Разработка турисстического продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Всемирная туристическая организация определяет туризм как деятельность лица, которое путешествует по всей стране или за пределами всей страны, на срок, не превышающий 1 год, в целях отдыха, деловых целях или по другим мотивам, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Работа содержит 1 файл

курсовик2.docx

— 75.38 Кб (Скачать)

 

Bukmop

[Введите название  документа]

[Введите подзаголовок документа]




 

 

тио

[Выберите дату]




 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты туризма

1.1 Сущность  основных понятий в сфере туризма 

1.2 Классификация  и виды туризма

1.3 Туристская индустрия

Глава 2 Детский туризм как  одно из направлений развития туризма

2.1 Демографическая  обстановка в России

2.2 Особенности  детского туризма

2.3 Спрос  и предложение на туристическом рынке детских услуг

Глава 3 Проблемы детского туризма и пути его совершенствования

3.1 Проблемы  детского туризма

3.2 Пути  совершенствования детского туризма

Заключение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Всемирная туристическая  организация определяет туризм как  деятельность лица, которое путешествует по всей стране или за пределами всей страны, на срок, не превышающий 1 год, в целях отдыха, деловых целях или по другим мотивам, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.

Начало современному туризму положил англичанин Томас  Кук в середине 19 в., который впервые  организовал групповую поездку  по железной дороге. Таким образом, впервые была предложена туристская услуга, был создан туристский продукт  с целью получения прибыли.

Развитие  туризма стало возможным благодаря  НТП и социально – экономическому прогрессу общества, говоря другими словами благодаря созданию инфраструктуры туризма. К этому времени развиваются железные дороги и водные пути. Расширение автомобильных, воздушных перевозок способствовало развитию массового туризма. Расширяется сеть гостиниц, ресторанов; появляются автопрокатные фирмы. Все больше и больше стран предлагают поездки на выставки, ярмарки и конгрессы.

Особое место  в России в сфере туристического бизнеса занимает детский туризм. Это один из самых устойчивых сегментов  отечественного туристического рынка. У нас в стране данный вид путешествий  носит социальный статус, что означает полное или частичное его финансирование за счет госбюджета. В федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальный туризм или «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», упоминается как отдельная категория, наряду с внутренним, въездным и выездным туризмом.

Как известно, в России до сих пор действует  распространенная в советское время  система льготных детских путевок, которые родители могут выкупить за часть их полной стоимости. Однако в последнее время эта система работает все хуже. С каждым годом становится все меньше предприятий, способных выделять подобные путевки, а пансионаты и оздоровительные лагеря, куда отправляют детей, устанавливают слишком высокие цены на отдых. Кроме того, система детского отдыха деградирует еще и потому, что у детских пансионатов нет должной инфраструктуры и качественного питания. Все это уже вынуждает родителей приобретать для своих отпрысков туры в зарубежные летние лагеря.

По данным Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), ежегодно в оздоровительных  лагерях страны отдыхает 10 млн. детей. Деньги на их отдых частично выделяются из Фонда социального страхования (в этом году из него было выделено более 11,5 млрд. рублей), а также из государственного бюджета (1 млрд. 200 млн. в этом году). Всего в России 3200 летних оздоровительных  загородных лагерей, из которых примерно тысяча – частные, тысяча – бывших профсоюзных образований на предприятиях и еще 1200 – муниципальные или находящиеся на балансе государства. Правда, приемлемые условия для отдыха и оздоровления подрастающих россиян есть только в 10% из них.

Большинство баз не соответствует необходимым  для детского отдыха требованиям, притом, что цены они выставляют немалые, старые оздоровительные детские  лагеря находятся в столь плачевном  состоянии, что отправлять в них  детей попросту неразумно.

Тем временем ситуация с льготами на детский отдых  развивается таким образом, что  вскоре родителям придется платить  за отдых в деградирующих пансионатах  по полной стоимости – той, которую выставляют их владельцы.

Сейчас система  льготного детского отдыха находится  на пороге кризиса. В этом году началось сокращение системы социального  страхования, которая долгое время  обеспечивала россиян льготными  путевками. В большей степени  это пока затронуло путевки для  взрослых, но в ближайшем будущем  такая ситуация сложится и с детским  отдыхом. Уже сейчас вместо привычной 10-процентной стоимости детские  путевки зачастую предлагают выкупить за 25% от общей цены. Да и этой льготой могут воспользоваться только те, кто работает на предприятии, к которому прикреплен лагерь. Остальным приходится отправлять своих детей на отдых за полную стоимость. Хотя сейчас и рассматривается возможность частичного покрытия стоимости путевок профсоюзами, цены все равно определяет Фонд социального страхования. При полной стоимости путевки в 5 тысяч рублей Фонд установит ее льготную цену в 3 тысячи, а остальное, включая стоимость проезда, должны будут оплатить родители. Конечно, некоторые организации обеспечивают частичные дотации. Но речь о бесплатных или дешевых детских путевках вообще не идет.

Ситуация  с детским отдыхом складывается таким образом, что в следующем  году многим родителям придется пересмотреть семейный бюджет, чтобы найти достаточную  сумму денег для того, чтобы  отправить свое чадо в лагерь. Дело в том, что, помимо бюджетных ассигнований, на детский отдых в 2004 году не планируется  выделять никаких дополнительных денег: в бюджете Фонда социального  страхования такая статья расходов не предусмотрена. И чтобы заполнить  ее, требуется не менее 13,5 млрд. рублей.

Таким образом, вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы.

Объектом  данной курсовой работы является российский рынок туристических услуг, а  предметом – развитие индустрии детского туризма.

Основная  цель данного исследования заключается  в выявлении основных проблем  детского туризма и путей его  совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- изучение теоретической, методологической литературы по проблеме исследования;

- определение основных понятий, связанных со сферой туризма;

- выявление особенностей детского туризма;

- анализ современной ситуации на рынке детского туризма;

- предложение путей совершенствования детского туризма.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы нормативно – правовые акты Российской федерации, статистические данные Государственного Комитета Статистики Российской Федерации, статьи специализированных журналов, учебная литература по маркетингу в сфере туризма.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА

 

1.1 Сущность основных понятий  в сфере туризма

 

«Турист» – центральное понятие в туризме, так как рекреационные потребности туриста определяют, в конечном счете, все содержание и формы туризма.

Существует много определений  понятия «турист». Самое распространенное – определение Всемирной туристской организации (ВТО) (1963 г.): «Турист – всякое лицо, временно посещающее страну (регион) и остающееся в ней не менее 24 часов с целью развлечения, получения вакантных мест, профессиональной деятельности, улучшения здоровья, обучения, принятия участия в конференциях, встреч с друзьями и родственниками, с религиозными и спортивными целями».

К туристам принято относить также экипажи самолетов и  судов, которые прибывают в страну и обслуживают транспортные средства.

Лица, находящиеся в стране пребывания менее 24 часов, считаются  экскурсантами и не фиксируются  в качестве туристов.

Требования к унификации определения понятия «турист» связано с необходимостью адекватного учета в туризме, а также с тем обстоятельством, что в сфере туристского обслуживания действуют многочисленные экономические льготы, не распространяемые на других лиц (пониженный налог на добавленную стоимость, визовые и таможенные льготы).

Манильская конференция  по туризму (1980 г.) приняла наиболее широкое определение понятия  «турист», которое позволило унифицировать все подходы и снять некоторые противоречия в определениях «турист» в различных странах:

«Турист – лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства, при сроке пребывания вне своего места жительства не менее 24 часов».

Данное определение обязаны  официально использовать все страны – члены Всемирной туристской организации. Все национальные туристские организации должны своевременно и полно представлять в ВТО статистику о приеме и направлении туристов, а также данные о расходах туристов.

Тур – первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конечные сроки.

Вместе с дополнительными  туристско-экскурсионными услугами, товарами, приобретенными для путешествия  или 10 время путешествия, тур составляет туристский продукт.

В структурном плане  тур составляет:

- туристский пакет;

- комплекс услуг на  маршруте.

Туристский пакет предлагается туроператором и включает обязательные (обычно необходимые и достаточные) услуги на маршруте:

- транспортировку туриста  к месту отдыха и обратно;

- трансфер;

- размещение и питание  в определенном соотношении (НВ – размещение в отеле и завтрак; НВ – полупансион; РН – полный пансион);

- обязательная экскурсионная  и культурная программа. Именно  аспект обязательности отличает  туристский пакет от туристского  продукта. Приобретая туристский  пакет, включающий четыре обязательных  базовых элемента, турист не только  имеет значительные скидки от туроператора, так как приобрел серийный туристский продукт туристской компании, но всегда может попросить туроператора расширить его за счет включения других услуг или может сделать это самостоятельно непосредственно в месте отдыха.

Унификация требований к турпродукту определяется тем, что тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом. Только полное согласование позиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, содержащего, полную информацию о туре;

- страна (туристский центр), куда направляется турист;

- средства транспорта;

- условия размещения  туристов;

- условия питания;

- дата начала и завершения  тура;

- программа пребывания  по дням;

- паспортно-визовые формальности;

- медицинская страховка;

- минимально-допустимое  число участников тура;

- предельно-возможные сроки  аннуляции тура;

- комплексная цена тура;

- компенсация за несоблюдение  сроков, программы и условий пребывания туриста;

- название и реквизиты  туроператора и туристского агента.

Согласно ваучеру туроператор  несет ответственность:

- за соблюдение программы  пребывания;

- соответствие рекламы  и предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг;

- произвольное изменение  цены тура;

- достоверность информации  о туристском продукте.

Туристский продукт – совокупность вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Туристский продукт состоит  из трех элементов:

-тур;

- дополнительные туристско-экскурсионные  услуги;

- товары.

Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что последний – только часть туристского продукта, точнее – обязательная часть тура.

Тур – первичная (обязательная) единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое – продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.

Структура затрат туристов по элементам туристского продукта:

- тур – 50 %;

- дополнительные услуги – 30 %;

- товары – 20 %.

Обязательную программу  пребывания (турпакет и комплекс услуг  на маршруте) туроператор оформляет  в виде туристкой путевки или  ваучера – документов, в которых гарантируются все обязательные для фирмы и клиента услуги.

Товары включают в себя специфическую материальную часть  туристского продукта, куда входят туристские карты и планы городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и др., и неспецифическую  часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, являющихся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туристов. Дополнительные туристско-экскурсионные услуги – это услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки. К ним относятся: телефон, прокат, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, хранение вещей, развлечения, резервирование мест и т. п. Эти услуги турист приобретает за дополнительную плату.

 

1.2 Классификация и виды туризма

 

Туризм в современном  мире проявляется в различных  формах и отношениях, что и создает  необходимость в его классификации, т. е. выделении некоторых типичных и уникальных черт.

В зависимости от аспекта  рассмотрения туризм подразделяется на различные виды.

Классификация туризма – логическая операция по разделению множества на подмножества по соответствующим основаниям. Наиболее важными основаниями для классификации туризма являются:

Фундаментальная классификация  туризма – определяется целью путешествия: рекреационный туризм; познавательный туризм; спортивный туризм; деловой туризм.

Классификация, характеризующая  особенности субъектов туризма:

Информация о работе Разработка турисстического продукта