Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:25, реферат
Цель исследования состояла в разработке концептуальных и методических подходов к реализации этапа целеполагания, осуществляемого в рамках разработки стратегий развития социально-экономической системы Белгородской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 7
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 7
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Актуальность выбранной темы состоит в том, что непрерывные изменения экономической ситуации в Белгородской области, характерные для современного этапа, еще более усилились в условиях после экономического кризиса. Белгородская область столкнулся с проблемами достижения установленных показателей социально-экономического развития, носящими как ситуационный, так и системный характер.
Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России, в рамках их целевых программ социально-экономического развития, так как:
- любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;
- инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти;
- корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального);
- и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
Степень изученности проблемы. При всем обилии и многообразие публикации, посвященных развитию социально-экономической системы, вопросам целеполагания при формирования концепции социально-экономического развития региона, уделено не достаточное внимание.
В социальной и экономической литературе как отечественной, так и зарубежной, накоплен существенный материал по формированию концепции социально-экономического развития региона.
Среди исследований советского периода в области регионального управления необходимо выделить труды таких авторов, как: М.К. Бандман, В.В. Кистанов, Н.Н. Некрасово, Р.И. Шнипер и др1.
Значительный теоретический вклад в изучение социально-экономического развития регионов внесли и зарубежные ученые, среди которых можно назвать С. Деннисона, Х. Зиберта, У. Изарда, А. Леша, Г. Мюрдаля, И. Тюнена, Дж. Фридмана и др2.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования программы социально-экономического развития региона и недостаточной разработанностью механизма формирования целей устойчивого развития Белгородской области.
Объектом исследования является целенаправленная программа социально-экономического развития Белгородской области.
Предметом исследования является этап целеполагания при формировании концепции (программы) социально-экономического развития на примере Белгородской области.
Цель исследования состояла в разработке концептуальных и методических подходов к реализации этапа целеполагания, осуществляемого в рамках разработки стратегий развития социально-экономической системы Белгородской области.
Задачи исследования. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- исследовать и обобщить теоретические основы этапа целеполагания при формировании программы социально-экономического развития регионов;
- выделить особенности формирования концепции и механизма целеполагания при разработке концепции социально-экономического развития Белгородской области.
Теоретико-
А также применялись теоретические методы исследования такие как: анализ, синтез и анализ данных для обработки данных и определения специфика объекта исследования.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют следующие сведения:
Нормативно-правовые акты, отчетности структурных подразделений и архивных документов субъекта государственного и муниципального управления и справочно-аналитические материалы такие как: Федеральный закон3 РФ, Указ Президента4 Российской Федерации и постановление правительства Белгородской области5.
Практическая значимость исследования. Результаты и положения проведенного исследования могут быть использованы при совершенствовании механизма региональной экономической политики, проводимой федеральными и региональными органами власти, а также в ходе разработки программ социально-экономического развития регионов органами исполнительной власти федерального центра.
Структура
курсового проекта. Курсовой проект
состоит из введения, двух
разделов, заключения и списка источников
и литературы.
РАЗДЕЛ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНОВ
В настоящее время в отечественной науке и практике отсутствует система оценки результативности государственного регулирования социально – экономического развития региона, а также не отложено использование системы целеполагания такого развития. все это приводит к необходимости формирования и применения современных методов определения результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона на всех уровнях управления и предполагает, с одной стороны, определения критериев оценки конечных результатов социально-экономического развития региона, а с другой стороны, разработку системы социально-экономических показателей, характеризующих зависимость уровня развития региона от деятельности органов государственной власти.
Под результативностью государственного регулирования социально – экономического развития региона мы понимаем способность субъектов управления обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленной общественной цели и удовлетворяющих общественные потребности, максимально используя потенциальные возможности развития региона. Согласно нашему пониманию результативности, одним из ее основных компонентов является цель, которая должна обладать следующими качествами: специфичность, измеримость, релевантность, достижимость.
Цель должна носить стратегический характер. Ее конкретизации служат сформулированные задачи тактического характера. При формулировании целей необходимо иметь ясное представление о конечных результатах, которые должны быть достигнуты к определенному сроку.
Целесообразно, чтобы цели были сформулированы в соответствии с полномочиями органов государственной власти (функциями).
Для формирования сбалансированной комплексной системы целеполагания социально-экономического развития региона нужно, во-первых, формализовать функции и задачи органов государственной власти, во-вторых согласовать действия субъектов управления не зависимо от их ведомственной подчиненности, а в-третьих, учесть потенциал развития региона и общественные потребности, необходимые для достижения поставленной цели. Для успешного осуществления данной процедуры следует придать целям юридический статус, который, в свою очередь, определяет направления социально – экономического развития региона.
В настоящее время правовое и техническое обеспечение целеполагания осуществляется с помощью целевой программы, которая представляет собой прогнозно-аналитический документ, содержащий совокупность указанных по задачам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на повышение результативности государственного регулирования социально – экономического развития региона Российской Федерации.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что на практике не отложено использования программно-целевого метода для определения результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона. В связи с этим возникает необходимость уточнения указанного метода и его активного внедрения в систему целеполагания.
Под целеполаганием мы понимаем стратегического и тактического ориентирование социально-экономического развития региона во времени и в пространстве. При определении целей государственного регулирования социально-экономического развития региона необходимо обосновать их ресурсообеспеченности, возможность достижения конечных результатов в соответствии с имеющимся в регионе потенциалом.
Субъектами целеполагания на федеральном уровне являются федеральные органы власти. Им нужно централизованно определять и координировать направлений реализации теоретических, методических и прикладных исследований по вопросам, связанным с повышением результативности государственного регулирования социально-экономического развития региона, а также осуществлять нормативное, правовое и методическое обеспечение целеполагания социально – экономического развития региона, предусматривающее централизованную разработку целевой программы, направленной на повышение уровня жизни населения.