Разработка стратегии организации на примере предприятия "Торговый дом "За рулем"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 06:31, курсовая работа

Описание работы

Необходимость стратегического управления российскими предприятиями обусловлена следующими предпосылками. Во-первых, быстрые изменения внешней среды стимулируют появление новых методов, систем и подходов к управлению. Во-вторых, в российском бизнесе наблюдаются активные интеграционные процессы. В-третьих, влияние процесса глобализации бизнеса, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты развития организаций, основанных на их сравнительных преимуществах, разрабатывая стратегию работы в конкурентной среде.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….стр. 3
Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления
Понятие стратегического управления и планирования…….стр.6
1.2. Понятие и назначение стратегии предприятия…………….стр. 7
Глава 2. Анализ основных экономических показателей ТД «За рулём»
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………стр. 15
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия…..стр. 19
Глава 3. Разработка стратегии фирмы
3.1. Выбор стратегии развития……………………………..стр. 26
3.2. Стадии выполнения стратегии…………………………стр. 28
Заключение…………………………………………………………..стр. 32
Список источников………………………………………………….стр. 34

Работа содержит 1 файл

курсач по страт.менед..docx

— 57.74 Кб (Скачать)

 

МИНОБР науки России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский Государственный  Университет технологий и управления»

(ГОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Менеджмент, маркетинг  и коммерция»

Технологический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

Разработка стратегии  организации на примере предприятия

Торговый Дом  «ЗА РУЛЁМ  »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст-ка гр.60/2  Грига Ю.И

Зачётная книжка №59701

 

 

Проверила: Нагаслаева Ирина Олеговна

 

 

 

 

 

Улан –Удэ

2012

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………….стр. 3

Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия  и осуществления стратегического  управления

    1. Понятие стратегического управления и планирования…….стр.6

        1.2.  Понятие и назначение стратегии предприятия…………….стр. 7

Глава 2. Анализ основных экономических  показателей ТД «За рулём»

           2.1.     Краткая характеристика предприятия…………………стр. 15

      2.2.      Анализ внутренней и внешней среды предприятия…..стр. 19

Глава 3. Разработка стратегии  фирмы

         3.1.      Выбор стратегии развития……………………………..стр. 26

        3.2.       Стадии выполнения стратегии…………………………стр. 28

         Заключение…………………………………………………………..стр. 32

         Список источников………………………………………………….стр. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие  организаций  в условиях  рыночной  среды  неизбежно  связано с  необходимостью  предвидения  изменения  экономической  ситуации,  поиском  эффективных  сфер  деятельности   и  совершенствованием  управления. 

Необходимость стратегического  управления российскими предприятиями  обусловлена  следующими предпосылками.  Во-первых,  быстрые  изменения  внешней среды стимулируют появление  новых методов, систем и подходов к управлению. Во-вторых, в российском бизнесе наблюдаются активные интеграционные процессы. В-третьих, влияние процесса глобализации бизнеса, в котором  стираются национальные различия и  предпочтения, происходит стандартизация потребления.   Очень важно  в этой ситуации определить специфику  и приоритеты развития организаций, основанных на их сравнительных преимуществах, разрабатывая стратегию работы в  конкурентной среде.

В самом общем виде стратегия  может быть определена как эффективная  деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую  стратегию к достижению реального  конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции  организации на рынке, осознании  своих конкурентных преимуществ.

В  связи  с  этим  приобретает  особую  актуальность  решение  теоретических и  практических  вопросов  о  роли,  сущности,  содержании  и  способах  разработки  механизмов  совершенствования  управления  развитием современных  организаций,  эффективности регулирования  их деятельностью, определением и прогнозированием долгосрочных целей и стратегии  их достижения. Однако исследование процесса стратегического управления организациями  пока  остается  новым  и  малоизученным. В  настоящее  время механизм стратегического управления находится в стадии становления. В  условиях  неопределенной  рыночной  среды  практически  не  применяется  методология  стратегического  управления  как  современный  инструмент  управления  долгосрочным  развитием  организаций, позволяющий  всесторонне  оценивать  перспективы  и  вырабатывать  стратегию  развития  и  планы  мероприятий  по  реализации  открывающихся  возможностей  или  преодолению  возможных  кризисов.

Все  это  требует  проведения  комплексных  научных  исследований  по  разработке  методологических  принципов  формирования  и  эффективного  функционирования  систем  стратегического  управления,  созданию  оптимального  механизма управления организациями  с  учетом  важнейших  достижений  отечественной  и  мировой  науки.  Актуальность данной темы, практическая  потребность  организаций  определили  цели,  задачи  и  предмет  курсовой  работы.

Целью курсовой  работы  является  развитие  теории  стратегического  управления  на  уровне  организаций,  рассмотрение теоретических и   методических  основ  стратегического  управления организаций, разработка стратегии  развития торгового дома «За рулём». Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- Изучить и уточнить  теоретические и методологические  основы  и  принципы  стратегического   управления современными организациями;

- Разработать  методические  предложения  по  определению  целей  в  системе  стратегического   управления  организацией с учетом  ее специфических особенностей;

- Ознакомиться с характеристикой  организации.

- Проанализировать существующую  стратегию предприятия.

- Создать новую более  эффективную экономическую стратегию. 

Объектом  исследования  является система  стратегического  управления экономикой современных  организаций, рассмотренной  на  примере торгового дома «За рулём».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления

    1. Понятие стратегического управления и планирования

Теория стратегического  планирования и управления была развита  американскими исследователями  бизнеса и впоследствии стала  одним из основных методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии  как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние  организации.

Стратегия – это генеральная  программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные  цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие  получает единое направление движения.

«Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления  стратегических решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении  собственного ресурсного потенциала предприятия  с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать  как основное связующее звено  между тем, что организация хочет  достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

 Сущность стратегического  управления заключается в ответе  на три важнейших вопроса:

1. В каком положении  предприятие находится в настоящее время?

2. В каком положении  оно хотело бы находится через  три, пять, десять лет?

3. Каким способом достигнуть  желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос необходима достоверная информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает важную особенность  стратегического управления, как  его ориентацию на будущее. Для его  ответа необходимо четко определить миссию и цели организации. Третий вопрос связан с реализацией выбранной  стратегии. Важнейшими ограничениями  данного этапа являются имеющиеся  или доступные ресурсы, система  управления, организационная структура  и персонал, который будет реализовывать  выбранную стратегию.

В основе стратегического  управления лежат стратегические решения. Стратегические решения – это  управленческие решения, которые:

1) ориентированы на будущее  и закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений;

2) сопряжены со значительной  неопределенностью, поскольку учитывают  внешние факторы, воздействующие  на организацию;

3)связаны с вовлечением  значительных ресурсов и могут  иметь серьезные, долгосрочные  последствия для организации.

             1.2.  Понятие и назначение стратегии  предприятия

В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила  бы им успевать за изменениями, происходящими  в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Однако стратегии, единой для всех фирм и организаций не существует, так же как и не существует единого  универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем  роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как зависит от позиции  фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды  и еще многих факторов.

Но существует ряд обобщенных принципов  выработки стратегии поведения  фирмы и осуществления стратегического  управления.

Стратегическое управление – это  такое управление организацией, которое  опирается на человеческий потенциал, как на основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, отвечающие вызову со стороны  окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в  совокупности и в результате позволяет  организации выживать и достигать  своих целей в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания  в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, в действиях организаций  можно наблюдать отсутствие стратегии, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе.

Отсутствие стратегического управления выражается прежде всего в следующих  двух формах:

1. Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение вообще не будет меняться или в нем не будет происходить качественных изменений. Предпринимается попытка составить долгосрочные планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно долгосрочной перспективе, либо найти в исходный период решение на многие годы вперед. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая стратегического управления. Но это не означает экстраполяции существующей практики и существующего состояния на долгие годы.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация  должна делать в настоящем, чтобы  достичь желаемых целей в будущем. Учитывая то, что окружение и условия  жизни организации будут меняться.

2. Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе оказывается, что организация не может достичь целей, так как их достижение целиком и полностью зависит от желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов.

В целом, стратегическое управление –  это симбиоз интуиции и искусства  высшего менеджмента вести организацию  к стратегическим целям. Высокий  профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации  со средой, обновление организации  и ее продукции, а также реализацию текущих планов. И, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших  путей достижения ее целей.

Необходимы огромные усилия и большие  затраты на то, чтобы в организации  начал осуществляться процесс стратегического  управления. Требуется создание и  осуществление стратегического  планирования, что в корне отлично  от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения  внутри и вне организации. А для  этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.

Одной из ключевых составляющих стратегического  управления является стратегия. Отечественные  и международные аналитики бизнеса  считают, что российский рынок вступил  в ту стадию развития, когда отсутствие стратегии предприятия мешает компании на каждом шагу ее деятельности.

Информация о работе Разработка стратегии организации на примере предприятия "Торговый дом "За рулем"