Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:06, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современных условиях проблема устойчивого развития предприятия приобретает первостепенное значение. Часто возникают ситуации, когда предприятие успешно функционирует, его положение на рынке постоянно улучшается, оно наращивает обьемы производства, но, в один прекрасный момент из-за небольшого изменения ситуации на рынке, это предприятие теряет все. Предприятия постоянно зависят от изменения внешней среды, одни – больше, другие – меньше, некоторые, вчера, казалось бы, непоколебимые структуры, сегодня уходят с рынка. Поэтому высока актуальность проблемы устойчивого развития.
Методы математической статистики. Данные методы исторически были первыми методами исследования эволюционных процессов в экономических системах. Однако множество экономических параметров далеко не всегда образует статистический образ, поэтому методы математической статистики часто оказываются неприемлемыми. Кроме того, многие явления возникают непредвиденно, т.е. являются эмерджентными. Это требует поиска новых, современных методов изучения динамики развития экономических систем.
Когнитивистика или когнитивный анализ. Каждая связь в математическом отношении описывается некоторым уравнением. В итоге получается несколько уравнений (для различных типов связей) с несколькими неизвестными. Ввиду того, что это, как правило, достаточно сложные нелинейные дифференциальные уравнения, такая система может быть решена лишь численными методами. В результате описывающие систему динамические параметры оказываются выраженными через коэффициенты, определяемые начальными и граничными условиями задачи.
Линейное программирование — линейное преобразование переменных в системах линейных уравнений. Сюда относят: симплекс-метод, распределительный метод, метод разрешающих множителей, статический матричный метод решения материальных балансов.
Дискретное программирование включает: локализационные и комбинаторные методы. К локализационным относятся методы линейного целочисленного программирования. К комбинаторным — метод ветвей и границ, использующийся для построения графиков производства.
Математическая статистика — используется для корреляционного, регрессионного и дисперсионного анализа экономических явлений и процессов. Корреляционный анализ применяется для установления тесноты связи между двумя или более стохастическими независимыми явлениями или процессами. Регрессионный анализ устанавливает зависимость случайной величины от неслучайного аргумента. Дисперсионный анализ используется для установления зависимости результатов наблюдений от одного или нескольких факторов с целью установления важнейших. Методы математической статистики используются также для прогнозных экономических расчетов.
Динамическое программирование применяется для планирования и анализа экономических процессов во времени. Динамическое программирование представляется в виде многошагового вычислительного процесса с последовательной оптимизацией целевой функции. Сюда относят еще имитационное моделирование.
Теория игр представляется рядом методов, использующихся для определения стратегии поведения конфликтующих сторон. Известные методы можно разделить на два класса: точные и приближенные (итеративные). Реализация игры на основе приближенных методов имеет несколько вариантов, но каждый из методов основан на аналитическом осмысливании стратегии на каждом шаге (в каждой партии) с целью совершенствования поведения на последующих шагах.
Теория массового обслуживания и родственное ей направление — теория управления запасами включает большой класс экономических задач, где на основе теории вероятности оценивается количество ремонтных рабочих, ресурсов и т.п. в зависимости от характера спроса на них. При этом многие задачи управления запасами формализуются как задачи массового обслуживания и алгоритмически представляются как эвристические модели.
Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) получил широкое распространение при решении задач повышения качества и конкурентоспособности продукции во многих странах мира. Этот метод позволяет сформулировать цель работы, наметить пути достижения цели и последовательно пройти весь путь до ее реализации, сочетая при этом самые разные, но взаимно дополняющие друг друга методы. ФСА отличается от других подходов управления тем, что объединяет методические приемы, которые обычно не применяются вместе.
Данные методы очень хорошо отражают деятельность предприятия в рамках стратегических подходов и, тем более, в рамках устойчивого развития, к сожалению, применение таких методологий требует как больших финансовых затрат, так и наличие квалификации сотрудников для их реализации.
Методика уровневой оценки. В соответствии с уровнями развития ученые ЦЭСИ классифицируют предприятия следующим образом: для предприятий выделены 5 уровней развития 0-й, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й. Уровень 4 соответствует современному мировому уровню развития предприятия. Каждый уровень развития характеризуется определенным набором используемых технологий управления. Это – технологии организации и управления бизнес-процессами (БП) на предприятии. К таким процессам авторы относят: маркетинг, разработку продукции, производство продукции, логистический процесс (сбыт, снабжение, хранение, упаковка, транспортировка продукции), финансовый процесс, обеспечение качества, административное управление, обслуживание бизнес-процессов предприятия, управление персоналом. На основании результатов диагностики можно заключить, на каком уровне развития находится предприятие, и в каком направлении ему следует двигаться в целях достижения наилучших результатов функционирования.
«Анализ G.A.P.» (метод разрыва). Главной задачей этого метода является определение несоответствия или разрыва между целями предприятия и его возможностями. Если такой разрыв существует, то целесообразно установить, как его устранить.
Модель делового анализа PIMS является моделью, способной дать оценку возможностей предприятия к развитию. Она была предложена компанией «Дженерал Электрик» на основе обобщения опыта более 3000 предприятий Европы и Северной Америки и представляет собой эмпирическую модель для возможности сравнения с ней данных конкретного предприятия. Модель PIMS позволяет руководству предприятий учитывать в своей деятельности опыт других предприятий. Следует отметить, что данный метод был разработан для насыщенных, высокоразвитых, устойчивых рынков, и на российских предприятиях в настоящее время может носить в основном познавательный характер.
Каждая из перечисленных основных стратегий требует наличия определенных экономических ресурсов и определенных управленческих действий. Динамика развития такой сложной системы как предприятие не может быть описана в рамках какого-то одного подхода или метода. Всякие восторги по поводу того или иного нового метода исследования - не более чем иллюзия, так как все эти методы оперируют весьма ограниченным числом параметров и связей между элементами данной системы. Для развития предприятия необходимо соблюдение условий развития, реконструкционные изменения и эффект функционирования. В результате изменений происходит переход системы на новый уровень, с новыми связями между элементами предприятия, с новыми возмущениями, что в свою очередь создает проблемы для описания функционирования предприятия и невозможность использования какой-то одной методологии или методики.
Учитывая проведенный анализ необходимо еще раз отметить, что в целях формирования устойчивого развития предприятия необходимо использовать комплексный подход, который будет включать совокупность различных методов определения и оценки устойчивого развития предприятия.
2.2. Применение рыночных механизмов для достижения устойчивого развития предприятия
Рыночный механизм представляет совокупность взаимообусловленных методов и рычагов воздействия экономического характера на производство, обмен, распределение и потребление в системе законов рынка и товарно-денежных отношений.
Знаменитые американские экономисты Самуэльсон и Нордхаус определяют рыночный механизм регулирования экономики как форму организации хозяйства, когда индивидуальные потребители и производители посредством рынка взаимодействуют с целью решения общих экономических проблем.
Рыночный механизм (рыночная экономика) функционирует благодаря наличию в этой системе важных составных элементов, которые в целом и составляют механизм рынка. К этим важнейшим элементам относятся, прежде всего, производители и потребители. Взаимодействие между ними устанавливается как обмен результатами деятельности. Производители выступают поставщиками нового товара, потребители – его покупателями. Потребление представляет собой логическое продолжение процесса производства, при котором товар перерабатывается пользователями.
Следующий элемент – это экономическая обособленность, обусловленная частной формой собственности или смешанной. Третий элемент – цены. Это важнейший элемент, поскольку именно цены отражают суть взаимного развития спроса и предложения на рынке. Четвертый элемент – спрос и предложение. Они, как и цены, выступают основными элементами рынка, обеспечивая связь между потребителями товаров и их производителями. Пятый элемент – конкуренция. Она максимизирует прибыль и способствует расширению производства.
Конкурентный рыночный механизм это способ взаимодействия субъектов рыночных отношений и механизм свободного регулирования его пропорций. Экономист А.Смит называл конкуренцию «невидимой рукой» рынка. Главная функция конкуренция заключается в определении величины экономических регуляторов, таких как цена, норма процента, норма прибыли и другие.
Конкуренция – это свобода участия экономических единиц в любой экономической отрасли. Такая свобода необходима для адаптации экономики к изменениям технологий, предложения ресурсов или вкусов потребителей. Главное преимущество рынка заключается в том, что эффективность ее производства постоянно стимулируется. Объектом конкуренции выступает цена и издержки производства, дизайн и качество продукции. Конкуренция характеризуется способностью развития научно-технического прогресса, реагирования на изменения спроса, выравнивания нормы прибыли и уровня заработной платы в отраслях народной экономики.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет
формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребитель-
ским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке,
что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответст-
вия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.
Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продук-
ции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресур-
сов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производст-
ва и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результатив-
ность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эф-
фективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в сере-
дине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой
разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.
Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит
в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" провел анализ конкуренции.
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного ме-
ханизма.
А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают
на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая "невидимая рука" рынка, кото-
рая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического
производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли.
Новизна теории конкуренции А. Смита состоит в том, что он впервые:
1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены при сокращении предложения и
уменьшающего цены при избытке предложения;
2) обозначил главный принцип конкуренции – принцип "невидимой руки", в соответствии с которым, "дергая" за ни-
точки марионеток-предпринимателей, "рука" заставляет их действовать согласно с неким "идеальным" планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
3) разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает от-
раслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускаю-
щие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной
реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;
4) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и
покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказы-
вать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);
5) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом. [i] Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,
Информация о работе Разработка механизма устойчивого развития организации