Разработка модели стратегического планирования в ОАО "Метупак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой - разработать модель стратегического плана в ОАО «Химик». Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение проблемы планирования, проведение анализа деятельности ОАО «Химик», его внешнего и внутреннего окружения, разработка рекомендаций по созданию эффективного стратегического плана.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Теоретические аспекты планирования как функции менеджмента……..….5
1.1. Сущность процесса планирования……………………..............................5-8
1.2. Роль и место планирования в управлении предприятием……………...8-12
1.3. Основные виды планирования………………………………………….12-17
2. Система стратегического планирования в организации……………………18
2.1. Этапы стратегического планирования…………………………….…...18-24
2.2. Анализ внешней и внутренней среды……….…………………………24-30
2.3. Инструменты реализации стратегического плана…………….…..…..30-36
3. Совершенствование модели стратегического планирования в ОАО «Химик»……………………………………………………………………….…37
3.1. Общая характеристика ОАО«МЕУПАК»……… …………..........……37-41
3.2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО«МЕТУПАК»…………..41-44
3.3.Рекомендации по созданию эффективной модели стратегического планирования в ОАО «МЕТУПАК»……………………………………...44-51
Заключение……………………………………………………………...……52-53
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

свердлик.doc

— 107.81 Кб (Скачать)

Хотя политика и направляет принятие решений, все же она оставляет свободу действий. «Дженерал Моторс», например, проводит политику снижения количества новых инструментов, необходимых для производства новой модели. При тщательном обследовании их автомобилей можно заметить, что многие автомобили имеют одинаковые багажники, бамперы или двигатели. Иногда новая модель «шевроле» будет иметь детали, которые применялись в «бьюиках» и «олдсмобилах» предыдущего года. Многие вообще не замечают высокой степени стандартизации семейства автомобилей «Дженерал Моторс». Это как раз является ярким свидетельством свободы выбора при принятии решений, которую допускает такая политика. Аналогичным образом, политика равных возможностей предоставляет руководителю свободу нанимать почти любого при условии, что никому не будет отказано по причине расы, религии или пола.[9]

Процедуры.

Для руководства управленческими действиями одной политики часто бывает недостаточно. В этом случае руководство разрабатывает процедуры. Организации, как и люди, могут выиграть, используя прошлый опыт для будущих решений. Напоминание о том, что случилось в прошлом, может помочь предупредить ошибку. Одинаково важно и то, что не нужно заново повторять анализ, который дал в результате удовлетворительное решение; это сберегает время и предупреждает от ошибок. Таким образом, когда ситуация при принятии решения имеет тенденцию часто повторяться, руководство зачастую считает правильным заново применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизованные указания. Выраженные формальным образом, эти указания носят название «процедура».

Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.

По существу, процедура представляет собой запрограммированное решение, которое исключает необходимость «заново изобретать колесо». Процедуры обычно описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. В общем случае индивид, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.[16]

Правила.

Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора. Чтобы выполнить свои задачи по обеспечению внутренней безопасности, ЦРУ, например, должно принимать к себе на работу только людей исключительно лояльных и заслуживающих доверия. Поэтому оно не может позволить руководителям нанимать любого человека без специального изучения его биографии. Руководство также считает необходимым исключить возможность выбора там, где имеется относительно высокая вероятность того, что некоторые люди могут вести себя таким образом, который приведет к отрицательным последствиям. Во многих организациях, например, требуется, чтобы сотрудники находились на рабочем месте в конкретный период времени, скажем, с 9 часов утра до 5 часов вечера.

Чтобы решить эти небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, руководители используют правила. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.

Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.

Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.

В таблице 2. описано, как правила и процедуры способствуют достижению целей организации.

 

Таблица 2. Как правила и процедуры способствуют достижению целей

1. Указывают работникам направление действий, которое по опыту с высокой степенью вероятности должно быть успешным и способствовать достижению целей.

2. Повышают эффективность путем исключения ненужных повторов процесса, приводящего к удовлетворительному решению.

3. Дают возможность руководителям точно предвидеть, что будут делать подчиненные в конкретной ситуации.

4. Позволяют проводить точные сравнения с прошлыми результатами или результатами других групп. (А поскольку аналогичное задание выполняется аналогичным же способом, то оно должно выполняться каждый раз с одинаковой или растущей эффективностью.)

 

Проблемы, связанные с правилами и процедурами.

Иногда рабочие воспринимают правила и процедуры как нечто, стесняющее их действия или что-то бессмысленное. Они могут выражать протест против правил, демонстрировать враждебность к организации или руководителю, или даже прямо неповиноваться. В этом случае правила будут мешать достижению целей — независимо от того, обоснованы они или нет. Проще всего в этом случае было бы исключить всякие правила, но это, вероятно, привело бы к таким же проблемам, какими были те, для устранения которых предназначались правила. Однако, если исследовать ситуации, в которых правила приносят больше вреда, чем пользы, то часто можно увидеть, что настоящим источником проблем являются не правила и не процедуры. Скорее, конфликт возникает из-за способа каким руководство представляет эти правила рабочим.

Современные рабочие, даже на низших уровнях организации, имеют относительно лучшее образование по сравнению со своими предшественниками. Рабочие по понятным причинам не желают воспринимать ограничения, которые излагаются в форме диктаторских указов. Если когда-то слово босса считалось неоспоримым, то сегодня подчиненные обычно настойчиво требуют объяснений, почему необходимо выполнять работу именно так, как предписано правилами или процедурами.

Поэтому, принимая, что рассматриваемые правила обоснованы и необходимы, лучшим способом достижения согласия будет информирование подчиненных о целях этих правил. В большинстве случаев, если подчиненный искренне понимает, как и почему правила помогают организации осуществлять ее деятельность более эффективно, то конфликты будут сведены к минимуму, а правила выполняться добровольно. Если руководитель сможет убедительно показать рабочим, как эти правила и процедуры помогают каждому из них, то они обычно сами начинают стремиться к сотрудничеству. Между прочим, когда руководители берут на себя труд убедить, а не насильно заставить рабочих следовать правилам, они обнаруживают, что способ выполнения задания рабочих оказывается более эффективным, чем любые правила или процедуры, разработанные управляющими.

Когда дело касается многонациональных организаций, сущность и реализация тактики, политики, процедур и правил становятся еще более сложными. Естественно, когда вся организационная структура заполнена служащими и руководителями, представляющими разные культуры, в процессе реализации правил и процедур могут возникнуть большие сложности. В таблице 3 проводится сравнение ожидании и методов управления в японских и американских фирмах. Различия в системах управления потрясающие; также различно поведение руководителей и служащих, возникшее в каждой системе.

 

Таблица 3. Характеристики систем управления в Японии и США

Япония

США

Пожизненный тип работы

Принцип старшинства при оплате и назначениях

Неформальный контроль

Нечеткое описание рабочего задания

Коллективная ответственность

Отсутствие должности и задания

Акцент на координацию и сотрудничество

Согласованное решение

Управление «снизу-вверх»

Обучение без отрыва от производства

Вербовка новых выпускников высших     учебных заведений

Долгосрочная ориентация

Краткосрочная работа по найму

Оплата по индивидуальным результатам работы

Формальный контроль

Четкое описание рабочего задания

Индивидуальная ответственность

Задание определяется должностью

Акцент на эффективность и результаты

Индивидуальное решение

Управление «сверху-вниз»

Специальные программы повышения квалификации

Вербовка новых выпускников и более зрелых сотрудников

Повышенное внимание к текущим результатам


 

Таким образом, можно утверждать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.[9]

 

 

 


3. Совершенствование модели стратегического планирования в ОАО «Химик»

 

3.1. Общая характеристика ОАО «Химик»

ОАО «Химик» - один из крупнейших в Калининградской области производителей товаров бытовой химии. Предприятие ОАО «Химик» было основано в 1988 г. как артель, затем в 1991 г. артель преобразована в завод. 20 октября 1992 г. путем приватизации государственного завода было учреждено акционерное общество открытого типа «Химик».

Целью деятельности предприятия является насыщение рынка товарами и услугами собственного производства.

Предметом деятельности предприятия является:

1. разработка и производство товаров бытовой химии и иных товаров народного потребления;

2. проведение научно-исследовательских работ;

3. оказание маркетинговых, агентских,  складских и иных услуг;

4. оптовая и розничная торговля.

ОАО «Химик» занимает территорию площадью 7 гектаров в промышленной зоне г. Калининграда. На этой территории располагается 4-этажное административное здание предприятия, 2 цеха (цех по производству товаров бытовой химии и ремонтно-транспортный цех). Предприятие имеет 3 склада: склад сырья, склад готовой продукции и склад привозной продукции (товары бытовой химии, реализуемые «Химиком»). Уставный капитал общества составляет 130,785 млн. руб.

Акционерами общества являются 235 физических лиц, в основном работники предприятия и 5 юридических лиц. Дивиденды по акциям не выплачивались 4 года. По решению акционеров предприятия та часть прибыли, которая идет на выплату дивидендов, направляется на развитие производства.

Руководство Химика в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как: совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия); планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия); производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор, коммерческий директор, начальник службы качества и
НИР, начальник производства; обсуждаемая тема: развитие производства, разработка и внедрение новых видов продукции);

На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности завода. В его обязанности входит также определение оптимального объема производства продукции в ассортименте для увеличения прибыли предприятия.

Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост производства продукции на 15 %.

В таблице 4 приведены данные производства предприятием продукции за 2 года, анализируя которые можно сказать, что в 2007 г. было произведено продукции на 34,73 % больше, чем в 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Наименование

продукции

 

Производство

в 2006 г. (тонны)

 

Производство

в 2007 г. (тонны)

 

Средства для стирки

96

81

Чистящие средства (пасты)

81

199

Чистящие средства (жидкие)

31

89

Моющие средства

43

10

Средства по уходу за обувью

11

1

Парфюмерно-косметические средства

2

0,4

Средства по уходу за автомобилем

23

13

Прочие

28

29

ИТОГО

315

424,4

Информация о работе Разработка модели стратегического планирования в ОАО "Метупак"