Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа
Цель данной курсовой - разработать модель стратегического плана в ОАО «Химик». Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение проблемы планирования, проведение анализа деятельности ОАО «Химик», его внешнего и внутреннего окружения, разработка рекомендаций по созданию эффективного стратегического плана.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Теоретические аспекты планирования как функции менеджмента……..….5
1.1. Сущность процесса планирования……………………..............................5-8
1.2. Роль и место планирования в управлении предприятием……………...8-12
1.3. Основные виды планирования………………………………………….12-17
2. Система стратегического планирования в организации……………………18
2.1. Этапы стратегического планирования…………………………….…...18-24
2.2. Анализ внешней и внутренней среды……….…………………………24-30
2.3. Инструменты реализации стратегического плана…………….…..…..30-36
3. Совершенствование модели стратегического планирования в ОАО «Химик»……………………………………………………………………….…37
3.1. Общая характеристика ОАО«МЕУПАК»……… …………..........……37-41
3.2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО«МЕТУПАК»…………..41-44
3.3.Рекомендации по созданию эффективной модели стратегического планирования в ОАО «МЕТУПАК»……………………………………...44-51
Заключение……………………………………………………………...……52-53
Список использованных источников…………………
«Нежная» и «Светлая» имеют одинаковые потребительские свойства. Паста «Светлая», отличающаяся от других по своему цвету, является неудачной разработкой предприятия, так как имеет большой процент брака. Предприятию можно ограничиться выпуском только чистящей пасты «Нежная», имеющей неплохую рентабельность - 8,59 % и популярность у потребителей.
Новые разработки предприятия – пасты «Свежесть», «Хозяюшка»,
«Домашняя», хотя не являются оригинальными по своим потребительским качествам, но имеют высокую рентабельность - 10,39%, 13,89% и 14,59% соответственно. Они могут принести предприятию реальный доход, поэтому для увеличения объема продаж необходимо информировать население об их появлении при помощи рекламы.
Жидкие чистящие средства «Нитхинол», «Крот-Н» и «Галатея» являются очень популярными у потребителей средствами, обеспечивая предприятию хороший объем прибыли.
Серия жидких чистящих средств в ПЭТ–упаковке имеет высокую рентабельность, но средства «Галатея-Н» и «Галатея-гель» непопулярно у потребителей из-за предпочтения ими более дешевой «Галатеи». Самым популярным в этой группе чистящих средств является «Парма- гель».
Жидкое чистящих средство «Суржа-гель» и «Санлюкс» нерентабельны из-за высокой себестоимости, предприятию следует для производства этих средств использовать более дешевое сырье, а для увеличения объемов продаж усилить рекламу этих средств.
Новые чистящие средства, «Уют» и «Антинакипин», разрабатываемые заводом, являются рентабельными и, предположительно, будут пользоваться спросом у потребителей.
На основе анализа ассортимента продукции в целях минимизации издержек был разработан план производства продукции на 2009 г., приведенный в таблице 9. Согласно этому плану, предприятие может получить в 2,8 раза больше прибыли, чем, если будет следовать заводскому производственному плану. Ежегодное увеличение объема выпуска этих товаров будет способствовать дальнейшему росту производства. Снижение себестоимости продукции и пересмотр ассортимента выпускаемых товаров - еще не все, что предприятию требуется сделать в рамках стратегии снижения издержек. Необходимо пересмотреть используемое для производства товаров бытовой химии сырье, с целью отказа от дорогостоящего и труднодоступного сырья.
ОАО «Химик», благодаря своему опыту работы в химической отрасли промышленности и наличию необходимых производственных мощностей, может применить стратегию диверсификации. Данная стратегия, как уже было сказано выше, – это изменение сферы деятельности, то есть включение в производственную программу изделий, не имеющих прямого сходства с выпускающимися изделиями.
Существует 3 типа стратегий диверсификации:
1. стратегия горизонтальной диверсификации – производство новой продукции, которая требует использования новой технологии. Новый продукт ориентирован на потребителя производимого продукта и сопутствует ему;
2. стратегия центрированной диверсификации – производство новой продукции с использованием существующей технологии. Предприятие начинает выпускать новую продукцию, которая входит в производственный процесс изготовления старого продукта на этапах до и после него;
3. стратегия конгломератной диверсификации - производство новой продукции, технологически не связанной с уже производимой продукцией.
Эта стратегия наиболее сложна в реализации, так как имеет мало общего с прежними областями деятельности.
«Химик» может производить на своих площадях либо сопутствующие выпускаемым товарам бытовой химии предметы, либо вообще поменять рынок и выйти на него с совершенно новым товаром. Но предприятию необходимо, чтобы производство нового товара сочеталось с основной деятельностью завода - производством товаров бытовой химии.
Примером такого нового направления деятельности может быть переработка полимера и изготовление изделий из него. Полимер – очень популярный на сегодняшний день материал, из которого производят товары различного назначения. Он недорогой и для производства изделий из него не требует использования какого-либо дополнительного сырья. Полимер применяется для изготовления лотков, подносов, пакетов, пленки, различных деталей и приспособлений для строительства и отделки помещений, упаковки, тары и т.д. Потребителями изделий из полимера являются пищевая промышленность (различные хлебо-, мясо-, и молококомбинаты), предприятия питания, строительные фирмы, предприятия, занимающиеся изготовлением мебели.
Переработка полимерного материала выгодна предприятию, так как может производиться на уже имеющихся у предприятия установках. Но для изготовления из этого материала продукции требуется новое технологическое оборудование, а для налаживания бесперебойного выпуска изделий «Химику» необходима отлаженная система поставок сырья. Чтобы обеспечить все это необходимо наличие крупных капиталовложений, а так как предприятие не имеет таких финансовых возможностей, то требуется привлечение инвесторов. «Химик» может сотрудничать с иностранными фирмами-инвесторами. При этом обязательным требованием контракта между предприятием и инвестором должно быть то, что инвестор обязуется обеспечить завод сырьем и технологическим оборудованием.
Поиск инвесторов необходимо осуществлять среди предприятий, заинтересованных в выпускаемой заводом продукции, т.е. потребителей, либо сотрудничать с производителем сырья. Но так последнее не вполне реально, остается заинтересовать выгодным предложением потребителей. Одним из предполагаемых инвесторов предприятия может быть австралийская компания «Люкс», занимающаяся производством и реализацией мебели. В Калининграде находится ее филиал. Мебель поставляется в Калининград в разобранном виде, а затем собирается на территории «Химика», арендованной «Люксом». Выгода «Люкса» от такого сотрудничества заключается в том, что «Химик» может производить для этого предприятия различные крепежные детали из полимера для сборки мебели, что избавит «Люкс» от необходимости их завозить из Австралии.
Кроме реализации производственных стратегий предприятию необходимо разработать маркетинговые стратегии, целью которых будет определение вкусов и требований потребителей, как к товарам бытовой химии, так и к новым видам продукции, которые предприятие собирается выпускать. Необходимо усилить информированности потребителей об этих товарах, используя различные рекламные источники.
В дальнейшем главной целью деятельности предприятия должно стать производство товаров, могущих удовлетворить в области их применения любые требования самых привередливых потребителей.
Руководству предприятия необходимо не забывать и о нуждах собственного коллектива. Ведь для успешной реализации выбранной стратегии предприятию необходимо, чтобы весь его персонал был заинтересован в этом.
Необходимо пересмотреть оплату труда работников, внеся в нее элемент участия персонала в прибылях завода. Следует, чтобы все работники предприятия, начиная от руководства и заканчивая рядовыми работниками, знали стратегические цели и задачи деятельности «Химика» и свое значение в успешном осуществлении этих задач.
Только при реализации этих условий стратегия деятельности ОАО
«Химик» сможет приносить реальную пользу и увеличивать прибыль завода, делая его финансово устойчивым и «твердо стоящим на ногах» предприятием.
Заключение
На основе проведенных исследований внешней и внутренней среды ОАО
«Химиком» были сделаны следующие выводы, повлиявшие на дальнейший выбор стратегии деятельности предприятия. Сильными сторонами деятельности предприятия являются его платежеспособность, большой опыт в производстве товаров бытовой химии и наличие необходимых для этого производственных мощностей.
Так как рынок товаров бытовой химии является растущим, предприятие имеет возможность, развивая производство этих товаров, получить хорошую прибыль.
Слабыми сторонами деятельности «Химика» являются очень большие издержки производства, снижающие уровень прибыли предприятия и отсутствие отлаженной системы поставок сырья.
Возможностями, открывающимися для завода, являются развитие НТП и появление в связи с этим новых технологий производства, нового сырья и, соответственно, новых товаров. Поэтому ОАО «Химик» не должен терять возможности освоения производства новых видов изделий.
Учитывая перечисленные сильные и слабые стороны предприятия, а также открывающиеся возможности была построена комбинированная стратегия, состоящая из двух частей: стратегии снижения издержек производства и стратегия диверсификации.
В рамках стратегии снижения издержек был проанализирован ассортимент, выпускаемой заводом товаров. На основе данных о рентабельности продукции и доли продаж за 2008 г. было вынесено предложение: уменьшить ассортимент продукции за счет удаления из производства нерентабельных наименований товаров, имеющих низкую долю в объеме продаж; увеличить объемы производства оставшихся наименований. В итоге проделанной работы прибыль предприятия увеличилась в 2,8 раза по сравнению с ожидаемой.
В рамках стратегии диверсификации предприятие могло бы заняться производством изделий, не являющихся дополнением к уже имеющемуся производству товаров бытовой химии, но технологически связанных с ним.
Примером такого производства является переработка и производство изделий из полимера. Спрос потребителей на изделия из этого вида сырья у потребителей есть. Но для налаживания производственного процесса требуются немалые капиталовложения. Поэтому предприятию требуются инвесторы, способные выделить финансовые средства на установку необходимых технологических линий и организацию поставки сырья. Одним из таких предполагаемых инвесторов может стать австралийская компания «Люкс», с которой ОАО «Химик» имеет тесное сотрудничество.
Список использованных источников
1. Кобец Е. А. Планирование на предприятии. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006 -134 с
2. Черныш Е.А., Молчанова, Прогнозирование и планирование. М, 2001 г.-176 с
3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент, Москва, 2007г -432 с
4.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление, Москва, 2002г -239 с
5. Орлов А.И. Менеджмент, Москва, 2004г -298 с
6. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004 – 267 с
7. Л.И.Кошкин, А.Е.Хачатуров, И.С.Булатов Менеджмент на промышленном предприятии, Эколайн, 2000 /http://cci.glasnet.ru/mc/
8. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. менеджмент, Москва, 2003 -288 c
10. Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы), Москва ИПУ РАН, 2001 -80 c
11. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие, Петрозаводск: ПетрГУ, 2002 -314 c
12. Гончарук В.А. Развитие предприятия Москва, Дело, 2000 -208
13. Дафт Ричард Л. Менеджмент – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 832 с
14. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс, Москва,2000 -252 с
15. Якушина О.А., Основы психологии, М.: Инфра Москва, 2000 -123 c
16. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. – Москва, 2002 -411 c
Приложение 1
Таблица 5. Факторы макросреды
Группа факторов
| Фактор | Тенденция развития
| Проявление | Возможная реакция предприятия
|
1.Экономические
| 1.1.Уровень инфляции
| Возможна стабилизация
| При увеличении инфляции - обесценивание денежных средств
| Учет уровня инфляции при установлении цен на товары
|
| 1.2.Уровень реального дохода населения
| Возможно уменьшение
| Снижение уровня покупательской способности населения
| Выпуск продукции с наименьшими издержками
|
| 1.3.Налоговые ставки
| Возможно повышение
| Отток денежных средств из сферы производства в бюджет
| Изыскание путей минимизации налогов
|
| 1.4.Безработица
| Высокий уровень
| Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место | Формирование рациональной кадровой политики.
|
2.Правовые
| 2.1.Несовершенст-во законодательной базы
| Тенденции стабилизации
| Ущемление интересов производственной сферы
| Изыскание путей для эффективной работы |
3.Политические
| 3.1.Нестабильность в обществе
| Тенденции неясны
| Приостановление инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса
| Получение денежных средств с помощью продажи и сдачи в аренду основных средств |
4.Социальные
| 4.1.Мобильность населения
| Тенденции роста сохраняются
| Отток работников | Совершенствова-ние системы стимулирования труда
|
| 4.2.Уровень образования
| Тенденции роста сохраняются
| Увеличение числа высокообразован- ных специалистов
| Рациональный подбор кадров
|
5.НТП | 5.1.НТП в сфере производства
| Тенденции роста сохраняются
| Появление новых материалов, оборудования, технологий
| Поиск возможностей для производства новых видов товаров
|
Информация о работе Разработка модели стратегического планирования в ОАО "Метупак"