Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа
Цель данной курсовой - разработать модель стратегического плана в ОАО «Химик». Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение проблемы планирования, проведение анализа деятельности ОАО «Химик», его внешнего и внутреннего окружения, разработка рекомендаций по созданию эффективного стратегического плана.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Теоретические аспекты планирования как функции менеджмента……..….5
1.1. Сущность процесса планирования……………………..............................5-8
1.2. Роль и место планирования в управлении предприятием……………...8-12
1.3. Основные виды планирования………………………………………….12-17
2. Система стратегического планирования в организации……………………18
2.1. Этапы стратегического планирования…………………………….…...18-24
2.2. Анализ внешней и внутренней среды……….…………………………24-30
2.3. Инструменты реализации стратегического плана…………….…..…..30-36
3. Совершенствование модели стратегического планирования в ОАО «Химик»……………………………………………………………………….…37
3.1. Общая характеристика ОАО«МЕУПАК»……… …………..........……37-41
3.2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО«МЕТУПАК»…………..41-44
3.3.Рекомендации по созданию эффективной модели стратегического планирования в ОАО «МЕТУПАК»……………………………………...44-51
Заключение……………………………………………………………...……52-53
Список использованных источников…………………
Технологическое оборудование, на котором происходит процесс производства продукции, было закуплено предприятием в 90-е годы. Но устаревшим его назвать нельзя, так как за эти годы в технологии производства чистящих и моющих средств, практически, ничего не изменилось.
Руководство предприятия внимательно следит за новыми разработками в области производства товаров бытовой химии. Недавно «Химик» приобрел установку деминерализации воды. Деминерализованная вода улучшает качество производимых на ее основе изделий. Она используется для производства жидких чистящих средств.
Продукция предприятия пользуется спросом у потребителей среднего и старшего возраста со средним и низким уровнем доходов. Производимые заводом товары пользуется спросом, так как они хорошего качества (некоторые виды продукции значительно лучше по качеству, чем аналогичные других производителей), приемлемые по стоимости, существует доверие покупателей к предприятию.
Однако завод теряет часть своих покупателей из-за частой смены ассортимента выпускаемых товаров. Только потребитель привыкнет к новой разработке, появится постоянный спрос, как предприятие снимает товар с производства по какой-либо причине. Эта ситуация подрывает хорошее мнение потребителей о ОАО «Химик».
Новым направлением деятельности торговых агентов является работа с калининградскими предприятиями-потребителями продукции завода
(гостиницами, ресторанами, учебными заведениями, больницами, санаториями и т.д.). Агенты получают заявки от таких потребителей и бесплатно доставляют им продукцию.
Общая численность работников составляет 115 человек. В основном, это квалифицированные работники, давно работающие на предприятии.
Многим работникам руководство завода предложило остаться на предприятии, сменив свою специальность. Таким образом, формировался штат продавцов и агентов по продаже.
На предприятии химической промышленности, и «Химик» тому не исключение, существуют вредные для здоровья работников условия труда.
Работники с вредными условиями труда получают на заводе различные льготы и выплаты. Все работники завода независимо от условий труда проходят ежегодные медосмотры прямо на предприятии. Сотрудники, которые отработали на предприятии более 10 лет, получают премию.
Каждое подразделение завода имеет свою комнату отдыха, где в обеденный перерыв можно отдохнуть и перекусить. На территории предприятия для всех желающих открыта столовая, где обедают не только сотрудники завода, но и работники соседних предприятий.
Одним из критериев финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Можно сделать вывод, что предприятие платежеспособно, так как текущие активы (80228 тыс. руб.) превышают внешние обязательства – заемные средства (20654 тыс. руб.).
Поступление денежных средств в кассу предприятия в 2007г. обеспечивалось за счет: продажи произведенной продукции; сдачи в аренду предприятием части своей земельной собственности, зданий и сооружений; продажи сырья, материалов и оборудования, неиспользуемых в производственной деятельности. Но в целом, можно сказать, что «Химик» имеет устойчивое финансовое положение.
3.2. Анализ внешней и внутренней среды ОАО «Химик»
Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия. Анализ факторов макросреды, в которой работает «Химик» представлен в таблице 5.
В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на ОАО «Химик» приведены в таблице 6.
Анализ текущей ситуации на рынке товаров бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) ОАО "Химик»:
1. КФУ в области технологий (опыт в использовании различных технологий для производства товаров бытовой химии; опыт разработок новых товаров);
2. КФУ в области производства (наличие необходимых производственных мощностей; высокое качество производства);
3. КФУ в области финансов (предприятие является платежеспособным; собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным);
4. КФУ в области распределения (быстрая и бесплатная доставка товаров потребителю; эффективное использование различных каналов сбыта; наличие собственных каналов сбыта продукции);
5. КФУ в области кадров (высокий профессионализм работников предприятия);
6. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);
7. другие типы КФУ (доверие потребителей предприятию).
Проведя анализ внешней среды, необходимо оценить, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 7.
Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды можно составить перечень угроз и возможностей предприятия.
Возможности:
рынок товаров бытовой химии продолжает развиваться;
развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей;
либерализация внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество приводит к появлению новых партнеров;
повышение уровня образования населения приводит к увеличению
числа высокообразованных специалистов;
безработица приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место
Угрозы:
снижение уровня покупательской способности населения
повышение энерготарифов
повышение налоговых ставок
несовершенство законодательной базы приводит к ущемлению интересов производственной сферы
нестабильность в обществе приводит к приостановлению инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса
ужесточение конкуренции
ухудшение отношений с производителями сырья и материалов
С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон предприятия можно установить, что ОАО «Химик» имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. Он обладает многолетним опытом производства товаров бытовой химии и наличием необходимых производственных мощностей. К тому же продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей Калининградской области. А слабыми сторонами завода являются высокие издержки производства, сводящие на нет прибыль предприятия, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.
Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции с целью минимизации издержек и с учетом легкодоступности сырьевой базы. К тому же необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки товаров бытовой химии предприятие может производить для расширения ассортимента и привлечения новых клиентов.
Развитие НТП открывает новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с производством товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.
3.3.Рекомендации по созданию эффективной модели стратегического планирования в ОАО «Химик»
Проведенный ранее анализ факторов внешней и внутренней среды, и, выделенные на его основе сильные и слабые стороны деятельности ОАО
«Химик», позволили выявить, что предприятие имеет определенный потенциал роста, который при правильной стратегической политике и умелом внедрении ее в производственную среду сможет, не только удержать предприятие «наплаву», но и получить максимальную прибыль от производственной деятельности.
Выбор стратегии производственной деятельности предприятия, основывается на ряде характеристик внутренней и внешней среды Химика, приведенных ниже:
1. рынок товаров бытовой химии является растущим и прибыльным;
2. развитие НТП способствуют появлению новых продуктов, новых рынков, и новых потребителей;
3. Химик имеет многолетний опыт производства товаров бытовой химии и необходимые производственные мощности;
4. продукция, выпускаемая заводом, хорошего качества и пользуется спросом потребителей Калининградской области;
5. слабыми сторонами деятельности завода являются высокие издержки производства, сводящие на нет его прибыль, и отдаленность предприятия от основных поставщиков сырья.
При построении стратегии предприятия был выбран подход, который разработал Игорь Ансофф. Для условий растущего рынка он предложил применить 4 вида стратегий.
Цель первой стратегии – стабилизация или расширение рынка. Возможные пути достижения целей – увеличение потребления через снижение цен из-за снижения себестоимости и ухудшения качества товара, а также через рекламу.
Второй вид стратегии включает деятельность, направленную на развитие рынка. Она предусматривает выход на новые рынки с уже выпущенным товаром. Возможными путями могут быть: сбыт на новых региональных, национальных или интернациональных рынках; новые области использования старых продуктов, внедрение их на новых сегментах рынка.
Третий вид включает стратегии, направленные на разработку новых продуктов (инноваций), которые будут сбываться на старых рынках. Эти стратегии применяются организациями, имеющими сильные проектные службы.
Четвертый вид представляет собой стратегию диверсификации, под которыми понимается изменение направлений и сфер деятельности, то есть включение в производственную программу изделий, не имеющих прямого сходства с выпускающимися изделиями.
Стратегия, которую «Химик» может использовать в своей производственной деятельности является комбинированной и состоит из 2-х частей: стратегии №1 «сокращение расходов производства» и стратегии №4 «диверсификации».
В рамках стратегии сокращение расходов производства необходимо проанализировать производимый заводом ассортимент продукции в целях сокращения себестоимости каждого из наименований, увеличения прибыли и доли в объеме продаж. Анализ производимой «Химиком» продукции приведен в таблице 8.
Данные таблицы дают представление о необходимости снижения издержек производства. Производство моющих средств является невыгодным, так как не рентабельно и не может конкурировать на рынке с товаром заменителем
- стиральным порошком, ни по цене, ни по потребительским качествам. Но спрос на моющие средства у потребителей все же есть, о чем говорит высокий объем продаж, поэтому предприятию следует постепенно сокращать это направление, переходя сначала на производство одного наименования - «Ландыша», а затем либо снижать себестоимость за счет поиска более дешевого сырья, либо вообще убрать это направление, заменив его, новым.
Производство чистящих паст является прибыльным направлением деятельности предприятия. «Суржа» считается у потребителя самой удачной среди аналогичной продукции других изготовителей и лидером объемов продаж, принося предприятию ощутимый доход. Поэтому ОАО «Химик» может дальше наращивать ее производство и делать попытки выхода на новые географические рынки. Новая разработка «Химика» – паста
«Сияние» является также прибыльной. Она имеет высокую рентабельность, неплохие потребительские качества, и цену ниже, чем «Суржа». Поэтому она будет востребована потребителями.
С производством остальных чистящих паст у предприятия не все складывается удачно. Так чистящая паста «Санита» является популярной у потребителя и по объемам продаж следует за «Суржей». Но ее изготовление не приносит прибыли предприятию, так как из-за высокой себестоимости имеет рентабельность –2,44 %. Новая разработка предприятия - паста «Особая» по потребительским качествам схожа с «Санитой», но имеет рентабельность намного выше - 12,85 %. Поэтому предприятию следует либо заменить производство «Саниты» изготовлением пасты «Особая»; тогда потери части клиентов можно избежать, проведя рекламную кампанию по новой пасте; либо сделать попытку поменять технические условия производства «Саниты», заменив дорогое сырье более дешевым, и дать название новой пасты, созвучное уже имеющемуся.
«Химик» производит большое количество мягких чистящих паст, которые можно применять для чистки посуды. Многие из этих паст имеют схожие потребительские качества и одинаковую стоимость, поэтому не различимы для покупателя. Но предприятию эти пасты приносят неодинаковый доход из-за своей различной себестоимости изготовления. Наиболее популярное чистящее средство этой группы – паста «Восточная», она имеет постоянных потребителей и хороший объем продаж. Но прибыли предприятию приносит немного, так как ее рентабельность равна 3,84 %. Зато пасты «Приморская» и «Универсальная» оказались забытыми потребителями. Их рентабельность очень низкая 4,23% и 2,39%, а доля продаж еще ниже 0,07. Их можно «безболезненно» для потребителей и предприятия снять с производства.
Информация о работе Разработка модели стратегического планирования в ОАО "Метупак"