Разработка турисстического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Всемирная туристическая организация определяет туризм как деятельность лица, которое путешествует по всей стране или за пределами всей страны, на срок, не превышающий 1 год, в целях отдыха, деловых целях или по другим мотивам, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Работа содержит 1 файл

курсовик2.docx

— 75.38 Кб (Скачать)

- по возрасту (детский, молодежный, среднего возраста, третьего возраста);

- по составу (индивидуальный, семейный, групповой);

- по социально-экономическому  статусу (бизнес-туризм, конгрессный, образовательный, шопинг);

- по месту отдыха (внутренний, зарубежный);

- по ведущему занятию  во время отдыха (альпинизм, спелеотуризм, рыболовный, охотничий и т.п.).

Классификация, в основе которой лежит сочетание используемых ресурсов (горный, морской/озерный, городской, дачный, экскурсионный и т. п.). Классификация по следующим основаниям:

- используемый транспорт  (автобусный, авиационный, железнодорожный,  водный, пешеходный, треккинг);

- роль в валютных трансферах (въездной, выездной);

- сезонность (летний, зимний, межсезонный).

 

1.3 Структура индустрии туризма

 

Индустрия туризма – крупный самостоятельный хозяйственный комплекс, состоящий из групп отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и постоянно возрастающего спроса на различные виды отдыха и развлечений в свободное время.

Оборот в индустрии  туризма растет быстрыми темпами: 1950 г. – 55 млрд. экю, 1987 г. – 2000 млрд. экю. Сейчас оборот индустрии туризма равен ВНП Японии и составляет около 3 трлн. долларов США.

Индустрию туризма составляют предприятия, выпускающие товары и  услуги, производство которых не может существовать без туризма:

- гостиничные предприятия;

- предприятия питания;

- транспортные предприятия;

- экскурсионные, туристские  бюро и агентства;

- предприятия по производству  сувениров;

- учебные заведения туристского  профиля;

- информационные и рекламные  службы;

- научно-исследовательские  и проектные организации;

- туристского профиля;

- предприятия по производству  туристских товаров. 

Предприятия индустрии  туризма производят конкретные туристские услуги, которые востребуются благодаря  труду туроператоров, формирующих  туристский продукт из всего многообразия туристских услуг. Поэтому можно  сказать, что индустрия туризма – ресурсная база для деятельности туроператоров.

Специфические свойства индустрии  туризма:

- ресурсная ориентация  в размещении туристских предприятий;

- сезонный цикл в производстве туристских услуг;

- высокие требования  к уровню развития социальной  инфраструктуры и информационных  сетей.

Индустрию туризма характеризуют  самые высокие темпы роста  среди производственно-хозяйственных  межотраслевых комплексов (нефтепереработка, автомобилестроение, авиастроение, военно-промышленный комплекс) – 5 % в год.

Индустрия туризма играет важную роль в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как:

- увеличивает местный  доход;

- создает новые рабочие  места;

- развивает все отрасли,  связанные с производством туристских  услуг;

- развивает социальную  и производственную инфраструктуру  в туристских центрах;

- активизирует деятельность  народных промыслов и развитие  культуры;

- увеличивает валютные  поступления;

- обеспечивает рост уровня  жизни местного населения.

 

 

ГЛАВА 2 ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

 

2.1 Демографическая обстановка  в России

 

Существенным  фактором, способным оказать большое  влияние на развитие детского туризма, является демография, причем основной интерес для данного исследования вызывает анализ населения России по возрастному признаку от 7 до 15 лет, представляющий основной сегмент детского туристского рынка.

По данным Госкомстата, общая численность  населения России составляет 143954391 человек. Численность населения моложе трудоспособного возраста (до 15 лет) – 26765307 человек (примерно 18,6% от общей численности), из них 17791856 (66,5%) – возрастная группа от 7 до 15 лет и 8973451 (33,5 %) – до 6 лет («Численность населения РФ по полу и возрасту», статистический бюллетень, Госкомстат России, М., 2002 г.) (см. таблицу №1)

Данные Госкомстата  РФ на 1 января 2002 г., приведенные в  таблицах, позволяют сделать следующие  выводы:

- Удельный вес численности молодежи в общей численности населения России составляет 18,6%, причем более чем на половину (66,5%) данная возрастная группа представлена детьми 7-15 лет.

- Наиболее высокая численность детей в возрасте 7-15 лет преобладает в таких федеральных округах РФ, как Приволжский (22,8%), Центральный (22,4%) и Южный (16,4%). Однако если посмотреть по регионам, входящим в состав федеральных округов, картина несколько меняется. Наиболее высокой численностью обладают Москва и Московская область Центрального округа (8,5%), Санкт – Петербург и Ленинградская область Северо-Западного округа (3,6%), Краснодарский край Южного округа (3,5%), Республика Башкортостан Приволжского округа (3,3%) и Свердловская область Уральского округа (3%).

- Численность детей в возрасте 7-15 лет как в целом по России, так по отдельным ее регионам, является на сегодняшний день хорошим показателем для рынка детского туризма России. Как правило, туристский рынок России ориентируется на две возрастные группы: 7-15 лет и 16-54-59лет. Туристский рынок экономически развитых стран рассматривает и третью составляющую – пенсионеров. По состоянию на 1 января 2002 г. на тысячу лиц трудоспособного возраста приходится 306 детей, что составляет 30,6%, а значит, почти треть рынка потребителей – дети.

 

Таблица 1

Пятерка регионов по каждому федеральному округу РФ с наибольшей численностью населения в возрасте моложе трудоспособного

Регион

Все население чел.

0-15лет

Уд. вес в общей численности, %

0-6 лет

Уд. вес в возрастной гр., %

5-17 лет

 

Центральный федеральный округ

Москва и Московская область

14948893

2339879

15,7

821192

35,1

1518687

64,9

Воронежская область

2414654

408451

16,9

130938

32,1

277513

67,9

Белгородская область

1498046•

272081

18,2

88058

32,4

184023

67,6

Тульская область

1690025

261924

15,5

84525

32,3

177399

67,7

Владимирская область

1573853

260718

16,6

83398

32,0

177320

68,0

Северо-Западный федеральный округ

город Санкт-Петербург

6245798

949246

15,2

303171

31,9

646075

68,1

и Ленинградская область

             

Архангельская область

1428944

265673

18,6

86113

32,4

179560

67,6

Вологодская область

1301148

239365

18,4

77759

32,5

161606

67,5

Республика Коми

1117212

214022

19,2

70632

33,0

143390

67,0

Мурманская область

977559

164789

16,9

55581

33,7

109208

66,3

Южный федеральный округ

Краснодарский край

4987583

947077

19,0

325669

34,4

621408

65,6

Ростовская область

4286156

760726

17,7

252944

33,3

507782

66,7

Республика Дагестан

2179485

685577

31,5

276329

40,3

409248

59,7

Ставропольский край

2642643

524337

19,9

177758

33,9

346579

66,1

Волгоградская область

2636495

475016

18,0

156572

33,0

318444

67,0

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

4090601

888812

21,8

300578

33,8

588234

66,2

Республика Татарстан

3768212

769340

20,4

256081

33,3

513259

66.7

Нижегородская область

3598257

600910

16,7

196594

32,7

404316

67,3

Пермская область

2923733

563021

19,3

191566

34,0

371455

66,0

Саратовская область

2676432

478167

17,9

154025

32,2

324142

67,8

Уральский федеральный округ

Свердловская область

4544882

808090

17,8

268587

33,2

539503

66,8

Тюменская область

3272198

693732

21,2

241038

34,7

452694

65,3

Челябинская область

3628689

674104

15,6

224015

33,2

450089

66,8

Курганская область

1074422

209522

18,5

67386

32,2

142136

67,8

Сибирский федеральный округ

Красноярский край

3015251

592171

19,6

197449

33,3

394722

66,7

Иркутская область

2712858

572401

21,1

194372

34,0

378029

66,0

Кемеровская область

2940521

540088

18,4

181426

33,6

358662

66,4

Новосибирская область

2717427

480946

17,7

159481

33,2

321465

66,8

Алтайский край

2620988

479633

18,3

162157

33,8

317476

66,2

Дальневосточный федеральный округ

Приморский край

2124730

388798

18,3

126677

32,6

262121

67,4

Хабаровский край

1485765

279700

18,8

89404

32,0

190296

68,0

Республика Саха

982910

253905

25,8

93043

36,6

160862

63,4

Амурская область

982163

198256

20,2

65767

33,2

132489

66,8

Сахалинская область

584730

109353

18,7

36037

33,0

73316

67,0


 

На развитие рынка детского туризма существенное влияние может оказать демографическая  обстановка в будущем, тесно связанная  с социально-экономическим развитием  России в целом.

Существует  прогноз численности населения  до 2016 г., сделанный Госкомстатом РФ («Предположительная численность населения РФ до 2016 года», Статистический бюллетень, Госкомстат России, М., 2002). Расчет предположительной численности населения осуществлялся по трем вариантам, с учетом показателей рождаемости, смертности и миграции.

С учетом долговременных тенденций и последних изменений  рождаемости (в 2002 г. отмечен рост числа  родившихся, который начался в 2000 г. и продолжается по настоящее время), разработано три сценария будущей  эволюции рождаемости в России.

 

Таблица 2

Прогноз численности по возрастной группе 0-15 лет

Год

Численность, тыс. чел

Общая численность населения, тыс. чел

Удельный вес в общей численности, %

2002

26765

143 954

18,6

2004

24 542

142 410

17,2

2005

23 604

141 725

16,6

2006

22866

141 065

16,2

2007

22 319

140 405

15,9

2008

21966

139 748

15,7

2009

21 822

139 092

15,7

2010

21 909

138 453

15,8

2011

21 961

137 804

15,9

2012

22 067

137 141

16,1

2013

22229

136 473

16,3

2014

22400

135 771

16,5

2015

22532

135 053

16,7

2016

22698

134 298

16,9


детский туризм отдых

Таблица 3

Прогноз численности населения младших  возрастных групп

Год

0-6 лет, тыс. чел

Удельный вес в общей численности  возрастной группы, %

5-17 лет, тыс. чел

Удельный вес в общей численности  возрастной группы, %

2002

8 973

33,5

17792

66,5

2004

9090

37,0

15452

63,0

2005

9 244

39,2

14360

60,8

2006

9389

41,1

13477

58,9

2007

9 625

43,1

12694

56,9

2008

9829

44,7

12137

55,3

2009

9999

45,8

11823

54,2

2010

10097

46,1

11812

53,9

2011

10 188

46,6

11773

53,4

2012

10253

46,5

11814

53,5

2013

10286

46,3

11943

53,7

2014

10277

45,9

12123

54,1

2015

10 223

45,4

12309

54,6

2016

10123

44,6

12575

55,4


 

Высокий вариант  исходит из того, что наметившийся подъем рождаемости – долговременное явление. Согласно этому сценарию уровень рождаемости составит 1,57 рождений в 2015 г. при условии оптимистического варианта социально-экономического развития страны: роста экономической активности, повышения уровня и качества жизни.

Низкий сценарий исходит из пессимистического варианта социально-экономического развития. Предполагается, что сохранение или ухудшение  сложившейся экономической ситуации в России, скорее всего, сделает маловероятным  повышение рождаемости. Низкий вариант  предусматривает, что темпы снижения рождаемости будут замедляться, и уровень ее стабилизируется  на минимальном, зафиксированном в  Европе показателе 1,09, что произойдет после 2009 г.

Средний вариант  также исходит из того, что рост уровня рождаемости в 2000-2002 гг. – закономерное явление, и предполагает, что рост рождаемости постепенно замедлится, а ее уровень стабилизируется на отметке 1,4 рождения на 1 женщину.

После получения  окончательных результатов Всероссийской  переписи населения 2002 г. демографический  прогноз может быть скорректирован. На основе полученного по результатам  переписи возрастно-полового состава  населения и уточненных показателей  рождаемости, смертности и миграции будут разработаны новые сценарии демографического развития России.

Однако сегодня  в разрезе возрастных групп данные по предположительной численности  населения России приводятся по среднему варианту.

По данным, приведенным в таблицах, наблюдается  следующая тенденция: численность  детей возрастной группы до 15 лет  будет уменьшаться вплоть до 2009 г., а, начиная с 2010 г., она вновь начнет расти. Тенденция объясняется низкой рождаемостью в России до 2000 г. и  ее возможным постепенным ростом с 2003 г. до 2010 г.

Предполагается, что численность детей в возрасте 7-15 лет в целом снизится на 33%, но затем вновь увеличится на 6,5%.

Существующий  прогноз демографической обстановки в России кардинально не изменит  рынок потребителей детского туризма, однако сможет оказать существенное влияние на рыночную конкуренцию, а  точнее, усилит конкурентную борьбу.

 

2.2 Особенности детского туризма

 

Детский отдых, имеющий  непосредственное отношение к социальной сфере, – один из самых востребованных видов отечественного туризма. Пользуются спросом и экскурсионные программы для школьников – по туристическим центрам России и зарубежных стран, отдых и обучение за границей.

Как уже говорилось раньше, в России детский туризм имеет  социальный статус. Самая крупная  структура, финансирующая детский  туризм, – Фонд социального страхования РФ (ФСС), в бюджет которого из года в год закладывается статья расходов на оздоровление и санаторно-курортное лечение детей. На рынке детского туризма ФСС выступает в основном финансистом, выделяя ассигнования на приобретение путевок предприятиями и частными лицами, плательщиками единого социального налога. Безусловно, ФСС может приобретать путевки самостоятельно и распределять их среди своих страхователей. Однако в последнее время деятельность этой организации сводится к выделению средств и приему путевок к зачету. Вполне естественно, что, благодаря ежегодному финансированию, спрос на путевки в детские здравницы стабильно высок.

Информация о работе Разработка турисстического продукта