрастной группы до 15 лет будет уменьшаться вплоть до 2009 г., а, начиная с 2010 г., она вновь начнет расти. Тенденция объясняется низкой рождаемостью в России до 2000 г. и ее возможным постепенным ростом с 2003 г. до 2010 г.
Предполагается,
что численность детей в
Существующий
прогноз демографической
2.2 Особенности детского туризма
Детский отдых, имеющий непосредственное отношение к социальной сфере, – один из самых востребованных видов отечественного туризма. Пользуются спросом и экскурсионные программы для школьников – по туристическим центрам России и зарубежных стран, отдых и обучение за границей.
Как уже говорилось раньше, в России детский туризм имеет социальный статус. Самая крупная структура, финансирующая детский туризм, – Фонд социального страхования РФ (ФСС), в бюджет которого из года в год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей. На рынке детского туризма ФСС выступает в основном финансистом, выделяя ассигнования на приобретение путевок предприятиями и частными лицами, плательщиками единого социального налога. Безусловно, ФСС может приобретать путевки самостоятельно и распределять их среди своих страхователей. Однако в последнее время деятельность этой организации сводится к выделению средств и приему путевок к зачету. Вполне естественно, что, благодаря ежегодному финансированию, спрос на путевки в детские здравницы стабильно высок.