Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:25, реферат
Цель исследования состояла в разработке концептуальных и методических подходов к реализации этапа целеполагания, осуществляемого в рамках разработки стратегий развития социально-экономической системы Белгородской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ 7
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ЭТАПА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Белгородская область была образована 6 января 1954 г. В настоящее время область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации и является пограничной с Украиной.
Численность населения области на 01.01.2011 составила 1532,5 тыс. человек, в т.ч. городского - 1014,0 тыс. чел. (66,2%), сельского - 518,5 тыс. чел. (33,8%). Численность экономически активного населения в области в 2008 г. составила 737 тыс. чел. (48% от общей численности населения).
В 2010 г. на Белгородскую область приходилось 1,5% общероссийской продукции промышленности и 3,9% продукции сельского хозяйства.
В валовом региональном продукте Белгородской области основную роль играет промышленность, Динамику промышленного производства в области в значительной степени определяет деятельность обрабатывающих производств. На их долю в 2010 году приходилось 76,4% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций промышленного производства.
По
объему произведенного ВРП на душу
населения в 2009 году область занимает
18 место среди субъектов
Вследствие достаточно высокой обеспеченности региона минеральными ресурсами (выявлены и в разной степени разведаны порядка 400 месторождений полезных ископаемых: железных руд, бокситов, апатитов, мела, песка, глин и пр.) в области широко развита горнодобывающая промышленность и производство стройматериалов. Самые крупные недропользователи - ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Стойленский ГОК" и ОАО "Комбинат "КМАруда". В области зарегистрировано около 100 организаций строительной индустрии, которые добывают и перерабатывают общераспространенные полезные ископаемые.
Ведущее
место в структуре
черная металлургия (38,7% промышленной продукции в 2003 г.);
пищевая промышленность (21,6%);
электроэнергетика (9,7%);
машиностроение и металлообработка (13,4%);
промышленность строительных материалов (8,5%).
Инвестиции в основной капитал в Белгородской области в среднем на душу населения (9,8 тыс. рублей в 2003 г.) существенно ниже как средне российского показателя (15,1 тыс. рублей в 2003 г.), так и среднего показателя по ЦФО (14,1 тыс. рублей в 2003 г.).
Наибольший объем инвестиций направляется в сельское хозяйство, транспорт и связь. В то же время что касается иностранных инвестиций, то наибольшая часть средств вкладывается в черную металлургию.
Для Белгородской области характерен достаточно низкий уровень доходов населения:
Денежные доходы в среднем на душу населения области в июне 2009 г. составили 13046,6 рублей, в то время как среднероссийский показатель составил 17648,6 рублей12.
основные показатели социально-экономического развития области учитывается влияние как внешних, так и внутренних факторов13.
Внешние факторы экономического и социального развития определяются, прежде всего, состоянием мировой финансовой системы, ситуацией на внешнем и внутреннем рынках железорудного сырья, металлопродукции и сельскохозяйственного сырья, мерами Правительства России по поддержке финансовой системы России, по регулированию рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, уровня цен (тарифов) на товары и услуги естественных монополий, уровнем инфляции, динамикой курсов евро и доллара США, финансовым состоянием основных торговых партнеров предприятий области, рядом других условий.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. Среди них важная роль принадлежит комплексу мер по реализации приоритетных направлений экономической и социальной политики правительства области, включающих в себя привлечение инвестиций в инновационные сектора экономики и высокотехнологичные проекты, стимулирование диверсификации производства, повышение качества инфраструктуры, развитие конкурентоспособных производств с высокой долей добавленной стоимости, имеющих наибольшие возможности для роста, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, расширение государственно-частного партнерства, проведение эффективной социальной политики, а также развитие человеческого капитала, улучшение демографической ситуации, совершенствование рынка труда.
Для
продолжения стабильного
достижение
экономических целей развития страны
и ее регионов абсолютизируются, а
социальные и экологические императивы
рассматривается лишь как средства
достижения экономического роста.
Подтверждением тому является анализ
природоохранной деятельности Белгородской
области – экономически развитого промышленного
региона, испытывающего, в силу сложившейся
структуры добывающего и перерабатывающего
производства, многолетнюю антропогенную
нагрузку. Сельское хозяйство и добыча
полезных ископаемых – отрасли экономики,
в наибольшей степени использующие природные
ресурсы – стабильно занимают треть в
структуре валового регионального продукта
области.
Проведенные нами исследования позволяют
сделать вывод, что Белгородская область
характеризуется довольно развитой производственной
и социальной инфраструктурой, имеет хорошую
материально-техническую базу, демонстрирует
относительно высокие показатели социального
и экономического развития, обладает инвестиционной
привлекательностью. Объем инвестиций
в основной капитал за период с 2000 по 2008
гг. увеличился более чем в 11 раз. В то же
время, доля инвестиций, направленных
на охрану окружающей среды, в общем объеме
инвестиционного капитала практически
не изменялась, составляя на протяжении
всего периода исследования менее 1%14.
Валовой
региональный продукт за этот же период
увеличился в 8 раз, достигнув в 2008 г.
319071,4 млн руб. Вместе с тем, отмечается
снижение показателя соотношения затрат
на охрану окружающей среды и ВРП.
Доля основных фондов по охране окружающей
среды в общем объеме основных фондов
Белгородской области также снижается.
Отметим, что такая ситуация складывается
и в других областях Центрально-Черноземного
экономического района.
В целом можно отметить, что, обеспечивая достижение высокого уровня социально-экономического развития преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, региональные власти Белгородской области не уделяют достаточного внимания целям устойчивого развития. Это неизбежно отразится на качестве жизни будущих поколений, природный капитал которых крайне нерационально расходуется в настоящее время.
На основе
результатов детального анализа
экономико-социального
Стратегия включает в себя необходимые сведения о развитии экономики региона, анализ нынешнего состояния экономики области и ее конкурентных преимуществ, определяет стратегические цели и задачи, содержит перечень соответствующих программ и проектов. Спроектированы основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.
Стратегия разработана для определения целевых ориентиров в социально-экономическом развитии области, выражающихся в достижении и закреплении лидерских позиций и создании условий и механизмов, позволяющих обеспечить опережающие темпы развития экономики, сформировать комфортную среду для жизни человека, обеспечить духовное благополучие белгородцев.
Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценке ресурсного потенциала области и сопряженных рисков с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем, активизации потенциальных «зон роста» региональной экономики и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста как базы для поступательного улучшения качества жизни населения на долгосрочную перспективу.
С целью определения направлений стратегического развития Белгородской области, предложена логическая структура проведения комплексной оценки определения конкурентоспособности региона, включающая системный анализ потенциалов и результативность их использования с позиции производства добавленной стоимости, а также критерии оптимальности региональной социально-экономической системы.
При этом результативность использования потенциалов региона позволила выявить приоритетные конкурентоспособные секторы экономики и перспективные зоны экономического роста.
Оценка общественной полезности экономического развития региона предусматривала анализ динамики показателей, измеряющих качество жизни: доходы, обеспеченность социальными благами в сфере образования, здравоохранения, культуры, продолжительность жизни, а также показатели, характеризующие экологическую обстановку в регионе.
Исследование
и анализ различных условий
Экономический потенциал региона включает промышленный, сельскохозяйственный, инвестиционный, инновационный и туристско-рекреационный потенциал, а также потенциал малого предпринимательства, и характеризует возможности основных секторов экономики обеспечить рост производства и заданный уровень эффективности его функционирования (коммерческой, бюджетной, социальной и других).
На основе анализа экономического потенциала и социального вектора развития сформирован комплекс методологических подходов к разработке стратегии социально-экономического развития до 2025 года.
Сформулированные методологические подходы к разработке региональной стратегии в условиях перехода России к новой экономике позволили определить место и роль региона в межрегиональном и международном разделении труда, что положено в основу Стратегии социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года как управленческого документа, содержащего научно обоснованную систему целей социально-экономического развития и систему мер государственного управления, направленных на обеспечение перехода к инновационному этапу развития региона и, в дальнейшем, на обеспечение устойчивого инновационного социально ориентированного развития.