Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:25, реферат
Цель исследования состояла в разработке концептуальных и методических подходов к реализации этапа целеполагания, осуществляемого в рамках разработки стратегий развития социально-экономической системы Белгородской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 7
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Стратегический анализ современной социально-экономической ситуации в Белгородской области проведен на основе экспертной оценки факторов внешней среды и качественно-количественных характеристик параметров состояния экономического и социального потенциала региона.
В результате реализации мероприятий и проектов, достижения целей и решения задач, намеченных в Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года, уровень социально-экономического развития Белгородской области будет сопоставим с уровнем развития развитых стран. Область будет входить в число лидеров по уровню развития среди субъектов Российской Федерации.
В Белгородской области будет поддерживаться благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Область, обладая низким уровнем инвестиционных рисков, станет одной из наиболее привлекательных среди субъектов Российской Федерации для внутренних и внешних инвесторов, в том числе иностранных.
Экономическое
развитие Белгородской области
будет базироваться на развитии высокотехнологичных
секторов экономики, инвестициях
и максимально полном и эффективном использовании
человеческого потенциала.
Вырастут объемы производства инновационной
продукции, продукции с высокой долей
добавленной стоимости. Успешно будут
функционировать созданные территориально-
Белгородская область станет производителем конкурентоспособной высококачественной промышленной продукции. Высокоразвитое эффективное агропромышленное производство будет обеспечивать потребности области в высококачественных экологически чистых продуктах питания, а также наращиваться вывоз продукции агропромышленного комплекса в другие субъекты Российской Федерации и за границу.
В полной мере будет реализовываться транзитный потенциал Белгородской области. Создадут мультимодальную транспортно-логистическую зону, современные высококлассные логистические центры, грузообрабатывающие терминалы, аэро-, авто- и железнодорожные вокзалы, обеспечивающие высокий уровень сервисного обслуживания, соответствующий международным стандартам.
Использование туристско-рекреационного потенциала Белгородской области будет способствовать сохранению историко-культурного, природного наследия, диверсификации экономики, формированию положительного имиджа региона.
Научно-образовательная система области в полной мере будет обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров для инновационной экономики. Развитие региональной инновационной системы станет залогом успешного функционирования новой экономики области, высокого уровня инновационной активности организаций.
Качество и уровень жизни населения Белгородской области будут одними из самых высоких в Российской Федерации. Постоянным и устойчивым станет сокращение малоимущих в обществе, увеличение представительства среднего класса. В рамках многокомпонентного социального кластера будет создана современная социальная инфраструктура, обеспечивающая население доступными и качественными социальными услугами. Населению области будут доступны высококачественные услуги образования и здравоохранения, сферы досуга, будет достигнут высокий уровень обеспеченности благоустроенным жильем, созданы безопасные условия жизнедеятельности граждан. Высока будет степень удовлетворенности населения качеством социальной сферы и социальных услуг.
Будет преодолена дифференциация муниципальных образований Белгородской области по уровню развития социальной инфраструктуры, различия в уровне экономического развития станут незначительными и будут обусловлены специфическими особенностями муниципальных районов и городских округов области.
Общественно-политическое единство Белгородской области достигнет высокого уровня, будут сформированы институты гражданского общества, население области, занимая активную гражданскую позицию, ощутит уверенность в завтрашнем дне.
С учетом достижения целевых ориентиров реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области Индекс развития человеческого потенциала в Белгородской области к 2025 году будет находиться в пределах 0,900 – 0,949, что соответствует уровню «высокого развития», характерного для постиндустриальных стран.
Таким образом, можно сделать следующие рекомендации по этапу целеполагания и направления его совершенствования при разработке программы социально-экономического развития Белгородской области:
- анализ системы управления, состояние внешних и внутренних факторов среды управления Белгородской области с целью выявления сильных и слабых сторон и возможности и угрозы его целевых региональных программ совершенствования.
- идентификация проблем региона для эффективного управления социально – экономическими программами развития.
- определения критериев развития и разработки альтернативных программ мероприятий.
- учет и согласование программ развития региона с федеральными органами государственной власти.
- управления реализацией,
контроль и оценка за выполнения социально – экономических программ
развития Белгородской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработки, исполнения и реализации программ социально-экономического развития региона и контроль за их осуществления являются комплексом основных элементов регионального планирования экономики, а также средством реализации политики государства.
В настоящий момент в нашей стране наблюдается тенденция к усилению самостоятельности регионов. Регион стал субъектом экономических отношений, начал формировать свою самостоятельную региональную политику, реализация которой в значительной степени определяет уровень экономического развития и качество жизни населения.
Разработанные программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, инициируемых, разрабатываемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития субъектов Российской Федерации.
Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации реализуются субъектами Российской Федерации, которые самостоятельно определяют цели и задачи программ, порядок их разработки и механизм реализации.
Основной целью социально – экономической программы развития Белгородской Области является эффективное использование в условиях рыночной экономики природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала, наращивание его за счет положения в региональном разделении труда для повышения уровня жизни населения.
Таким образом, в результате наших размышлений и приведенных доводов, для совершенствования концепции социально – экономического развития Белгородской области мы можем выявить основные рекомендации к разработке системы целеполагания и пути их совершенствования при формировании этой концепции:
1. Целеполагание в управлении является основным средством воздействия и реализации системного подхода, от правильного и грамотного постановления целей зависит весь процесс развития региона, необходимость усиления позитивной динамики развития Белгородской области исходит из целевых ориентиров социально-экономического развития на основе:
- разработки стратегического плана действий, воплощенного в реализации конкретных инвестиционных проектов, региональных областных целевых программ и системных мероприятий;
- совершенствования системы регионального управления, необходимой для решения поставленных стратегических целей и задач;
- эффективного взаимодействия власти, бизнеса, науки и институтов гражданского сообщества, нацеленного на инновационное социально ориентированное региональное развитие.
2. Этап целеполагания при разработке стратегии развития Белгородской области играет важную роль, процесс определения целей и их согласования является чрезвычайно сложным. Специфика формирования и уточнения целей, построения их иерархии, доведения до соответствующего уровня конкретности и соблюдения принципа приоритетности главной цели по отношению к целям нижнего уровня — одна из важнейших задач управления.
3. Особое значение в целеполагании занимают цели стратегические, которые выражают долгосрочные и глобальные интересы общества, а потому являются генеральными для всех остальных.
4. Наиболее разработанным методом целеполагания
является система процедур “древа целей”,
где разработка целей осуществляется
путем последовательной декомпозиции
главной цели на подцели по определенным
правилам.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ